Выступление на педагогическом совете
презентация к уроку на тему

Назарова Наталия Дмитриевна

педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kompetentnostnyy_podhod_v_obrazovanii.ppt427 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компетентностный подход в образовании

Слайд 2

Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Компетенция ( от лат. «Competeo» - добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлён . Компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определённых компетенций.

Слайд 3

Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным? - Это самостоятельный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.

Слайд 4

« Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» - говорили древние А наше будущее в образовании компетентностно - ориентированный подход в обучении

Слайд 5

Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Компетенция ( от лат. «Competeo» - добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлён .

Слайд 6

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результаты образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации( усвоенных знаний), а способность человека действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

Слайд 7

«Чему учить?»

Слайд 8

«Каким способам деятельности обучать?»

Слайд 9

Научиться познавать Научиться делать Научиться жить вместе Научиться быть

Слайд 10

Компетенции Ключевые Профессиональные Информационная Коммуникативная Кооперативная Проблемная Базовые Функциональные

Слайд 11

Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В.Хуторской, который представил их в 4-х основных группах: Ценностно-смысловые компетенции Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые Общекультурные Компетенции личностного самосовершенствования

Слайд 12

Школьные компетенции, формируемые при изучении предметов естественно-научного цикла Информационная ( самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структуировать, преобразовывать, сохранять и передавать её) Коммуникативная ( сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией) Учебно-познавательная (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль) Личностного самосовершенствования ( анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать результаты своей деятельности)

Слайд 13

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ с и т у а ц и я Мобили зация Само- управление Ресурсный пакет (внутренние и внешние ресурсы)

Слайд 14

ЗНАНИЯ - УМЕНИЯ - НАВЫКИ - ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 15

Вопросы для сравнения Академические учебные предметы Компетентностные учебные предметы Что это за предметы? История Биология География Химия Физика Математика Литература Обществознание, право, граждановедение Экономика Экология Технология Информатика Иностранные языки ОБЖ Русский язык (развитие речи) Что составляет основу их содержания? Науки, теоретические знания ( преобладает знаниевое содержание) Формы практической деятельности человека ( преобладает деятельностное содержание) Какова возможность реализации компетентностного подхода? Средняя Высокая Какими средствами можно формировать ключевые компетенции? Подбором компетентностныформ и методов обучения. Акцентированием прикладных аспектов содержания. Интеграцией с учебными предметами компетентностной группы Подбором компетентностных форм и методов обучения. Проблематизацией содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учащихся. Организацией внеурочной социальной практики по предметам Как оцениваются результаты обучения? Экзамен или тест ( оценка ЗУНов) Портфолио ( оценка достижений и продуктов деятельности) Какова общая роль группы предметов в образовательном процессе? Образуют элементарный знаниевый базис Образуют более сложную компетентностную «надстройку»

Слайд 16

НЕКОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако некоторые формы и методы, не будучи снабжены специальными акцентами или дополнениями, такими как групповое целеполагание, самооценка и т.д., сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций. В их числе: монолог учителя; фронтально-индивидуальный опрос; информирующая беседа; самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, ука­занным учителем; демонстрация видеофильма; экскурсия; проверочная или контрольная работа, проводимая в тра­диционной форме, и др.

Слайд 17

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Слайд 18

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях

Слайд 19

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами

Слайд 20

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Поиск и сбор информации: задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.; задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»); задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить). Обработка информации: задания на упорядочение информации; составление планов к тексту; подготовка вопросов к тексту; составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения. Передача информации: подготовка докладов, сообщений по теме; подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу; подготовка учебных пособий по теме; подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

Слайд 21

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КООПЕРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы: -фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов -индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера Методы и приемы в рамках групповой работы -самостоятельная работа в парах и в группах -лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах -групповые мини-проекты; -групповые исследовательские и проектные работы ; -ролевые и деловые игры; -любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества». Методы и приемы в рамках индивидуальной работы: -индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей; -индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.

Слайд 22

МИНИ- ПРОЕКТЫ Общие требования к учебному проекту: 1.Необходимо наличие социально значимой задачи — проблемы — исследовательской, информационной, практической. 2. Планирования действий по разрешению проблемы . 3. Поиск информации 4. Результат работы - продукт 5. Презентация своего продукта

Слайд 23

На первом этапе внедрения, можно например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как: Извлечение основного содержания прочитанного или услышанного Точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме Исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии Сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания Планирование действий и времени Оценка результатов своей деятельности и т.д.

Слайд 24

Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология развития критического мышления Технология когнитивного обучения Технология обучения в глобальном информационном сообществе Технология решения изобретательских задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...