Технологии, направленные на формирование УУД
учебно-методический материал на тему

Новые стандарты образования ориентируют педагогические коллективы на осуществление преемственности в достижении образовательных результатов на каждом уровне образования. Новые стандарты требуют повышения психологических знаний педагогов не только в отношении представлений  о развитии обучающихся, но и в отношении форм организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие универсальных учебных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_napravlennye_na_formirovanie_uud.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                   

Технологии,  направленные на формирование УУД

Технология

Приемы и методы, обеспечивающие формирование УУД

Система средств и условий образовательной технологии для развития и формирования УУД

Технология продуктивного чтения

При обучении продуктивному чтению необходимо формировать навыки смыслового чтения через различные комбинации приемов (прием составления смыслового плана чтения, составления графы-схемы, прием тестирования и пр.)

При работе с текстом (прием составления сводных таблиц - обобщение и систематизация)

1. Учебное сотрудничество: в условиях специально организованного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (в более ранние сроки, с более высокими показателями и более широком спектре). При организации совместного действия обращается внимание на:

-взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных  моделей действия в общий способ деятельности. Взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность;

-коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания:

-планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);
рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

2. Совместная деятельность.

 В процессе совместной учебной деятельности формируются и развиваются умения постановки цели совместной работы, определения способа совместного выполнения заданий и средства контроля, перестройки своей деятельности в зависимости от изменившихся условий ее совместного осуществления, умения понимать и учитывать позиции других участников.

Деятельность учителя предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами. Учитель направляет учащихся на совместное выполнение задания. Для организации групповой работы класс делится на группы по 3–6 человек, чаще по 4 человека. Задание дается группе, а не отдельному ученику.

Группа может быть составлена из обучающихся различного уровня: имеющих высокий уровень интеллектуального развития, недостаточный уровень компетенции в изучаемом предмете и низкий уровень познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих обучающихся: по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям и т.п. Распределение ролей при работе в группе может осуществляться следующим образом:

 – все роли заранее распределены учителем;

– роли участников смешаны: для части обучающихся они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;

– участники группы сами выбирают себе роли.

Позиции учителя во время работы обучающихся в группах: руководителя, «режиссера» группы, выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы. Частным случаем совместной деятельности обучающихся является работа парами. Эта форма учебной деятельности может быть использована как на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (самостоятельно или с помощью учителя) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала и контроля за процессом усвоения.

Разновозрастное сотрудничество.

Разновозрастное сотрудничество занимает особое место в развитии коммуникативной компетенции. В процессе разновозрастного сотрудничества школьник работает в позиции учителя по отношению к другому (пробует учить других) или к самому себе (пробует учить себя), т.е. овладевает деятельностью учения.

Дискуссия. Диалог может проходить как в устной, так и в письменной форме. В начальной школе совместные действия обучающихся строятся в основном посредством устных форм учебных диалогов с одноклассниками и учителем. Устная дискуссия помогает школьнику сформировать собственную точку зрения, отличить ее от точек зрения других, проанализировать, при необходимости скорректировать, защитить свои убеждения, а также скоординировать свою точку зрения для достижения совместного результата (общей цели).

Тренинги. Тренинги являются одним из наиболее эффективных способов коррекции когнитивных и эмоционально–личностных компонентов рефлек-сивных способностей. Использование тренингов позволяет достигать следующих конкретных целей по формированию и развитию УУД:

– вырабатывать положительное отношение учащихся друг к другу

– развивать навыки взаимодействия в группе; – создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в группе;

– развивать невербальные навыки общения, самопознания, восприятия и понимания других людей;

 – учиться познавать себя через восприятие другого; – получать представление об ошибках в общении (неверных средствах и способах общения);

– развивать положительную самооценку;

Общий прием доказательства. В учебном процессе доказательства могут выступать как средство развития логического мышления обучающихся; прием активизации мыслительной деятельности; особый способ организации усвоения знаний; как единственно возможная форма адекватной передачи определенного содержания, обеспечивающая последовательность и непротиворечивость выводов; средство формирования и развития поисковых, творческих умений и навыков обучающихся, познавательные и коммуникативные УУД.

Проблемно-диалогическая технология

Для реализации проблемно - диалогической технологии используются различные виды проблемных ситуаций  и методы постановки учебной проблемы.

Приемы, направленные на создание проблемных ситуаций:

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

3. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

4. Дать практическое задание, отличающееся от предыдущих.

Методы постановки учебной проблемы:

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

– побуждение к созданию противоречия;

– побуждение к формулированию учебной проблемы.

  1. Подводящий к теме диалог:

– система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят школьника к созданию темы урока;

– не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

  1. Мотивирующие приёмы:

– яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

– актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Технология обучения на основе учебных ситуаций

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. При создании учебной ситуации необходимо учитывается: возраст ребенка; специфику учебного предмета, меры сформированности  УУД  учащихся.

Для создания учебной ситуации  используются приемы:

-предъявление противоречивых фактов, теории, обозначение житейского представления и предъявление научного факта; использование приемов: «яркое пятно», «актуальность». Изучаемый учебный материал представляется педагогом как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы), осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. способность ставить и отвечать на вопросы типа: "Что я делаю?", "Как я делаю?", "Почему я делаю так, а не иначе?".

В начальных классах Прогимназии системно используются разные учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ», ролевые – «пишем инструкцию», «учитель», с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: «Пишем книгу»; «Готовим праздник», «Сообщаем вам …», с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов), маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие),проведение мини-исследований, описание и оценка.

Практикуются  ежедневно используемые учебные ситуации: математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение; русский язык и чтение: чистоговорки и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование или описание.

Технология дифференцированного обучения

Дети приходят в школу с различной подготовкой и   различными возможностями к обучению, поэтому важно        о   считаться с особенностями каждого ребёнка.

       Применение технологии дифференцированного обучения означает внимание не только к тем, кто  затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто  в  обнаруживает высокий уровень умственного развития.

   Методы и приемы применения технологии:

1.Дифференциация учебных заданий по уровню творчества:

- такой способ предполагает различия в характере                             деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (т.е. творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных  вычислительных  приёмов.

К  продуктивным  заданиям относятся упражнения,   отличающихся от стандартных.

2.Дифференциация учебных заданий по уровню                    трудности

3.Дифференциация заданий по объему учебного материала    

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, задания на смекалку, нестандартные задачи.

4.Дифференциация работы по степени самостоятельности.

 При таком способе дифференциации не предполагается  различий в учебных заданиях для разных групп учащихся.

5. Дифференциация работы по характеру помощи

При таком способе дифференциации все учащиеся  сразу приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания,  оказывается дозированная помощь:

- помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

- помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц)

- помощь консультантов (тьюторов)

Применение технологии дифференцированного обучения – это широкое использование различных форм, методов организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики. С психологической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе ...

Рабочая программа учебного курса "Технология" направление "Технология. Технический труд" для 5-9 классов.

Рабочая программа по технологии для 5-9 классов  рассчитана на 306 учебных часов, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов....

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Направление «Технический труд») 5-9 классы, Скрипник Елена Андреевна - учитель технологии

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Направление  «Технический  труд») 5-9 классы, Скрипник Елена Андреевна - учитель технологии...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Направление «Обслуживающий труд») для 5- 9 классов, Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  (Направление «Обслуживающий  труд») для 5- 9 классов, Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии...

Современные технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных действий учащихся пятых классов на уроках русского языка и изобразительного искусства».

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.  Современная система об...

Программа учебного предмета «Технология» Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)

Программа учебного предмета «Технология»  Направление «Технология ведения дома» Направление «Индустриальные технологии» для 5- 8 классов (ФГОС) (базовый уровень)...