Рабочая программа курса "Основы конструктивного общения",68 часов, 8-11 класс.
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Куянова Валентина Викторовна

       Курс направлен на то, чтобы помочь подросткам вырабатывать умение и привычку осмысливать окружающую действительность, понимать общий ход её течения, владеть основами современного общения и поведения, а также формировать способность к самооценке, самоконтролю и саморегуляции, способность беречь психическое здоровье.
       В центре данной программы человек как наивысшая ценность. В данном курсе человек рассматривается в его психологических и социальных связях с миром. Курс выводит школьников на самопознание и познание человека. 
         Методологическим основанием курса "Основы конструктивного общения" является понимание того, что наш личный взгляд на мир и самих себя в нём влияет на наше поведение, стратегию построения своих отношений с окружающим миром.
       Эта взаимозависимость используется при построении занятий и позволяет объединить растущего человека с обществом. Способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищённым перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr_konstruktivnoe_obshchenie.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развивающего курса для 8-11 классов
«Основы конструктивного общения»

Пояснительная записка

 
       Необходимость данного курса продиктована усложнившимися социальными отношениями в обществе, глубокими противоречиями, взорвавшими гармоничную картину устройства мира у современного человека, а также негативными влияниями кризисного периода развития, в котором находится общество. 
      Процесс гуманизации общества потребовал от каждого человека, в том числе и от молодых людей, подростков и юношей, устойчивой и ясной жизненной позиции, богатого духовного развития и способности к анализу и оценке всего происходящего вокруг. Социальные перевороты, общественные взрывы, информационный поток жестокого характера, эгоизация человеческих отношений – всё это породило труднейшую социальную ситуацию развития школьника. Часто он не выдерживает жизненного прессинга, его личность, не успев сформироваться, разрушается, а жизнь трагически распадается. 
Рабочая программа  развивающего курса "Основы конструктивного общения" составлен на основе курса «Основы конструктивного общения» авторов Григорьевой Т.Г., Линской Л.В., Усольцевой Т.П.
      Курс направлен на то, чтобы помочь подросткам вырабатывать умение и привычку осмысливать окружающую действительность, понимать общий ход её течения, владеть основами современного общения и поведения, а также формировать способность к самооценке, самоконтролю и саморегуляции, способность беречь психическое здоровье.
      В центре данной программы человек как наивысшая ценность. В данном курсе человек рассматривается в его психологических и социальных связях с миром. Курс выводит школьников на самопознание и познание человека. 
        Методологическим основанием курса "Основы конструктивного общения" является понимание того, что наш личный взгляд на мир и самих себя в нём влияет на наше поведение, стратегию построения своих отношений с окружающим миром.
      Эта взаимозависимость используется при построении занятий и позволяет объединить растущего человека с обществом. Способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием предопределяет будущий успех. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищённым перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым. 

Сформулируем основные условия конструктивного общения. Это:

  • во-первых, способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия своих реакций и реакций партнёра;
  • во-вторых, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;
  • в-третьих, способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.
  • Комплекс этих трёх способностей человека становится основой его личностного роста. 

    Цель курса:
    Развитие коммуникативных способностей учащихся.

    Задачи курса:
    1. Содействовать овладению учащимися средствами коммуникации посредством организации на занятиях процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие;  
    2. Организовать использование их в деятельности, в построении процесса общения; 
    3. Научить анализу своей деятельности и выделению новых средств эффективной коммуникации через организацию рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения. 

    Учащийся должны знать:
    Теоретические основы построения конструктивного общения.

    Учащиеся должны уметь:
    1. Строить разнообразные варианты процесса конструктивного межличностного взаимодействия.
    2. Осуществлять рефлексию по поводу эффективности процесса общения.
    3. Строить саморазвивающейся системы оптимизации общения. 

    Методические основы:

          Коммуникативные способности формируются на стыке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого общения. 
    Выделение из практики общения средств и способов эффективной коммуникации, организованное на занятиях, необходимо для действительного усвоения материала курса. Рефлексия используется как механизм усвоения. Ей отводится определённое место и значительное время в ходе занятий. 
    Курс "Основы конструктивного общения"  построен на основе следующих главных принципов: 
    1) учёта возрастных особенностей учащихся; 
    2) мотивационной готовности; 
    3) целостности материала; 
    4) соответствия методам познания. 
    1. Принцип учёта возрастных особенностей в обучении реализуется в том, что принимаются во внимание следующие характеристики подросткового возраста:
  • преимущественная ориентация на процесс общения;
  • переживания, связанные с чувством наступающей взрослости, половой идентификацией и формированием образа "Я";
  • интенсивное развитие абстрактного мышления, изменение его способов, его социализация;
  • активное формирование самосознания и рефлексии;
  • ярко выраженная реакция эмансипации и самоактуализации.

2. Принцип мотивационной готовности предполагает ориентацию преподавателя на то, что значимо для аудитории в данный момент. При этом используется уже имеющаяся у учащихся мотивация. 
Такая установка требует от педагога-психолога постоянной собственной готовности проработать любую интересующую школьников тему. Следование этому принципу предполагает быстрое и чёткое планирование серии упражнений, занятий по данной теме. Необходимо также умение выделять в материале главное и максимально раскрывать содержание темы, поддерживая мотивацию учащихся. 
3. Под целостностью материала курса понимается единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, т.е. органическая взаимосвязь информации, которая предлагается учащемуся, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией, а также с обусловленным ею поведением. Если сместить акценты на поведенческие реакции (что соответствует принятой модели учебно-тренинговой группы), то целостность материала курса можно интерпретировать так: на занятиях прорабатываются в виде упражнений те ситуации, которые в данный момент эмоционально значимы и подкреплены информацией, необходимой для понимания их смысла. 
Такая взаимозависимость предполагает возможность балансировки хода занятий, что является основным подходом к проведению занятий в личностно-ориентированной модели образования и условием эффективности данного курса. 
4. Изложение материала в соответствии с методами познания – анализом и синтезом – выражается в структуре занятий. На занятии придаётся основное значение анализу ситуации "здесь и теперь". Обобщение – естественная часть рефлексии, следующей за выполнением упражнений.

Содержание программы.

1. Введение в практическую психологию общения 
Содержание и задачи курса "Психология общения". Актуальность, значимость изучения проблемы общения. Понятийный аппарат темы общения. Роль общения в жизни и развитии человека. Субъект и объект общения. Общение как деятельность человека. Потребность в общении как человеческая потребность. 
2. Межличностное взаимодействие и рефлексия 
Значение индивидуального восприятия. Безоценочность в общении. Выявление закономерностей, помогающих общению в группе. Формулирование правил работы. Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности. Возможность и необходимость самопознания. Самонаблюдение и самоанализ. 
Тренинг сензитивности. Развитие чувствительности. Тренировка восприятия партнёра в общении. Методы рефлексии. 
Тренинг по психологической раскрепощенности. Тренинг в умении оценивать свои достоинства и недостатки. Тренинг в умении воспринимать, понимать состояние другого человека. Тренинг по выявлению достоинств человека. Тренинг в умении говорить комплименты, в умении проявлять симпатию к другому человеку. 
3. Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения. Пространство и его организация в межличностном общении. Использование интерьера для создания условий благоприятного общения. Эмоции и чувства. Особенности восприятия и выражения эмоций. Осознание и вербализация чувств. Деструктивное воздействие подавления эмоций на личность и здоровье человека. 
Тренинг в умении устанавливать зрительный, физический контакт с партнёром по общению. Выражение своего эмоционального состояния невербальными средствами. 
Язык жестов. Тренинг по умению понимать язык жестов. 
4. Вербальное общение 
Цели и мотивы общения. Слушание. 
Фазы речевого общения. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Искусство полемики. Культура речи. 
Дискуссия как форма общения. Организация и проведение дискуссии. Тренинг в умении возражать собеседнику. Тренинг по умению слушать и слышать собеседника. Тренинг в умении предлагать помощь и просить о помощи другого человека. 
5. Технология коммуникации 
Социальные роли человека. Жизнь как смена социальных ролей. Драма человека бессменной социальной роли. Позиция общения: "над", "под", "на равных". Способы сохранения позиции "на равных". Факторы, влияющие на продолжительность контакта. 
Личное обаяние и общение. Роль доверия в общении. Влияние личного обаяния. Обаятельность и её составляющие. Выявление наиболее эффективной манеры поведения в общении. 
Помехи в общении. Ориентация в типах контакта. Безличное общение и его влияние на структуру личности. Дефицит общения. Проблема одиночества. Возможен ли избыток общения? 
Искажение информации, стереотипы, ярлыки, мышечные зажимы. 
Личностные особенности и врождённые факторы, осложняющие общение. Темперамент человека, его проявление в общении. Темперамент и свойства нервной системы. Темперамент и характер. Темперамент и творчество. 
Тренинг по умению вести себя с малознакомыми людьми, по умению завязывать новые знакомства. 
6. Общение в конфликте 
Конфликт и его диагностика. Определение конфликта. Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций. Диагностика конфликта. Конструктивные и деструктивные конфликты. Информационные, структурные, ценностные и поведенческие конфликты. Динамика конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте. Выбор стратегии в конкретной ситуации. 
Стратегия сотрудничества в конфликте. Посредничество в конфликте. Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Различие интересов и предложений. Этапы разрешения конфликта (удовлетворение по существу, психологическое удовлетворение, процедурное удовлетворение). Искажённое понимание интересов другой стороны в конфликте. Я – высказывание как метод социально приемлемого способа выражения чувств в конфликте. Роль и функции посредника. Особенности общения посредника в конфликте. Правила построения коммуникации посредником. Организация процедуры разрешение конфликта через посредника. Ограничения в деятельности посредника. 
Тренинг по умению разрешать психологические и этические конфликты. Тренинг по ориентации на сохранение доброжелательных отношений в разрешении конфликтов. 
7. Виды общения 
Общение с людьми разного возраста. Сложность общения со стареющими людьми. Общение детей с родителями. Проблема различия поколений. Взаимопонимание. Положение молодого и растущего человека по отношению к стареющему и слабеющему. 
Разнополое общение. Поведение юношей в общении с девушками. 
Деловое общение, его характеристики. Пути оптимизации ситуации общения. 
Тренинг в умении общаться с партнёрами различных особенных характеристик: "чудной", "странный", "замкнутый", "белая ворона", "козёл отпущения", "душа компании", "зануда ", "задира", "сплетник" и другие. 
Опосредованное общение с другими людьми: посредством книги, танца, символа, действий, искусства, природы, вещей и предметов. Расширение круга общения как духовное обогащение личности. Общение как "единственная роскошь на свете" (Сент-Экзюпери). Нравственные границы общения. Способы формирования своего круга общения. Характер общения и духовное обогащение личности. Настоящее, прошлое и будущее в момент общения с другим человеком. Укрепление психологических связей через привнесение элемента прошлого и будущего в настоящее. 
Общение в экстремальной ситуации. Специфика проявлений чувств в экстремальной ситуации. Способы "выхода" из деструктивных состояний. Актуализация внутренних ресурсов личности. 
8. Заключительное занятие 
Роль общения с другими людьми в судьбе человека и роль человека в общении с ним других людей. Дифференцированный зачёт. Творческий отчёт-игра "Экзамен".


Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе        

теоретические

практические

1.

1.1.
1.2.

Введение в практическую психологию общения. 
Тренинговое занятие "Знакомство".
Роль общения в жизни и развитии человека.

3

2
1

1

0
1

2

2
0

2.

2.1.
2.2.

2.3.

2.4.
2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

Межличностное взаимодействие и рефлексия.
Значение индивидуального восприятия. Развитие чувствительности. Тренинговое занятие.
Тренировка восприятия партнёра в общении. Тренинговое занятие.
Методы рефлексии. Тренинговое занятие.
Психологическая раскрепощённость. Тренинговое занятие.
Оценивание своих достоинства и недостатков. Тренинговое занятие. 
Восприятие, понимание состояния другого человека. Тренинговое занятие.
Выявление достоинств другого человека. Тренинговое занятие. 
Комплименты, проявление симпатии к другому человеку. Тренинговое занятие.

12

2
2

1

2
1

1

1

1

1

3

2
0

0

1
0

0

0

0

0

9

0
2

1

1
1

1

1

1

1

3.


3.1.

3.2.
3.3.


3.4.


3.5.
3.6.

Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения.
Пространство и его организация в межличностном общении.
Эмоции и чувства.
Выражение своего эмоционального состояния невербальными средствами. Тренинговое занятие.
Устанавка зрительного, физического контакта с партнёром по общению. Тренинговое занятие.
Язык жестов.
Понимание языка жестов. Тренинговое занятие.

7

2

1
1


1


1
1

3

1

1
0


0


1
0

4

1

0
1


1


0
1

4.
4.1.
4.2.

4.3

4.4.

4.5.

Вербальное общение. 
Цели и мотивы общения. Слушание.
Фазы речевого общения. Искусство полемики. Культура речи.
Дискуссия как форма общения. Практикум. 
Приемы активного слушания. Тренинговое занятие. 
Предложение помощи и просьба о помощи. Тренинговое занятие.

7
1
1

2

2

1

4
1
1

1

1


0

3
0
0

1

1

1

5.
5.1.

5.2.
5.3

5.4.


5.5.

5.6.

5.7.

Технология коммуникации. 
Социальные роли человека. Позиции общения: "над", "под", "на равных". 
Личное обаяние и общение. 
Помехи в общении. Ориентация в типах контакта. Безличное общение. 
Искажение информации, стереотипы, ярлыки, мышечные зажимы. Тренинговое занятие.
Личностные особенности и врождённые факторы, осложняющие общение. Темперамент человека. Диагностика типа темперамента.
Беседа с малознакомыми людьми,  завязывание новых знакомств. Тренинговое занятие.

12
1

1
1

3


2

2

2

8
1

1
1

2


1

1

1

4
0

0
0

1


1

1

1

6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.

6.5.

Общение в конфликте. 
Конфликт и его диагностика.
Стратегия сотрудничества в конфликте. Посредничество в конфликте.
Разрешение психологических конфликтов. Тренинговое занятие.
Сохранение доброжелательных отношений в процессе разрешения конфликтов. Тренинговое занятие.

9
2

2
1
2

2

5
1
1
1
1

1

4
1
1
0
1

1

7.
7.1.
7.2.

7.3.
7.4.
7.5.

7.6.
7.7.

7.8.

Виды общения.
Общение с людьми разного возраста. 
Разнополое общение. Поведение юношей в общении с девушками.
Деловое общение, его характеристики. Пути оптимизации ситуации общения.
Общение с партнёрами различных особенных характеристик. Внутригрупповое общение.
Опосредованное общение с другими людьми. 
Общение в экстремальной ситуации

16
2
2

2
2
2

2
2

2

8
1
1

1
1
1

1
1

1

8
1
1

1
1
1

1
1

1

8

Заключительное занятие.

2

0

2

ИТОГО:

68

32

36


Литература.

1. Аграшенков, А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты /А.В.Аграшенков. — М.: Вече — АСТ, 2001. 
2. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе /Н.П.Аникеева. — М.: Просвещение, 2002. 
3. Антонова, Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Г.Антонова. — Ярославль: Академия развития, 2001. 
4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры /Э.Берн. — СПб.: Специальная Литература, 2000. 
5. Битянова, М. Я говорю, ты говоришь, мы говорим. Особенности человеческой коммуникации /М.Битянова /Школьный психолог. – №30. – 2004. 
6. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! /Ф.М.Бородкин, Н.М.Коряк. — Новосибирск: Наука, 2004. 
7. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: практикум /Т.Г.Григорьева. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. 
8. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения: методическое пособие для преподавателей /Т.Г.Григорьева, Л.В.Линская, Т.П.Усольцева. – М.: Совершенство, 1997. 
9. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения: хрестоматия /Т.Г.Григорьева, Т.П.Усольцева.— Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. 
10. Гримак, Л.П. Общение с собой: начала психологии активности /Л.П.Гримак.— М. Политиздат, 2001. 
11. Добрович, А. Б. Общение: наука и искусство /А.Б.Добрович. – М.: Яуза, 1996. 
12. Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф.Зимбардо.— СПб.: Питер, 2003. 
13. Игры — обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В.Петрусинского. – М. Новая школа, 2004. 
14. Казанский, О.А. Игры в самих себя /О.А.Казанский.— М.: Роспедагентство, 1995. 
15.Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить /Д.Карнеги.— Л., 2006. 
16. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся. – 3-е изд. перераб. и доп./Я.Л.Коломинский. — Мн.: Университэцкае, 1998. 
17. Коломинский, Я.Л. Человек среди людей /Я.Л.Коломинский.— Мн.: Народная асвета, 1987. 
18. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога /Н.И.Конюхов.— Воронеж: Модэк, 2005. 
19. Петровский, А.В. Психология о каждом и каждому о психологии /А.В.Петровский.— М.: Издательство РОУ, 2003. 
20. Пиз, А. Язык жестов /А.Пиз.— Мн.: Парадокс, 2005. 
21. Популярная психология: хрестоматия /Составитель В.В.Миро-ненко — М.: Просвещение, 2000. 
22. Потанина, Л.Т. Уроки добра и красоты /Л.Т.Потанина, Н.Е.Щуркова.— Смоленск, 1995. 
23. Рахматшаева, В.А. Грамматика общения /В.А.Рахматшаева. – М.: Семья и школа, 1995. 
24. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы /Н.В.Самоукина.— М.: Новая школа, 2004. 
25. Толстых, А.В.Наедине со всеми: о психологии общения /А.В.Толстых. — Мн.: Полымя, 2001. 
26. Формановская, Н.И. Вы сказали "Здравствуйте!" /Н.И.Формановская. — М.: Знание, 1989. 
27. Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций /С.А.Шмаков, Н.Я.Безбородова. — М.: Новая школа, 2000.


Рассмотрено и одобрено                Утверждаю

На НМС МБОУ СШ №81                                          Директор МБОУ СШ №81        

Протокол №1 от        ____________Митина В.Т.

_______________        «___»____________2015 г.

Заместитель директора по

УВР МБОУ СШ №81

__________Барабанова О.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска

«Средняя школа №81 имени Героя Советского Союза

генерала Д.М. Карбышева»

Рабочая программа

развивающего курса

для учащихся 8-11 классов

«Основы конструктивного общения»

                68 часов

Программу разработала:

Педагог-психолог

МБОУ СШ №81

Куянова В.В.

Ульяновск, 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике. 7 класс. Л.Э. Генденштейн ( 70 часов; 2 часа в неделю)

Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна содержит перечень нормативных документов, используемых при составлении программы, пояснительную записку,  содержание, структу...

Рабочая программа Подготовки к ЕГЭ по обществознанию для 11 класса (2 часа в неделю; всего 68 часов)

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего) обра...

Рабочая программа и КТП по русскому языку в 5 классе по учебнику Л.М. Рыбченковой (170 часов в год, 5 часов в неделю) с УУД.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и авторской программы по русскому языку для 5 классов (ав...

Рабочая программа по английскому языку (базовый уровень) 6-9 классы 105 часа в год, 3 часа в неделю

Рабочая программа по английскому языку(базовый уровень)6-9 классы105 часа в год, 3 часа в неделю...

Рабочая программа по английскому языку (базовый уровень) 5-9 классы 105 часа в год, 3 часа в неделю

Рабочая программа по английскому языку(базовый уровень)5-9 классы105 часа в год, 3 часа в неделю...

Рабочая программа учебного курса по математике база для 11 класса (общее количество часов 136. 2,5 часа в неделю блок алгебра и начала анализа, 1,5 часа в неделю блок геометрия)

Тематическое планирование по математике (база) 11 класс 4 часа в неделю( 1 полугодие 2 алгебры+2 геометрии, 2 полугодие 3 алгебры+1 геометрия)...