Обучающий тренинг по конструктивному решению конфликтов для педагогических работников школы
методическая разработка по психологии на тему

Сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.

Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем и созидательных, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_chast.pptx393.18 КБ
Файл 2_chast.pptx466.16 КБ
Файл moy_tekst.docx51.15 КБ
Файл prilozhenie.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Межличностные конфликты 2014 г. Занятие-т ренинг по конструктивному решению конфликтов

Слайд 2

Упражнение «Эмоциональная гимнастика ». Цель: развитие навыка спонтанного реагирования .

Слайд 3

“…жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим ”. Б . Вул

Слайд 4

Составные части конфликта : 1. Противоречие 2.Осознание индивидом этого противоречия 3. Активность

Слайд 5

Упражнение « Надписи на спине » Цель: опыт умения корректно (с точки зрения толерантности) объяснять свою точку зрения.

Слайд 6

Типология конфликтов

Слайд 7

По субъекту конфликта: 1) Внутриличностные конфликты. 2) Межличностные конфликты. 3) Личностно-групповые конфликты. 4) Межгрупповые конфликты.

Слайд 8

Структура конфликта Конфликтующие стороны Зона разногласий Представления о ситуации Мотивы Действия

Слайд 9

Процесс развития конфликта Предконфликтная ситуация Инцидент Эскалация Кульминация Завершение конфликта Постконфликтная ситуация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Межличностные конфликты 2014 г. Занятие-т ренинг по конструктивному решению конфликтов

Слайд 2

Конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Слайд 3

Цель урегулирования конфликта – направить участников на поиск взаимоприемлемого решения

Слайд 4

Упражнение « Необитаемый остров » Цель : создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей .

Слайд 5

Стратегии поведения личности в конфликтной ситуациии (по К.Томасу и Р.Килмену ): Соперничество (принуждение); Избегание (уход); Приспособление (уступка); Компромисс и сотрудничество.

Слайд 6

Притча «Булочка » Дискуссия-обсуждение

Слайд 7

Анализ педагогической задачи.

Слайд 8

Методы профилактики: Ранняя диагностика конфликта. «Разрядка» негативных эмоций. Изменение характера восприятия участников конфликта. Метод последовательных взаимных уступок. Переговоры участников конфликта. Обращение к посреднику, арбитру

Слайд 9

Упражнение «Ладошка». Цель: формирование опыта получения и выражения позитивной обратной связи, предоставление возможности выражения положительных эмоций по отношению друг к другу.

Слайд 10

Марченко Лидия Александровна Занятие подготовила педагог-психолог



Предварительный просмотр:


Цель: формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

  1. ознакомление со способами управления межличностными конфликтами;
  2. обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей;
  3. способствовать формированию навыка спонтанного реагирования, опыта умения корректно (с точки зрения толерантности) объяснять свою точку зрения, формирование опыта получения и выражения позитивной обратной связи, предоставление возможности выражения положительных эмоций по отношению друг к другу.

(Слайд 1.) «Межличностные конфликты. Тренинг по конструктивному решению конфликтов».

Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.

Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

Как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью.

(Слайд 2.) Упражнение «Эмоциональная гимнастика».

Цель: Развитие навыка спонтанного реагирования

Необходимые материалы:  карточки с заданием

Радость

Улыбнуться как радостный ребенок

Гнев

Нахмуриться как разъяренный отец

Интерес

Заинтересоваться, как бизнесмен, услышавший о новом, сверхприбыльном проекте.

Отвращение

Словно на ужин вам предложили блюдо с отборными китайскими тараканами.

Удивление

Удивиться «как будто ты увидел чудо»

Печаль

Расстроиться, как  будто расстаешься на все лето с лучшим другом.

Страх

Испугаться как заяц, увидевший волка.

Счастье

Обрадоваться так, словно сбылась твоя самая заветная мечта

Недоумение

Словно ты встретил в джунглях белого медведя.

Восхищение

Словно тебе выдался уникальный шанс провести  целый день со своим кумиром.

Тревога

Тревожиться, как перед важным экзаменом

Стыд

Словно потерял штаны в людном месте.

Вина

Когда соврал и раскаиваешься.

Раздражение

Когда тебя настойчиво заставляют  делать то, чего ты  не хочешь

Гордость

Словно спортсмен на пьедестале, ставший олимпийским чемпионом.

Скука

Заскучать как студент на долгой, скучной лекции.

Удовольствие.

Словно кот, растянувшийся  на солнышке.

Ярость

Когда с кулаками отстаивают  свои права.

Сосредоточенность.

Когда решаешь важную задачу

Отчаяние

Словно ребенок, потерявшийся  в лесу

Тоска

Словно друг уехал навсегда

Горе

Словно потерял близкого

Злость

Когда все вокруг не по-твоему

Обида

Словно тебя не справедливо наказали

Грусть

Приятное воспоминание о событии, которое осталось в прошлом.

Вдохновение

Как будто тебя посетила муза

Описание: В круге каждый участник выбирает из шкатулки карточку с заданием, по очереди каждый демонстрирует его. Задание остальным участникам - угадать эмоцию.

(Слайд 3.) Сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.

Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем и созидательных, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам. Поэтому его функции характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий.

“…жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. (Б.Вул)

(Слайд 4.)Составные части конфликта:

1. противоречие,

2. осознание индивидом этого противоречия,

3. активность.

(Слайд 5.) Упражнение «Надписи на спине»

Цель: опыт умения корректно (с точки зрения толерантности) объяснять свою точку зрения.

Необходимые материалы:  листки бумаги, булавки или малярный скотч.

Описание: Участникам прикрепляется к спине листки бумаги с определением принадлежности к профессии, либо социальной группе. Все участники стоят спинами друг к другу. Задача-объяснить партнеру кем он является, не называя само слово. Только наводящие вопросы.

Резюме ведущего:  Вокруг есть люди, с которыми нам приходится сталкиваться, не всегда наши мнения совпадают. И очень важно все разногласия решать объективно оценивая ситуацию. Для этого необходимо умение объяснять, а не навязывать свою точку зрения.

(Слайд 6.)Типология конфликтов

(Слайд 7.)По субъекту конфликта:

1) Внутриличностные конфликты.

2) Межличностные конфликты.

3) Личностно-групповые конфликты.

4) Межгрупповые конфликты.

Межличностные конфликты:

ценностные конфликты - различия между людьми с точки зрения их ценностных ориентаций;

конфликты интересов - различия интересов;

конфликты из-за нарушения групповых норм или правил взаимодействий.

Конфликты с точки рения властных отношений:

1) Вертикальные: конфликты власти и конфликты безвластия.

2) Горизонтальные.

По степени публичной объективации взаимодействия:

1) Скрытые.

2) Открытые.

По последствиям:

1. Конструктивный конфликт - чаще возникает в случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.

2. Деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию, чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу "на личности", чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение кол-ва включенных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний ("экспансия" конфликта). Другая черта - "эскалация" конфликта - означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого конфликта особенно сложно.

По включенности в сознание:

1) Стихийно возникающие.

2) Целенаправленно, сознательно возникающие.

По способу возникновения:

1) Объективно возникающие.

2) Субъективно возникающие.

(Слайд 8.)Структура конфликта.

А) Конфликтующие стороны - две или несколько конфликтующих сторон, кроме того, могут быть и другие участники - сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

Б) Зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.

В) Представления о ситуации - сложившиеся в зоне разногласий представления участников конфликта, очевидно, не совпадают, что создает почву для их столкновения.

Г) Мотивы - стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся.

Д) Действия - конфликтующие стороны начинают вести себя так, что их действия сталкиваются и мешают другой стороне достичь своей цели.

(Слайд 9.)Процесс развития конфликта

Предконфликтная ситуация - положение дел накануне конфликта.

Инцидент - первая стычка конфликтантов.

Эскалация - конфликт "шагает по ступенькам", реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон.

Кульминация - верхняя точка эскалации, обычно выражается в каком-то "взрывном" эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.

Завершение конфликта - сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт. Завершение конфликта может достигаться потому, что конфликтанты устают враждовать и приспосабливаются к сосуществованию. Чаще конфликт завершается посредством специальных усилий, направленных на его разрешение.

Постконфликтная ситуация - последствия конфликтов: позитивные, негативные.

(Слайд 10.)Таким образом, конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

(Слайд 11.)Цель урегулирования конфликта  – направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

(Слайд 12.)Упражнение «Необитаемый остров»

Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.

Необходимые материалы: не требуются

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов. На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят васна необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

        Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

        На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.

        Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

        В обсуждении можно опираться на короткую притчу:

        Строителей спрашивают: «Что вы делаете?»

        Один отвечает: «Я кладу кирпичи».

        Другой отвечает: «Я строю стену».

        А третий ответил: «Я строю Собор Святого Павла».

Обсуждаются вопросы:

  • Какие чувства возникали по ходу упражнения?
  • Как проходило обсуждение в вашей группе?
  • Что оказалось самым ценным для нашей группы?
  • Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

        Важным моментом завершения упражнения является выход из упражнения и снятие с себя ролей.

Резюме ведущего: У каждого человека свои ценности. Они многое говорят о человеке, его интересах и склонностях. Именно ценности лежат в основе нашего поведения, побуждают нас к совершению тех или иных поступков.

(Слайд 13.)Стратегии поведения личности в конфликтной ситуациии (по К.Томасу и Р.Килмену).

(Слайд 14.) Дискуссия-обсуждение притчи «Булочка»

Цель: формирование умения отличать добрый поступок от «медвежьей услуги».

Необходимые материалы: не требуются

Описание: Вниманию группы предлагается притча:

        Муж и жена прожили вместе сорок лет. Каждое утро жена разрезала пополам свежую булочку и отдавала мужу верх, а себе брала нижнюю часть. Ей очень хотелось попробовать верхнюю часть, но, любя мужа, она отдавала ему лучшее. В день сорокалетия их совместной жизни она, наконец-то, не вытерпела и забрала себе верх булочки, а мужу отдала ее нижнюю часть. В ответ муж сказал ей: «Какое счастье!   Сколько лет я мечтал о том, чтобы съесть нижнюю часть булочки, и, наконец, мое желание сбылось!».

        Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- Почему самоотверженный поступок жены нельзя назвать добрым в полной мере?

Резюме ведущего: Иногда в совершении добрых поступков человек переходит ту грань, за которой доброта перестает быть добротой. Это часто случается тогда, когда к самоотверженности примешивается самолюбование: «Ах, какой я молодец, какой я добрый», и интересы других людей отодвигаются на второй план.

(Слайд 15.) Анализ педагогической задачи.

Раздаются по одной задачи на группу, и предлагается проанализировать педагогическую задачу.

Задача 1

Проанализируйте педагогическую задачу:

Семиклассники решили сорвать урок математики нового учителя. Прежний позволял учиться спустя рукава, ставил «ни за что» хорошие отметки. Новый — назовем его А. Ф. — требовал учиться, и в своих требованиях был тверд, казалось, слишком строг. Его невзлюбили, решили с ним бороться. Смысл борьбы: он нам «делает плохо» — мы ему «сделаем плохо».

Инициатором бойкота стал Витя Лобов, крепкий, сильный, но, скажем так, не очень умный и трудолюбивый лидер. «Братва, — предложил он, — А. Ф. заходит в класс, а мы его не видим, поняли? Орем, разговариваем, пишем, читаем. Делаем маленький бедламчик. Пусть хоть оборется — не реагируем. Проверка на вшивость».

А. Ф. входит в класс. В классе шум, на учителя никакого внимания ученики не обращают. По глазам ребят, по фальшивой их оживленности, по ряду других деталей учитель догадывается о бойкоте.

Вопросы для анализа

1.Проведите диагностирование поступка Вити в конкретной педагогической ситуации. В чем состоит конфликт?

2.Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.

Задача 2

Проанализируйте педагогическую задачу:

В прошлом учебном году по 2-й класс была переведена ученица из другой школы. Учительница в этом классе опытная, она решила сразу установить с девочкой контакт.

Оля - девочка очень сообразительная, но не могла спокойно сидеть на уроке: через 15-20 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и учителю, могла встать и уйти без разрешения из класса, называла учительницу на "ты". Учительница просила директора пока не беседовать с девочкой, хотела сама найти к ней подход.

Директор уже поняла, что девочка отстает от сверстников. Мать Оли лишена родительских прав, так как больна хроническим алкоголизмом. Оля живет с бабушкой.

Рабочий день начался как обычно, директор работал в кабинете. Вдруг она услышала крик учительницы. Директор выбежала из кабинета и увидела такую картину: Оля висит на руках между лестницами и кричит учительнице:

"Сейчас упаду, а тебя и директора посадят в тюрьму!"

Вопросы для анализа

1.Осуществите диагностический анализ поступка Оли по схеме: описание поступка, объяснение поступка и его причин, педагогическая оценка, предвидение, общее диагностическое решение.

2. В чем состоит конфликт? Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.

Задача 3

Проанализируйте педагогическую задачу:

В одной из школ в классе вспыхнули «мальчишечьи бои». Каждый день после уроков ребята собирались во дворе школы и на глазах у зрителей начинали драться. Из школы дети возвращались с синяками, в изодранной одежде. Родители жаловались в школу. Проблема обсуждалась на классных часах, родительских собраниях, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались.

     1.Подумайте, почему? В чем причина конфликта?

2.Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.

Задача 4

Проанализируйте педагогическую задачу:

В дождливый осенний день учитель спешит в школу, на встречу с любимым десятым классом. Любимым он, собственно, стал недавно, потому что учитель первый год работает в школе.

Учитель открывает дверь в класс и в недоумении останавливается. Дорога от двери до учительского стола «выложена», выстелена ребячьимикуртками и плащами. Учитель невольно смотрит на свои заляпанные грязью туфли, поднимает глаза и встречает выжидающие взгляды ребят.

Вопросы для анализа

1.Как бы Вы повели себя на месте учительницы?

2.Проведите диагностирование педагогической ситуации. В чем состоит конфликт?

3.Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.

Педагогическое манипулирование: «Дети делают, что хотят, а хотят они... то, что нужно мне».

Преодоление привычки педагогического манипулирования - быть «меньше учителем-больше человеком»

(Слайд 16.)Методы профилактики конфликта выделяют следующие:

  1. Ранняя диагностика конфликта и выявление его причин, с тем чтобы не допустить его разрастания.
  2. «Разрядка» негативных эмоций через виды деятельности, не причиняющие вреда оппоненту.
  3. Изменение характера восприятия участников конфликта.
  4. Метод последовательных взаимных уступок.
  5. Переговоры участников конфликта.
  6. Обращение к посреднику, арбитру

(Слайд 17.)Упражнение «Ладошка».

Цель: формирование опыта получения и выражения позитивной обратной связи, предоставление возможности выражения положительных эмоций по отношению друг к другу.

Необходимые материалы:  бумага, ручки.

Описание:  Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце то, что нравится в себе самом.  Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе , что-то, что нравится в человеке - хозяине ладони. Так листочки обходят весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде. Упражнение направлено на получение участниками позитивной обратной связи, на возможность выражения позитивных эмоций.

Завершение работы

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются

Описание. Ведущий, подводя итоги, подчеркивает ценность каждого человека, его жизни и ответственность человека за реализацию себя в ней.

Группа высказывается на тему:

- Что нового узнали во время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

Литература

  1. Ипатов А.В. Подросток: от саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи. Монография.-Спб.: Речь,2011.-112с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты.-Спб.:Питер, 2012.-224с.
  3. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы.-М.:Эксмо,2009.-384 с.
  4. Сирота Н.А., Кудрявцева Н.В.ЛадьЯ(в ладу с собой)ПРОГРАММА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИДА И РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.,М.: 2011г.


Предварительный просмотр:

Радость

Улыбнуться как радостный ребенок

Гнев

Нахмуриться как разъяренный отец

Интерес

Заинтересоваться, как бизнесмен, услышавший о новом, сверхприбыльном проекте.

Отвращение

Словно на ужин вам предложили блюдо с отборными китайскими тараканами.

Удивление

Удивиться «как будто ты увидел чудо»

Печаль

Расстроиться, как  будто расстаешься на все лето с лучшим другом.

Страх

Испугаться как заяц, увидевший волка.

Счастье

Обрадоваться так, словно сбылась твоя самая заветная мечта

Недоумение

Словно ты встретил в джунглях белого медведя.

Восхищение

Словно тебе выдался уникальный шанс провести  целый день со своим кумиром.

Тревога

Тревожиться, как перед важным экзаменом

Стыд

Словно потерял штаны в людном месте.

Вина

Когда соврал и раскаиваешься.

Раздражение

Когда тебя настойчиво заставляют  делать то, чего ты  не хочешь

Гордость

Словно спортсмен на пьедестале, ставший олимпийским чемпионом.

Скука

Заскучать как студент на долгой, скучной лекции.

Удовольствие.

Словно кот, растянувшийся  на солнышке.

Ярость

Когда с кулаками отстаивают  свои права.

Сосредоточенность.

Когда решаешь важную задачу

Отчаяние

Словно ребенок, потерявшийся  в лесу

Тоска

Словно друг уехал навсегда

Горе

Словно потерял близкого

Злость

Когда все вокруг не по-твоему

Обида

Словно тебя не справедливо наказали

Грусть

Приятное воспоминание о событии, которое осталось в прошлом.

Вдохновение

Как будто тебя посетила муза


1.Проанализируйте педагогическую задачу:

Семиклассники решили сорвать урок математики нового учителя. Прежний позволял учиться спустя рукава, ставил «ни за что» хорошие отметки. Новый — назовем его А. Ф. — требовал учиться, и в своих требованиях был тверд, казалось, слишком строг. Его невзлюбили, решили с ним бороться. Смысл борьбы: он нам «делает плохо» — мы ему «сделаем плохо».

Инициатором бойкота стал Витя Лобов, крепкий, сильный, но, скажем так, не очень умный и трудолюбивый лидер. «Братва, — предложил он, — А. Ф. заходит в класс, а мы его не видим, поняли? Орем, разговариваем, пишем, читаем. Делаем маленький бедламчик. Пусть хоть оборется — не реагируем. Проверка на вшивость».

А. Ф. входит в класс. В классе шум, на учителя никакого внимания ученики не обращают. По глазам ребят, по фальшивой их оживленности, по ряду других деталей учитель догадывается о бойкоте.

Вопросы для анализа

1.Проведите диагностирование поступка Вити в конкретной педагогической ситуации. В чем состоит конфликт?

2.Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.

2.Проанализируйте педагогическую задачу:

В прошлом учебном году по 2-й класс была переведена ученица из другой школы. Учительница в этом классе опытная, она решила сразу установить с девочкой контакт.

Оля - девочка очень сообразительная, но не могла спокойно сидеть на уроке: через 15-20 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и учителю, могла встать и уйти без разрешения из класса, называла учительницу на "ты". Учительница просила директора пока не беседовать с девочкой, хотела сама найти к ней подход.

Директор уже поняла, что девочка отстает от сверстников. Мать Оли лишена родительских прав, так как больна хроническим алкоголизмом. Оля живет с бабушкой.

Рабочий день начался как обычно, директор работал в кабинете. Вдруг она услышала крик учительницы. Директор выбежала из кабинета и увидела такую картину: Оля висит на руках между лестницами и кричит учительнице:

"Сейчас упаду, а тебя и директора посадят в тюрьму!"

Вопросы для анализа

1.Осуществите диагностический анализ поступка Оли по схеме: описание поступка, объяснение поступка и его причин, педагогическая оценка, предвидение, общее диагностическое решение.

2. В чем состоит конфликт? Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.

3.Проанализируйте педагогическую задачу:

В одной из школ в классе вспыхнули «мальчишечьи бои». Каждый день после уроков ребята собирались во дворе школы и на глазах у зрителей начинали драться. Из школы дети возвращались с синяками, в изодранной одежде. Родители жаловались в школу. Проблема обсуждалась на классных часах, родительских собраниях, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались.

     1.Подумайте, почему? В чем причина конфликта?

2.Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.

4.Проанализируйте педагогическую задачу:

В дождливый осенний день учитель спешит в школу, на встречу с любимым десятым классом. Любимым он, собственно, стал недавно, потому что учитель первый год работает в школе.

Учитель открывает дверь в класс и в недоумении останавливается. Дорога от двери до учительского стола «выложена», выстелена ребячьими куртками и плащами. Учитель невольно смотрит на свои заляпанные грязью туфли, поднимает глаза и встречает выжидающие взгляды ребят.

Вопросы для анализа

1.Как бы Вы повели себя на месте учительницы?

2.Проведите диагностирование педагогической ситуации. В чем состоит конфликт?

3.Сформулируйте стратегические, тактические и ситуативные задачи в возникшей ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нового учителя через механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы

Механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы...

3.3-3.5 Участие и достижения обучающихся в олимпиадах, соревнованиях по профилю деятельности педагогического работника Форма 11

3.3-3.5 Участие и достижения обучающихся в олимпиадах, соревнованиях по профилю деятельности педагогического работника Форма 11...

Доклад "Профилактика конфликтов и конструктивное решение межличностных отношений среди подростков"

Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Профилактика конфликтов - важная составляющая деятельности не только школьного медиатора, но и л...

Программа обучающего онлайн курса СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ в рамках программы МБУДО ДДТ г.Донецка «Школа педагогического успеха»

Совершенствование  цифровых компетенций педагогических работников МБУДО ДДТ г.Донецка:Информационная грамотность.Использование цифровых технологий и методик с целью применения в образователь...

Программа обучающего онлайн курса СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ в рамках программы МБУДО ДДТ г.Донецка «Школа педагогического успеха»

Совершенствование цифровых компетенций педагогоов дополнительного образования:Информационная грамотность.Использование цифровых технологий и методик с целью применения в образовательном процессе....

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В данном пособии представлены методические разработки учебных занятий, технологические карты уроков по разным предметам педагогов нашей школы. В пособии нашли отражение описание учебных и образо...