Проекты в учебных курсах, как одна из форм оценивания обучающихся.
методическая разработка на тему

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx229.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проекты в учебных курсах, как одна из форм оценивания обучающихся.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

        Для оперативного контроля знаний и умений  по курсу можно использовать:

  • систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов;
  • оценивание по системе «зачет-незачет»;
  • технологии портфолио;
  • самооценка своей деятельности;
  • самопроверка своих действий по овладению учебным материалом;
  • анализ достижения (или не достижения) в конце урока, темы предполагаемых результатов;
  • качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга;
  • различные формы рефлексии.

Оценка должна решать основные задачи:

  • подведение итогов работы;
  • сравнение (с самим собой и другими);
  • оценивание предметных, метапредметных и личностных результатов.

Следует предусмотреть проверку:

  • достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету;
  • глубину сформированности учебных умений. 

Безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.

        Следовательно, появляется серьезная проблема снижения мотивации учащихся к изучению курса. Таким образом, возникает необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ.

        В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

        Таким образом, несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной  деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

        Одна из особенностей курса то, что курс безоценочный, но  зачётный.

        В своей работе использую следующие методы оценивания:

1. Педагогическое наблюдение.

        

2 . Портфолио как один из  способов оценивания достижений   планируемых результатов по курсу ОРКСЭ. 

3.Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).

 4. Метод тестирования.        

        5. Метод эссе.

         6. Исследовательский метод.

        Главная задача учителя – помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться самостоятельно работать. Это достигается, систематическим индивидуальным подходом к организации самостоятельной деятельности учащихся.

7. Метод проектов.

        В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода TASC в работе над проектом:

                                     interaktivnyi-krug

1. «Что мне известно?»

На первом этапе происходит организация и сбор информации.

2. «Какова задача?»

На втором этапе ученики должны четко понять стоящую перед ними проблемно-поисковую задачу и определить параметры работы. Здесь очень важно содействие учителя, который должен убедиться, что все учащиеся четко поняли стоящие перед ними цели, задачи и предполагаемый результат.

3. «Какие есть идеи?»

Этот этап можно назвать «генератором идей». Здесь учащиеся делятся всеми своими мыслями, идеями и представлениями о проблеме, которые у них имеются. Это творческая и открытая фаза деятельности учащихся с использованием элементов «мозгового штурма». Учащиеся собирают своеобразный «сундучок идей», из которого впоследствии они будут выбирать наиболее ценные и значимые мысли. Для удобства работы ученики могут записывать идеи на самоклеящихся листочках и раскладывать их перед собою на парте.

4. «Какая идея – лучшая?»

На четвертом этапе учащимся предстоит выбрать из всего многообразия идей, предложенных группой, только те, которые помогут достигнуть поставленной цели и решить необходимые задачи.

5. «Делаем!»

Это фаза практической деятельности, когда учащиеся готовят свой проект или презентацию. На этом этапе происходит развитие коммуникативных навыков, принципов критического мышления, умения делать выбор, анализировать собственную и чужую точку зрения, распределять задачи между членами группы и т.д. Самый главный принцип: «Меньше пишем – больше думаем».

6. «Каков результат?»

На шестом этапе работы ученики должны оценить результат своей работы. Обратите внимание, что этап рефлексии предшествует публичной презентации проекта. Здесь закладываются навыки реалистичной оценки собственной деятельности и способов ее улучшения.

7. «Расскажем о своей работе!»

На данном этапе учащиеся представляют результаты своей работы. Здесь ставится коммуникативная задача в сжатых временных рамках представить самые важные аспекты своей работы перед реальной аудиторией своих одноклассников, или более широкой аудиторией, состоящей из родителей и приглашенных гостей, если учащиеся готовили итоговый проект.

8. «Чему мы научились?»

Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем выполнение самой работы. Учащиеся должны отметить, что изменилось в их сознании и понимании, чему они научились и как эти знания и навыки они могут использовать в реальной жизни.

Роль учителя в процессе групповой работы по методу TASC.

Педагог не пытается самоустраниться и занять позицию стороннего наблюдателя. Он исполняет роль консультанта. В ряде случаев педагог может направлять работу группы, предлагать возможные пути решения проблемы, но никогда не должен давать готовых ответов или схем. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности, повышение мотивации к обучению, предложение новых и необычных форм представления результатов работы - вот некоторые основные задачи деятельности педагога в рамках этого метода.

Защита проекта.

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:

  • в форме праздника с приглашением зрителей;
  • в форме конкурса с приглашением жюри;
  • в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы  универсальных учебных действий.

Оценка достижений планируемых результатов:

Предметные результаты:

  • тесты;
  • составление словарей терминов и понятий;
  • самостоятельная  работа;
  • защита проектов. 

Метапредметные результаты:

  • творческие работы;
  • ролевые игры;
  • тесты.

Личностные результаты:

  • карта наблюдений;
  • портфолио.

В конце учебного года по данному курсу учащиеся получат сертификаты. Чтобы получить сертификат «За успешное освоение курса ОРКСЭ» учащимся необходимо:

  • участие в конкурс на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету;
  • выполнение тестовых работ, работа со словарем;
  • участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах по предмету ОРКСЭ
  • участие в творческих проектах;
  • участие в празднике;
  • участие в выставке детских художественных работ, фотоконкурсе по предмету ОРКСЭ;
  • внеурочной деятельности в рамках предмета.

 

Урок № 5

Тема: «В труде красота человека. Люди труда»

Тема: «Семья – хранитель духовных ценностей»

Тема: «Бережное отношение к природе»

Тема: «Культурные и религиозные традиции мусульман

«Культурные и религиозные традиции православных жителей  

Обычаи и обряды Православия ученицы 4 A класса ГБОУ СОШ 428 Кулайн Наталии 

2 С давних времен и до наших дней дошли до нас обычаи и обряды Православия. К основным обрядовым действиям Русской Православной Церкви относятся: молитва, освящение жилища, освящение хлеба, яиц, куличей, крестные ходы, свадебные обряды, православный обряд погребения и т.д. 

3 Обряд – это совокупность действий, в которых воплощаются какие- нибудь религиозные представления. (словарь Ожегова) 

4 Формы обрядов: 1. Любое церковное богослужение( напр. освящение воды) 2. Таинство( таинство брака совершают в обряде венчания) 3. Молитвы(их сопровождают крестным знамением ) 

5 Таинство крещения Обряд, посредством которого человек таинственно присоединяется к Церкви как Телу Христову. Крещение осуществляется путем полного погружения в воду или посредством обливания, окропления водой. Форма обряда восходит к ритуальным омовениям в Древнем Израиле, предписанным в Законе Моисеевом(Торе) 

6 Свадебные обряды Свадьбы обычно праздновались осенью или зимой после Крещения. Свадебный обряд состоял из нескольких этапов и занимал большой промежуток времени. Сватовство, смотрины невесты, знакомство с хозяйством жениха, сговор. Весь этот период подруги невесты собирались в доме невесты и помогали готовить подарки на свадьбу и приданое. Все обряды, входившие в свадебный цикл, сопровождались песнями сообразно моменту. 

7 Календарные праздники и обряды В повседневной жизни проявлялись родственные отношения, объединявшие людей в крепкие многочисленные семьи. Существовал обычай помощи в труде, обычай совместного проведения праздников(хождение друг к другу в гости), обычай взаимопомощи и взаимовыручки. Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождество, Новый год(по старому стилю) и Крещение. Святки- праздничное время от Рождества Христова до Крещения. 

8 Обычай справлять Масленицу знаменовал собой проводы зимы и начало весны. Масленица длилась целую неделю. Начиная с четверга все работы прекращались и начиналось шумное веселье. 


9 Обряд освящения водой 

Методические рекомендации ученику

1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

2. Выполняй проект в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.

3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.

6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.

7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Создание театрального коллектива как одна из форм дополнительного образования детей"

Цели и задачи нашего проекта театрального коллектива – это приобщение детей к творчеству, развитие их способностей (литературных, актерских, оформительских), воспитание чувства коллективизма, чу...

Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.

Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...

"Проектная деятельность как одна из форм ознакомления обучающихся с культурой англоязычных стран на уроках иностранного языка"

Выступление по теме " Проектная деятельность как одна из форм ознакомления обучающихся с культурой англоязычных стран на уроках иностранного языка", сопровождается презентацией, которая содержит ориги...

"Проектная деятельность как одна из форм ознакомления обучающихся с культурой англоязычных стран на уроках иностранного языка"

Выступление по теме " Проектная деятельность как одна из форм ознакомления обучающихся с культурой англоязычных стран на уроках иностранного языка", сопровождается презентацией, которая соде...