Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания
методическая разработка на тему

Савченко Екатерина Сергеевна

Методический семинар: Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.rar1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

rkmchp.gif

Технология критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления

2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

3) Развитие аналитического, критического мышления.

4)   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

5)  Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • Развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии – трехфазовая структура урока:
вызов, осмысление, рефлексия:

1- я стадия

2-я стадия

3-я стадия

Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;

 – пробуждение интереса к получению новой информации;

 – постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

– получение новой информации;

 – учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Рефлексия:

– размышление, рождение нового знания;

 – постановка учеником новых целей обучения.

Стадия «Вызов» «Понятийное колесо»

Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе.  Тема «Что такое общество»

Дворянское общество

Люди

Богатые, бедные

Французы

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Страна

Русское общество

Класс

Футбольная команда

Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ

«З» знаем

«З» знаем

«У» узнали

Стратегия ЗХУ на уроке истории древнего мира

«З» знаем

«З» знаем

«У» узнали

Кто такие археологи

Что такое исторические источники

Как работают археологи

Как находят археологические памятники

Какие существуют виды исторических источников

Стадия Инсерт  «Реализация смысла» («Условные значки»)

«» – уже знал

 «+» – новое

  «–» – думал иначе

   «?» – есть вопросы

Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе.
Тема «Великие географические открытия и их последствия»

Значки

Ключевые слова

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

+

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

?

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Синквейн

1 строка: Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка: Описание темы (два прилагательных)

3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)  

4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)          

5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Синквейн на уроке истории 9 класс

Россия в 1900-1917 гг

Россия
царская, самодержавная
воюет, подавляет, свергает
эпоха мировой войны, революции, гражданской смуты
сдвиг в российском обществе

Прием “Шесть шляп”

Это задание обычно используется  на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

“Белая шляпа” —> АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

“Желтая шляпа” —> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

“Черная шляпа” —> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

“Синяя шляпа” —> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);

“Зеленая шляпа” —> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);

“Красная шляпа” —> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

Приём “Ромашка Блума”

Структура вопросов:

I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.)

II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то …)

III тип – практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью)

IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каково Ваше отношение к данной теме)

V тип – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)

VI тип – интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)

Выводы

  • использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать  умения и навыки работы с информацией:
  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...

"Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания».

Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания». Презентация по приемам работы над развитием критического мышления....

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

   Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника к реал...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...