«Требования к электронным учебникам»
статья на тему

Черменев Дмитрий Александрович

Большой экран, большая память, быстрый процессор – идеальное решение для загрузки учебников разных издательств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_24.03.15.docx328.37 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО

Учитель   Черменев Д. А.

Тема «Требования к электронным учебникам»

Вебинар «Как выбрать устройство для работы с электронным учебником?» — 12 февраля 2015 г.

Большой экран, большая память, быстрый процессор – идеальное решение для загрузки учебников разных издательств.

Готовность растёт

Напомним, идёт государственная экспертиза электронных учебников. В «Российской газете» опубликовано письмо министерства о переходном периоде для предоставления школам ЭУ – ссылка на требования здесь: http://www.rg.ru/pril/108/16/62/ves.pdf. Они (требования) исключают жёсткую обязанность перехода на ЭУ, а значит, ситуация освоения ЭУ остаётся комфортной для учителей. Учёба продолжается.

На этот раз речь шла об устройствах для работы с ЭУ. Экспертом по теме выступил Яков Михайлович Менделеев из «Ростелекома». Компания давно занимается информатизацией школы, её проекты в образовании всем известны (ЭД, ЭЖ, система учёта контингента и др.) – 35 тыс. школ на связи: инфраструктура, контент, оборудование, поддержка. Сейчас ведётся государственный проект «Устранение цифрового неравенства» – новые кабели позволят увеличить скорость интернета в десятках тысяч российских школ. Однако у многих школ нет бесперебойно работающего интернета до сих пор, отсюда проистекает одно из требований к ЭУ – работа офлайн, без подключения к интернету.

– Есть регионы, в которых позаботились о школах и профинансировали скоростные каналы, там и вайфай, и конференц-связь с другими школами. Там используются не домашние решения, а специализированные: они стоят дороже, но имеют преимущества, – говорил эксперт.

Итак, ситуация по школам неоднородная, а значит, учителя должны иметь возможность выбирать для себя оптимальный вариант ЭУ. «Зачем и почему мы выбираем одно, а не другое – в этом надо отдавать себе отчёт».

Рассказ об основных операционных системах (ОС) (Windows, iOS, Android), о том, что у каждой ОС свои приложения, а ими и определяются возможности ученика и преподавателя. Так, платформа Microsoft Windows по-прежнему важна для образования: некоторые приложения бесплатны, на другие цены ниже – там приоритет отдаётся образованию. Хотя на сегодня самое большое количество приложений разрабатывается под ОС Android.

О том, насколько актуальны образовательные проекты для компаний, свидетельствует статистика: самые популярные темы для приложений – игры, а уже на втором месте – образование, далее – здоровье.

Остаётся добавить, что ЭУ издательства «Просвещение» могут работать на всех трёх платформах: благодаря сотрудничеству с разработчиками трёх этих компаний издательством были получены качественные и недорогие решения для ЭУ.

Вопрос цены, цена вопроса

Обзор планшетных компьютеров вызвал наибольший интерес участников. Понятно, что именно планшеты мы представляем себе в качестве носителей ЭУ. Но какой выбрать? Какие параметры важны?

Комментировал Яков Менделеев. Первое, конечно, – операционная система. Какую выберешь, такие приложения и получишь. Второе – цена. Теперь она растёт от 9 тыс. рублей – то, что дешевле, просто непригодно для работы ребёнка. Третье – размер экрана: 10 дюймов. Нужно хорошее качество изображения, а это количество пикселей. Наконец, память: насколько учебник «мультимедийный», настолько «тяжёлый». Если мы сэкономили и купили планшет на 8 Гбайт, не все учебники в нём поместятся. То есть чем устройство дороже, тем оно лучше. Плюс требование оснащать планшет выносной клавиатурой уже вскоре может стать санитарной нормой для начальной школы.

На вебинаре были продемонстрированы противоударные планшеты, водонепроницаемые, планшеты со стилусом – разработано много полезного для работы с устройством именно школьника, но всё это удорожает продукт.

Между тем для образования наиважнейший параметр – взаимосвязь планшетов и управляемость всеми планшетами класса учителем. А значит, хорошо бы вся техника в классе – от планшета до проектора и интерактивной доски – были от одного производителя. Идеальная картина (см. картинку

Ученик зашёл в класс – и сразу управление его планшетом передано преподавателю. Он не может сам выключить учебник и включить игрушку. Далее показали схему: от «облака» информация идёт на школьный сервер, от сервера – к компьютеру учителя и к компьютерам учеников (работает вайфай), есть совместный доступ к экрану (интерактивной доске и проектору). Важно, чтобы в школе была локальная сеть, тогда можно распределённо давать материал и без вайфая.

На практике же единообразия устройств добиться трудно, поэтому некоторые школы используют «Nearpod» (http://nearpod.com/) – программу, позволяющую транслировать единый контент и забирать информацию.

Вы спросили…

Как всегда, вопросов и комментариев участники оставили в чате много. На некоторые были даны ответы.

– Реально ли всех обеспечить электронными устройствами?

За раз, конечно, невозможно и даже не нужно. Процесс будет идти постепенно, как с телефонами – ни у кого нет, потом появились у некоторых, сегодня с телефонами все. Это и вопрос удешевления продукта. Но уже сегодня можно многое сделать на региональном уровне: закупка устройств большими партиями на больший набор компонентов весомо снижает стоимость. Производители также рассматривают особые цены для системы образования – если есть готовность обсуждать непосредственно с представителями компаний. Возможны и конкурсные предложения от компаний.

– Есть концепция «1 ученик : 1 компьютер», а есть «Принеси свое устройство». Какая будет развиваться?

Вторая. С введением в оборот ЭУ отношения с правообладателем будут юридически закрепляться. Даже если лицензии приобретает школа, они будут розданы напрямую – то есть «Принеси свое устройство». Семьи могут сегодня гораздо больше, чем школа. Однако и у школы большие компетенции, она лучше видит, что и для чего ей подходит.

– Если в кабинете стоит всего один компьютер, можно ли мечтать об электронном учебнике?

Оказывается, можно. В ЭУ много разных материалов, и интерактивная доска позволит многое отображать для всех.

– Когда появятся планшеты российского производства?

– Конечно, всем бы этого хотелось. Но вопрос в том, смогут ли российские устройства работать на российских компонентах? И тот ли это путь, если будущее IT, как и сама их история, – глобальная интеграция?

– На кого будет возложена материальная ответственность за ЭУ? Опять на библиотекарей?

Яков Менделеев сравнил практику поступления и распределения бумажных учебников и электронных. Когда устройство принадлежит ученику, выдача учебников и назначение их ученикам рассылаются на компьютеры учеников, то есть слово «возложить» становится неактуальным.

– Что делать, если ученик испортил планшет, сбил в нём все настройки?

Оказывается, предусмотрен момент удалённого управления устройством, и есть решения, не позволяющие вносить изменения, но позволяющие обслуживать извне.

Были и другие вопросы практического свойства. Хватит ли ребёнку одного планшета на 10 лет? Это унылая перспектива, считают эксперты, ведь устройства постоянно улучшаются и дешевеют. Не побегут ли все с планшетами к учителю информатики за разъяснениями? Нет, приложения для образования не должны требовать специалиста и специальной настройки.

Электронные учебники, которые получат министерский гриф «рекомендовано», станут легитимными. Разрешёнными!

Но – не обязательными, о чём есть отдельная строка в письме заместителя министра образования РФ, разъясняющем позицию регулятора на данном этапе реализации приказа о новом порядке формирования Федерального перечня учебников.

На вебинаре 19 февраля «Электронный учебник – новая образовательная реальность» были прокомментированы означенные требования к ЭУ.

1) О педагогической экспертизе.

Продукт, который учителя получат в этом году, будет называться «электронная форма учебника». Сегодня учебник – это печатная форма + электронная форма. Электронная форма обязательно имеет инструкцию по установке и использованию электронного учебника. Пользоваться электронной формой учебника – право, а не обязанность или обязательство, сказано в письме министерства.

Требование № 1. Содержание и оформление бумажного и электронного учебника соответствуют друг другу. Это важное требование: так обеспечивается равенство в доступе к знаниям. В учебниках «Просвещения» соответствие полное, плюс дополнительные возможности: изменять размер шрифта, масштабировать иллюстрации и страницы, открывать активные словари и справочники, дополнительные материалы.

Требование № 2 касается художественного оформления. Наличествующее в учебнике оформление должно быть сохранено в полном объёме. Оно соблюдено, плюс обширное добавление при клике на исходную иллюстрацию: открывается галерея изображений с подписями, возможно – распространёнными.

Требование № 3. Количество мультимедийных объектов и интерактивных материалов должно быть методически целесообразным. Это разумно, потому что высокая «мультимедийность» учебника повышает требования к устройству, на которое он загружается, поэтому в базовой версии учебников излишков нет. Однако предполагается создание версий, где зрительный и аудиоматериал будет представлен более щедро.

Требование № 4. Предусмотрены средства контроля и самоконтроля. Да, в учебнике «Просвещения» есть тренажёры и контрольные задания для каждого параграфа. Предусмотрена и такая форма д/з, при которой учителю виден не только ответ, но и ход решения.

2) Общественная экспертиза.

Требования общественной экспертизы включают 6 пунктов. Оцениваются доступность и удобство пользования учебником.

Во-первых, «общедоступные форматы, не имеющие лицензионных ограничений». Что это значит? Программа, с помощью которой проигрывается учебник, должна быть бесплатная. Учебник платный, а программа (приложение) для его воспроизведения обязаны быть бесплатными для пользователей электронной формы учебника.

Во-вторых, регулятор требует, чтобы учебник проигрывался минимум на трёх операционных системах, по крайней мере две из которых мобильные. «Просвещение» эти требования выполнило: переданные на экспертизу учебники проигрываются на iOS (Apple), Android (Google), Windows (Microsoft).

В-третьих, учебник воспроизводится как на стационарных, так и на планшетных компьютерах. Это требование также выполнено.

В-четвертых, электронная форма учебника функционирует на устройствах пользователей без подключения к локальной сети или к Интернету. Действительно, во многих школах страны качество интернет-связи низкое. Учебники «Просвещения» подготовлены к работе офлайн, на недорогих планшетах – работа в классе не будет зависеть от состояния сети. Хотя установка и обновление учебников требуют Интернета.

В-пятых, электронная форма учебника содержит опции «заметки», «закладки» и возможность оперативного перехода к ним. Действительно, учебник «Просвещения» даёт пользователю возможность выделить любую часть и отправить ее в «заметки», там к ней можно писать комментарии – как учителю, так и ученику. Записи можно сохранять, как учительские, так и ученические. Таким образом, учебник становится интерактивным, его можно дописывать, и далее при помощи этих маргиналий создавать учебник, адаптированный под задачи ученика, класса и учителя.

Наконец, в-шестых, электронная форма учебника поддерживает возможность оперативно определять нумерацию страниц. Это требование выполнено: в каком бы месте учебника пользователь ни находился, на панели слева есть оглавление, позволяющее перейти на любую страницу в один клик. Соответствие между контентом бумажного и электронного учебника полное, везде написан номер текущей страницы в бумажном учебнике.

Важно добавить: учебники издательства «Просвещение» будут работать на своей оригинальной платформе, функционал которой позволяет легко и понятно предъявлять, доставлять и обслуживать учебники.


Барьер, который нам надо перейти, не такой уж высокий

Ещё раз: электронная форма учебника базируется на уже проверенных, проэкспертированных учебниках, имеющих гриф «рекомендовано» министерства. Ничего нового в них нет, тем более сверхъестественного и опасного. Однако вопросы участников вебинара – почти 2 тыс. человек из разных регионов – свидетельствовали о некотором волнении по этому поводу.

«Где документы, которые предусматривают введение ЭУ?» – Вот они: «Российская газета» № 25 за этот год публикует Приказ № 1559, который мы сегодня обсуждали.

«Кто будет устанавливать учебники на устройства? Учитель?» – Никаких специальных умений не потребуется, надо нажать кнопку, и учебник установится. Ожидаются разные варианты: предустановленные на устройства учебники, установка учебников оператором на школьные устройства, самостоятельная установка нужного учебника на своё устройство.

«Какая цель введения ЭУ?» – Вы сами должны ответить на этот вопрос. Кто использует, тот и понимает зачем. В целом же – это дополнительные возможности обучения; обучения, приближенного к детскому образовательному запросу.

«Есть ли опыт работы с ЭУ, где с ним можно познакомиться?» – Опыт есть. Электронные учебники разного вида создаются давно, есть разный опыт, он представлен в сети. Между тем с сентября этого учебного года шесть школ в Москве работают по электронным учебникам, созданным во взаимодействии Департамента информационных технологий города Москвы, московского Департамента образования и издательства «Просвещение». Этот опыт будет вскоре представлен.

«Будут ли учебники продаваться в магазинах интернет-приложений?» – Да, индивидуально их можно будет купить через Интернет, но они будут распространяться и централизованно.

«Сможет ли учитель дополнять учебник своими материалами?» – Конечно, это самое большое преимущество ЭУ, возможность совершенствования. Вы добавляете свои материалы, и если хотите ими поделиться с другими учителями, ставите галочку, и они становятся доступны всем.

«Будет ли обучение учителей?» – Учебник интуитивно понятен. Другое дело – иное восприятие содержания через электронную форму. Как следствие – изменения в методике преподавания. Это важно. Обучение будет, уже заключены договоры с регионами, следите, пожалуйста, за новостями на сайте «Просвещения» и узнавайте о курсах.

«А если дети будут не в учебник смотреть, а кино крутить?» – Это ваша ситуация, ваши отношения с детьми, слушайте себя. Бывает, детям неинтересно на уроке, бывает, они устают и отвлекаются – как поступить, решаете вы. Но есть предположение, что электронный учебник поможет не только создавать захватывающие уроки, ценимые самими детьми, но и укреплять добрые отношения учителя и учеников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтический курс химии, 7 класс, Электронный учебник

В 7 классе мною был апробировании пропедевтический курс  «Старт в химию», автор О.С.Габриелян. им же разработан электронный учебник.Это самостоятельная работа ученика с использованием готового эл...

Электронный учебник "Методика применения занимательных задач"

Занимательные задачи способствуют повышению эффективности заинтересованности воспитанниц к изучению информатики, улучшению их эмоционального настроя при выполнении задания. Данная методичка разработа...

Электронный учебник для освоения растрового графического редактора PAINT

p { margin-bottom: 0.21cm; } Пояснительная записка Редактор PAINT предназначен для создания и редактирования растровых графических изображений. Эти изображения сохраняются в графических файл...

электронный учебник, как дополнение к основному учебнику математики

доклад на научно-практической коференции, в котором рассматривается применение готовых электронных пособий и авторских презентаций к урокам алгебры и геометрии. повышение мотивации обучения - одна из ...

Электронные учебники - анализ внедрения электронных учебников в зарубежных странах (на примере США и Южной Кореи).

День, когда ученики смогут выбирать носить ли им много килограммовые портфели или легкие сумки в школу на учебу уже не за горами. С 1 сентября 2015 года учебники, входящие в федеральный перечень, в об...

Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.

Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...

Календарно-тематическое планирование по требованиям ФГОС к учебнику SPOTLIGHT 11 класс

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для УМК SPOTLIGHT ( автор учебника Афанасьева О.В.) 11 класс , 3 часа в неделю, всего 102 часа....