РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» (от 4 до 7 лет)
рабочая программа по теме

Барсук Ива Леонидовна

На основе анализа педагогической практики и методических рекомендаций была разработана рабочая программа воспитателя.

Настоящая рабочая программа воспитателя группы "Особый ребенок" для детей со сложными дефектами разработана в соответствии с учетом примерноой основной образовательной программы "От рождения до школы " Авторы Н.Е. Веракса Т., Комарова М.А. Васильева в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, также использован опубликованный опыт педагогов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gkp_ovz_2017-1.docx82.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1491» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №1524

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

 (от 4 до 7 лет)

Срок реализации программы - 2016-2017 учебный год

Автор программы:

Воспитатель Барсук И.Л.

2016г.

I. Целевой раздел

1. Актуальность программы

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит: «Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Однако в законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

На основе анализа педагогической практики и методических рекомендаций была разработана рабочая программа воспитателя.

Настоящая рабочая программа воспитателя группы «Особый ребенок» для детей со сложными дефектами (далее — программа) разработана в соответствии с ООП ГБОУ Школа №1491 СП №1524, с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, а также использован опубликованный опыт педагогов («Рабочая программа педагога ДОО». Составитель Н.В. Нищеева, 2015 г.).  Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на 2015/16 учебный год.

2.Пояснительная записка

Рабочая программа воспитателя рассчитана на детей от 3 до 7 лет, имеющих сложную структуру дефекта. Эта категория детей неоднородна и включает следующие виды нарушения.

        -дети с выраженными нарушениями интеллектуального развития в сочетании с нарушениями сенсорной и двигательной сфер различной этиологии.

-дети с интеллектуальной недостаточностью и аутичным поведением.

Рабочая программа представляет  собой модель процесса воспитания и обучения детей со сложным дефектом, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности, обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

  1.  Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01 сентября 2013 г.).
  2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
  4. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ МОиН РФ от 30.08.2013 № 1014).
  5. Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 г.).
  6. Письмо Минобразования РФ от 29.06.1999 N 129/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии"

2.2. Использование программ и технологий

Область

Основная ООП, УМК

Речевое развитие

1.Основная общеобразовательная программа ГБОУ СОШ №1491 СП №1524.

2.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Дополнительная

3.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественное-эстетическое развитие

Физическое развитие

2.3. Цели и задачи реализации рабочей программы  группы «Особый ребенок» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Цель программы — создать условия для социализации детей со сложной структурой дефекта, создать условия для эмоционального комфорта, сохранения физического и психического здоровья воспитанников.

Задачи

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

-обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

2. 4. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы

Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях эта связь тематическая, а в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Программа разработана в целях осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (с 3-4 до 7-8 лет). В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом лёгкая умственная отсталость (F – 70) и умеренная умственная отсталость (F – 71). Именно эти дети составляют подавляющее большинство воспитанников ДОУ компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью. Теоретической основой программы являются положения. Разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным и другими учёными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зона ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребёнка и т.д. Программа составлена с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью; ведущих мотивов и потребностей дошкольника. Характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребёнка. Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам.

Рабочая программа групп «Особый ребенок» сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

2.5. Характеристики особенностей развития и индивидуальных возможностей детей

Клинический диагноз у части воспитанников поступивших на 2016/17 г. По направлению в группу «Особый ребенок» органическое поражение ЦНС, осложненное ДЦП со специфическим недоразвитием речи, движения и моторных функций, с особой синдромальной характеристикой. У  другой части детей присутствуют проблемы в развитии вследствие РДА (раннего детского аутизма). Для детей характерны: неустойчивое внимание, сложности в поведении, снижение познавательного интереса и восприятия, двигательное беспокойство, снижение памяти. Все дети нуждаются в медицинском контроле, часть детей нуждаются в социальной помощи во всех видах жизнедеятельности.

Особенности познавательной активности детей

Дети избегают умственных усилий, часто протестуют против организованной совместной деятельности.

У детей не выражены игровые интересы, часто наблюдаются неспецифические манипуляции с игрушками и предметами.

Дети не проявляют интереса к новому, не замечают дополнений/изменений в окружающей обстановке.

Дети запоминают длительно, воспроизводят неточно.

Особенности речевой сферы детей

Пассивный словарь беден, накапливание слов происходит медленно. Артикуляционная моторика развита недостаточно.

Особенности двигательной сферы детей

Координация двух рук развита недостаточно.

Основные движения (ходьба, бег, лазание, ползание) в стадии формирования и совершенствования.

Особенности личностной сферы

Дети с аутичной симптоматикой эмоционально отгорожены, избегают телесных контактов, часто агрессивны, стереотипны.

Дети протестуют при несоблюдении их желаний, демонстрируя истероидное поведение.

2.5.1. Возрастные и индивидуальные особенности

Список воспитанников ГКП  «Особый ребенок» на 2016/2017 учебный год

1.

30.06.2009

Инвалидность

2.

08.03.2011

Инвалидность

3.

14.09.10

Инвалидность

4.

18.06.10

Инвалидность

5.

06.02.2009

Инвалидность

6.

24.09.2011

Инвалидность

7.

06.01.2009

Инвалидность

№ группы

Кол-во

мальчики

девочки

наполняемость по нормам

фактическая наполняемость

1

7

7

0

6

7

1.5.2. Социальный статус семей

Фамилия, имя ребёнка

Воспитывают

Много-

детные

Неполные

Юные родители

Неблагополучные

Инвалиды

Потеря кормильца.

Полная семья

опека.

Мама

папа

мама

папа

реб

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

ИТОГО

6

1

2.6. Планируемые результаты освоения Программы:

Использование Программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребёнка. Так, дети с умеренной умственной отсталостью могут освоить один или два этапа обучения в течение 3-4 или 5 лет пребывания в ДОУ. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других. Конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания. Переход с одного этапа к другому осуществляется на основе результатов обязательного полного психолого-педагогического обследования всех детей в группе, после обсуждения результатов обследования на педагогическом совете учреждения при участии педагога психолога, учителя-дефектолога, воспитателей группы и других специалистов, работающих с детьми. Это не означает, что если ребёнок не мог усвоить содержание программы данного этапа, то он становится своеобразным «второгодником». Концентрическое построение программы позволяет повторять материал, продолжать обучение ребёнка на следующих этапах при должной психолого-педагогической поддержке. Авторы специально не стали вводить в программу перечень обязательных требований к ребёнку по итогам прохождения каждого этапа по нескольким причинам. Во-первых, в соответствии с ФГОС дошкольного образования (в том числе и по коррекционному направлению дошкольного образования) объектом стандартизации являются коррекционно-развивающие условия, которые создаются в процессе воспитания и обучения. В отличие от школьных стандартов, в которых определены требования к знаниям и умениям учеников. Дошкольные образовательные стандарты «измеряют» работу взрослых (под основными условиями понимается качество взаимодействия взрослых с детьми, предметно-развивающей среды, программно-методического обеспечения). Поэтому жёстко формулировать требования к развитию ребёнка с интеллектуальной недостаточностью считается неправоверным. Допускается, что уровень «достижений» некоторых детей даже к началу школьного обучения может быть более чем скромным. Подлинными же достижениями авторы считают социально-личностную реабилитацию детей с выраженными нарушениями интеллекта, овладение ими социально-бытового и коммуникативного поведения. Также следует заметить, что ни одно нарушение развития не даёт такого разнообразия искажения психики, как раннее органическое поражение центральной нервной системы. В связи с этим определение уровня достижений в усреднённом виде для всей популяции этих детей на каждом этапе обучения противоречит сформулированным выше принципам программы. Распределение материала по этапам даёт возможность в соответствии с онтогенетическим принципом строить коррекционно-образовательную работу в начале каждого последующего года обучения. Это позволяет детям восстановить утраченное, забытое. Сделать процесс развития целостным, а обучение непрерывным.  При раннем органическом поражении центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребёнок, должны быть фактически «провоцирующими» развитие. «Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них только при ведущей роли взрослого.

Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это помогает сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении. Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке. Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установление характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие. Основной целью применения психологической диагностики является

определение уровня умственного развития, состояние интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных

показателей. Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие

эмоциональную сферу и поведение ребенка:

• особенности контакта ребенка;

• эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

• реакция на одобрение;

• реакция на неудачи;

• эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

• эмоциональная подвижность;

• особенности общения;

• реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

• наличие и стойкость интереса к заданию;

• понимание инструкции;

• самостоятельность выполнения задания;

• характер деятельности (целенаправленность и активность);

• темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

• работоспособность;

• организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познаватель-

ной сферы и моторной функции ребенка:

• особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

• особенности моторной функции.

В комплексной оценке психического развития и выявления потенциальных возможностей детей с ОВЗ для определения содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности. Интересующие сведения

можно получить с помощью таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и

др.), педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за ведущей деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:

• назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

• рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы, место работы родителей;

• назвать имя и отчество близких взрослых, имена сверстников;

• рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах, о любимом занятии дома и др.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

II.Содержательный раздел

2.1. Основная часть.

Задачи коррекционно-образовательной деятельности в группе «Особый ребенок», согласно ФГОС ДО (по кварталам).

Образовательная область «Познавательное развитие» (непосредственная образовательная деятельность воспитателя и режимных моментах).

I КВАРТАЛ (сентябрь-ноябрь)

Расширение кругозора детей

Продолжать учить детей соотносить реальные предметы с их изображениями (цветным и черно-белым).

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) овощи и фрукты, где растет, определять по вкусу (сладкий, соленый, горький).

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) деревья и грибы, где растут, выделять части.

Продолжать учить определять принадлежность атрибутов к определенной профессии (шофер, дворник, врач, воспитатель, повар, продавец, парикмахер, моряк).

Формирование элементарных количественных представлений

Продолжать учить выделять один предмет из группы, определять «один - много» на предметах и их изображениях, соотносить с количеством пальцев.

Продолжать учить узнавать, сличать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) и формы (кубик, шарик, круг, квадрат).

II КВАРТАЛ (декабрь-февраль)

Расширение кругозора детей

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) диких и домашних животных и их детенышей, выделять части тела по подражанию, показу и слову.

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) зимующих птиц, выделять части тела по подражанию, показу и слову.

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) посуду, определять ее назначение.

Формирование элементарных количественных представлений

Продолжать учить соотносить объемные и плоскостные фигуры (кубик - квадрат, шарик — круг, крыша — треугольник

Продолжать учить определять «большой — маленький», выкладывать цепочку предметов по размеру.

III КВАРТАЛ (март-май) Расширение кругозора детей

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) одежда, определять его назначение.

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) транспорт, определять его назначение.

Продолжать учить узнавать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) мебель, определять его назначение.

Продолжать учить наблюдать за явлениями природы (солнце, дождь, ветер, снег) и соотносить их с изображением.

Формирование элементарных количественных представлений

Продолжать учить сравнивать две группы предметов без счета наложением и приложением, понимать результат и уравнивать группы (лишний, мало, добавить).

Продолжать учить чередовать два цвета по подражанию, образцу, слову.    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

(образовательная деятельность осуществляется в индивидуальной работе и в режимных моментах).

IКВАРТАЛ (сентябрь-ноябрь)

Продолжать упражнять откликаться на свое имя.

Продолжать создавать условия для спокойной реакции на смену режимных моментов, продолжать закреплять понимания назначения помещений группы.

Продолжать формировать навыки самообслуживания (раздевание/одевание, выбор одежды из шкафчика, соблюдение последовательности).

Продолжать учить использовать указательный жест и взгляд для установки контактов с взрослыми и сверстниками.

Продолжать учить использовать звукоподражания, другие звуки в свободной деятельности.

Стимулировать развитие собственной речи ребенка (использование речеподобных звуков и звукокомплексов в быту).

Продолжать упражнять выполнять простейшие инструкции («Дай», «Принеси», «Возьми», «Покажи»).

Продолжать стимулировать понимание действия на картинке и исполнять их («Зайчик прыгает. Мальчик катает мяч»).

Продолжать учить выражает жестом, словом свои потребности («Хочу в туалет», «Хочу пить», «Дай покушать» и т. д.).

Продолжать способствовать узнаванию и радости знакомым взрослым и сверстникам в реальном контакте и по фотографии.

Вызывать радость от общения со взрослыми и сверстниками

II         КВАРТАЛ (декабрь-февраль)

Продолжать учить пользоваться унитазом, выходить из туалета одетым, мыть руки с мылом, вытирать насухо полотенцем.

Продолжать учить правила использования игрушек, некоторых дидактических игр.

Продолжать упражнять в воспроизведении цепочки игровых действий.

Продолжать создавать условия для того, чтобы ребенок испытывал эмоциональное удовольствия от коллективных сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций (ряженье, маски, элементы кукольного театра).

Продолжать учить обращается к взрослому за помощью, благодарить за оказанную помощь (словом, звукокомплексом, жестом).

III        КВАРТАЛ (март-май)

Продолжать знакомить со свойства бумаги (складывает, мнет, рвет).

Продолжать учить складывать лист бумаги пополам.

Продолжать учить работать с природным материалом (шишки, семечки, листья), выполняя поделки совместно со взрослым.

Продолжать упражнять наводить порядок в игровой комнате (убирает «игрушки и дидактический материал на свое место, видит беспорядок и пытается устранить его)».

Продолжать закреплять порядок уборки пыли в групповой комнате и мытья игрушек (надевает фартук, мочит тряпочку, вытирает).

Продолжать учить безопасно вести в группе: не наталкиваться на сверстников, не разбрасывать игрушки.

Продолжать учить безопасно вести себя при передвижениях по саду: слышит взрослого, не отходит от группы детей.

Продолжать знакомить с правилами поведения на дороге: переход по «зебре» совместно со взрослым, сигналы светофора (красный, зеленый).

Продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности: нельзя подходить к открытому огню, нельзя бросать предметы в костер, нельзя самостоятельно включать электроприборы.

Образовательная область «Физическое развитие» (образовательная деятельность осуществляется  воспитателем в индивидуальной работе и в режимных моментах).

Образовательная область планируется на детей без выраженных двигательных нарушений

 IКВАРТАЛ (сентябрь-ноябрь)

Продолжать учить узнавать, сличать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) части тела на себе и на другом.

Продолжать закреплять определение себя и другого по полу (мальчик — девочка).

Продолжать учить выполнять дыхательные упражнения, элементы зрительной гимнастики и релаксации, «дорожки здоровья», самомассажа пальцев рук (катание ребристого карандаша, потирание пальцев), пальчиковых игр.

Продолжать учить определять съедобные и несъедобные предметы, опасные и неопасные для здоровья предметы.

Продолжать учить выражает неудовольствие в социально приемлемом виде при нарушении режима дня, несоблюдении чистоты окружающей среды, тела, белья.

II КВАРТАЛ (декабрь-февраль)

Продолжать учить ходить друг за другом и парами, останавливаться и менять направление движения по сигналу взрослого.

Продолжать учить бегать друг за другом, по кругу вдоль каната (обруча), останавливаться по звуковому сигналу.

Продолжать учить прыгать на двух ногах на месте и с небольшим продвижением вперед.

Продолжать учить перепрыгивать через положенные на пол веревку (канат), перелезать через препятствие, подлезать под воротиками, проползать между двух опор, подниматься и спускаться по гимнастической стенке, катать мяч другому.

III КВАРТАЛ (март-май)

Продолжать учить, сидя на полу и лежа на животе, бросать и ловить мяч двумя руками, бросать в цель, передавать мяч друг другу, стоя в кругу.

Продолжать создавать условия для эмоционального удовольствия детей от участия в совместных сюжетных и бессюжетных подвижных играх.

Продолжать учить элементы некоторых спортивных игр (футбол, теннис, городки, хоккей на траве, баскетбол).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

(непосредственная образовательная деятельность воспитателя осуществляется в индивидуальной работе и в режимных моментах).

I КВАРТАЛ (сентябрь-ноябрь)

Продолжать учить правильно использовать изобразительные средства - карандаш, фломастер, мелки, краски, кисточку.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги (посередине, уголок, верх - низ).

Продолжать упражнять проводить прямые, волнистые линии, рисовать круглые формы, стараться передать в рисунке предметы, явления, человека (головоног).

Продолжать закреплять основные приемы работы с пластилином (мнет, делит на части, раскатывает, сплющивает, отщипывает, вдавливает, соединяет части между собой) при создании совместных поделок.

Продолжать упражнять пользоваться ножницами (режет по прямой, надрезает лист бумаги).

Продолжать учить располагать и наклеивать изображения предметов из готовых форм по подражанию и показу/образцу.

Создавать условия для удовольствия ребенком от художественного творчества.

II КВАРТАЛ (декабрь-февраль)

Продолжать упражнять готовить рабочее место для лепки, аппликации, рисования, соблюдать последовательность действий при лепке, рисовании и аппликации.

Продолжать учить выполнять простые постройки по подражанию, показу, слову (из 1-2 форм).

Продолжать учить выделять верх и низ у постройки и ее элементы.

Продолжать закреплять приемы соединения/разъединения разных видов конструкторов, стимулировать самостоятельное применение в свободной деятельности.

Продолжать учить узнавать, сличать и/или называть (издавать определенные звукокомплексы) элементы конструктора (кубик, кирпичик, крыша, дощечка).

III КВАРТАЛ (март-май)

Продолжать привлекать к участию в коллективных постройках, учить обыгрывать постройки самостоятельно или с помощью взрослого.

Продолжать учить слушать музыкальные произведения до конца.

Продолжать упражнять извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, погремушка, металлофон).

Продолжать учить подпевать взрослому.

Продолжать учить выполнять элементарные танцевальные движения под музыку - топать, хлопать, приседать, махать рукой с предметом.

Продолжать создавать условия для удовольствия ребенка в процессе музыкальной деятельности.

* Календарное планирование лексических тем см. Приложение 1

2.2. Формы, способы, методы реализации Программы

с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность (ОД)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Методы и формы

-сюжетно-ролевая игра

-рассматривание

-наблюдение

-игра-экспериментирование

-конструирование

-беседа

-проектная деятельность.

Проблемная ситуация.

Сюжетно-ролевая игра

-рассматривание

-наблюдение

-чтение

-игра-экспериментирование

-конструирование

-исследовательская деятельность

-беседа

-проектная деятельность

Проблемная ситуация

Игры-эксперименты, сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта), внеигровые формы:

изобразительная деятельность, конструирование, бытовая деятельность, наблюдения.

Рассматривание иллюстраций, настольно-печатные игры.

Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).

Игры парами.

Беседы.

Пример взрослого.

Чтение справочной литературы, рассматривание иллюстраций.

Досуги, праздники.

Посещение театра, прослушивание аудиозаписей.

3. Организация реализации программы

  1. Режимные моменты        

Прием детей, Игровое занятие «КРУГ», ритмическая гимнастика, подвижные игры и сюжетно-ролевые игры, индивидуальные беседы с детьми, индивидуальная работа по рекомендации дефектолога.

Занятия, занятия со специалистами (дефектологом, психологом, логопедом),

Сопровождение игровой деятельности детей в игровых уголках, индивидуальная и трудовая деятельность, художественное творчество, музыкальные занятия.        

        

  1.  Сетка занятий воспитателя ГКП

Дни недели

Занятие

понедельник

Игровое занятие «КРУГ». Лепка.

вторник

Игровое занятие «КРУГ». Аппликация

среда

Игровое занятие «КРУГ». Рисование (восковые мелки).

четверг

Игровое занятие «КРУГ». Рисование (гуашь).

пятница

Игровое занятие «КРУГ». Конструирование.

Занятие КРУГ проводится, учитывая лексическую тему текущей недели.

Занятие КРУГ – это ритмически организованное, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие коммуникативных возможностей.

Основные задачи занятия КРУГ по областям:

Область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

-создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;

-формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

-стимуляция собственной игровой активности;

Речевое развитие

-стимуляция речевой активности

Познавательное развитие

- развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.

-формирование представлений об окружающем мире.

В зависимости от особенностей детей, посещающих группу, на занятиях КРУГ могут ставиться и решаться другие задачи.

Планирование тем Занятия КРУГ, занятий по лепке, аппликации, конструированию см. Приложение 3

4. План ФОР 

Форма работы

Время

Периодичность

Утренняя гимнастика

10 мин

Ежедневно

Дыхательная гимнастика

1-2 мин

Ежедневно

Пальчиковая гимнастика

2-3 мин

2-3 мин ежедневно

Досуг со спортивными элементами

20-25 мин

1 раз в месяц

Хождение по массажным коврикам

2 мин

Ежедневно

Подвижные игры

15 мин

Ежедневно

Спортивные упражнения

5 мин

Ежедневно

Психогимнастика

3 мин

Ежедневно

Физкультминутки

1-2 мин

Ежедневно

Облегченная форма одежды

Ежедневно

Режим проветривания

Ежедневно

5.Взаимодействие с семьями воспитанников.

См. Приложение 4 (План работы с родителями)

6. Условия реализации рабочей программы:

-материально-техническое оснащение;

-техника

Развивающая предметно-пространственная среда:.

Центр игры  - Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская», игровая мебель для сюжетно-ролевых игр.

Центр книги -        Книги А. Барто, русские народные сказки, сказки С. Маршака, С.В. Михалкова, Б. Житкова, В. Бианки и многие другие.

Центр театра –Ширма, кукольный театр «Репка», «Колобок»

Центр музыки - Уголок музыкальных инструментов

Центр познания, конструирования-        Дид.игры, пазлы, головоломки, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы различных видов, крупный и мелкий строительный материал, лего.

Центр двигательной активности -        Оборудование (мячи, обручи, скакалки, кегли, гимнастические коврики) для спортивных и подвижных игр.

Центр изодеятельности -         Книжки-раскраски с познавательными элементами, пластилин, краски, карандаши, гуашь, кисточки.

Центр природы-  Работа с календарем: пространственно-временные представления, части суток,  календарь погоды.

7. Список литературы

Основное программно-методическое обеспечение

ОПП (название дошкольной образовательной организации).

Дополнительное программно-методическое обеспечение

1.        Баряева Л. Б. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. — СПб., 2005.

2.        Баряева Л. Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. — СПб., 2001.

3.        Верещагина Н. В. «Особый» ребенок в детском саду. — СПб., 2009.

4.        Гачанов А. С. Игры, которые лечат. — М., 2001.

5.        Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М., 2003.

6.        Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении до-школьников с отклонениями в развитии. — М., 2001.

7.        Лалаева Е. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. — М., 2009.

8.        Мамайчук И. А. Коррекционная помощь детям-аутистам. — СПб., 2011.

9.        Мамайчук И. А. Психологическое сопровождение детей с проблемами в развитии. — СПб., 2009.

10.        Шапкова Л. В. Подвижные игры для детей с нарушениями в разви-

тии. — М., 2003.


Приложение 1

Календарное планирование  лексических тем на 2015/ 16 учебный год  в группах компенсирующего вида и ГКП «Особый ребенок» в связи с проектной деятельностью детского сада

Месяц

Неделя

ОВЗ

ОВЗ +

Тематические мероприятия

1

Сентябрь

1

Диагностика

Мой город

Диагностика

Овощи

2

2

Овощи

3

3

4

4

Фрукты

5

5

6

Октябрь

1

Деревья, грибы

Фрукты

7

2

8

3

Осень

9

4

10

Ноябрь

1

Семья

Семья

Все работы хороши

11

2

Неделя игры и игрушки

12

3

Профессии

13

4

День матери

Месяц

Неделя

ОВЗ

ОВЗ +

Тематические меропрития

14

Декабрь

1

Дикие животные

Дикие животные и детеныши

15

2

16

3

Зима

17

4

18

5

Зимующие птицы

19

Январь

2

Посуда

Диагностика

Посуда

Зимние игры и забавы

20

3

21

4

Праздник

22

Февраль

1

Домашние животные

Домашние животные

23

2

24

3

Наше тело

25

4

Месяц

Неделя

ОВЗ

ОВЗ +

Тематические мероприятия

26

Март

1

Одежда

Одежда

27

2

28

3

Весна

29

4

30

5

Части суток

Книжкина неделя

31

Апрель

1

Транспорт

Транспорт

32

2

Выше только звезды

33

3

Диагностика

Дни недели

Диагностика

Природа родного края

34

4

35

Май

1

Мебель

Мебель

36

2

Этот День Победы

37

3

Школа

38, 39

4, 5

Лето


Приложение 3

Календарное планирование Занятий КРУГ, Лепка, Аппликация, Конструирование в соответствии с лексическими темами  на 2015/ 16 учебный год  в группах  ГКП «Особый ребенок» и в связи с проектной деятельностью детского сада

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Лепка, аппликация,

Рисование

Тема

Конструирование, тема

Занятие КРУГ, тема

1

Сентябрь

1

Мой город

Шарики

Воротца

Игрушки

2

2

Овощи

Огурец

Мостик

Овощи

3

3

Овощи

Помидор

Заборчик

4

4

Фрукты

Яблоко

Гараж

Фрукты

5

5

Фрукты

Груша

Дорожка

6

Октябрь

1

Деревья

Березка

Дерево

Деревья

7

2

Грибы

Грибы

Гриб

Грибы

8

3

Осень

Листья

Елочка

Осень

9

4

Осень

Дождик

Лесенка

10

Ноябрь

1

Семья

Солнышко

Солнышко

Семья

11

2

Семья

Цыплята

Дом

12

3

Профессии

Клоун

Стена

Професссии

13

4

Профессии

Повар

Башенка

2 квартал

Месяц

Неделя

14

Декабрь

1

Дикие жив.

Заяц

Воротца

Дикие животные

15

2

Дикие жив.

Лиса

       Мостик

16

3

Зима

Снег

Заборчик

Зима

17

4

Зима

Снеговик

Подарок

18

5

Зимующие птицы

Воробей

Птичка

Зимующие птицы

19

Январь

2

Посуда

Чашка

Буфет

Посуда

20

3

Посуда

Тарелка

Стол

21

4

Праздник

Салют

Башенка

Праздник

22

Февраль

1

Домашние жив.

Кот

Ступеньки

Домашние животные

23

2

Домашние жив.

Собака

Конура

24

3

Наше тело

Человек

Человек

Наше тело

25

4

Наше тело

Мамин портрет

Дом

3 квартал

Месяц

Неделя

26

Март

1

Одежда

Шапка

Шкаф

Одежда

27

2

Одежда

Шарф

Дорожка

28

3

Весна

Сосульки

Мостик

Весна

29

4

Весна

Кораблик

Кораблик

30

5

Части суток

День/Ночь

Заборчик

Части суток

31

Апрель

1

Транспорт

Машина

Машина

Транспорт

32

2

Транспорт

Ракета

Ракета

33

3

Дни недели

Цветок

Цветок

Диагностика

Дни недели

34

4

Дни недели

Божья коровка

Самолет

35

Май

1

Мебель

Стол

Кровать

Мебель

36

2

Мебель

Стул

Стул

37

3

Школа

Портфель

Парта

Школа

38, 39

4, 5

Лето

Бабочка

Детский сад

Лето


Приложение 4

Перспективный план по работе  с родителями в группе ГКП

Сентябрь

Активные формы работы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Материал

Ответственный

1.

Совместная подготовка к учебному году.

«Наши занятия», «Советы дефектолога», «Адаптация», «Задачи на год», «Работа по программе», «Индивидуальные маршруты», «Что должно быть в шкафчике», «Именинники»,

 « Объявления!»,  и т. д.  

Сайт детского сада

Беседы по адаптации,

Советы специалистов по адаптации:

«Ребёнок + родитель + воспитатель»,

Обновление группового инвентаря.

Нацелить родителей к  активной, совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации детей к новой  группе, воспитателям.

Наглядность, список необходимых для группы обновлений, дидактические игры, «потешки», «уговорушки», игрушки и т. д.

Воспитатель, специалисты, медицинский работник,

Старший воспитатель.

2.

Родительское собрание:

1. «Приятно познакомиться!»

2.Организационные вопросы

Объявление – приглашение (тема, перечень вопросов),

Информационные буклеты «Организация пространства»

Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы),

Вопросник: «Мой ребёнок, какой он!?»,

Ознакомление родителей с планом на год. Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Создание родительского комитета.

Объявление, анкеты, опрос «Вопросник».

Воспитатель,

Психолог.

3.

Фотоальбомы

«Я и моя семья»

с мини-рассказом о семье

Альбом с фотографиями ближайших родственников, значимых для ребенка.

Советы по оформлению альбома

Для индивидуальных занятий с ребенком по теме «Моя семья»

Семейные фото, общее оформление.

Воспитатели, родители.

Октябрь

Активные формы работы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Материал

Ответственный

1.

Оформление группы. Совместное изготовление родителями костюмов к Осеннему празднику «Осень в гости к нам пришла.

Папка «Осень», загадки,  медицинские советы. Изготовление поделок из природных материалов.

Оформление уголка природы по теме осень, дополнение поделками.

Беседа «Совместный труд».

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле.

Стихотворение, статья по экологии,  благодарности участвующим!

Воспитатели, родители, дети

2

Презентация группы на Facebook

 «Ладушки ладошки».

Девиз группы

Советы психолога:

 « Кризис 3 лет», логопеда: «Артикуляционная гимнастика», воспитателей: «Пальчиковая гимнастика», «Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!», т. д.

Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!», «Живём по режиму!»,

Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану  и правилам группы.

Наглядность, объявление – приглашение на консультацию,  записки от родителей.

Воспитатели,

Специалисты.

3.

Выставка «Родом из детства…»

Подбор материалов: игрушки, книги, памятные вещи из времени детства родителей детей группы.

Советы по оформлению семейного фото.

Поделиться опытом удачных моментов воспитания в семье.

Семейные фото, общее оформление.

Воспитатели, родители.

4.

Изовыставка в  рубрике «Домашние зарисовки» + персональные выставки в течение года!

Оформление  рисунков сделанных в совместной деятельности детей и  родителей дома.

 Тема: «Рисуем вместе!»,

Папка нетрадиционных приёмов рисования в этом возрасте.

Советы,

Предложения,

Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества  родителей и детей.

Папка с образцами нетрадиционных приёмов изобразительного рисования, выставка.

Воспитатели, родители, педагог доп образования по ИЗО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы кратковременного пребывания при школе

Материал содержит рабочую программу по УМК  Н.Ф. Виноградовой "Предшкольная пора"...

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» на 2014-2015 учебный год

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»на 2014-2015 учебный год содержание работыответственныесроки Организационно-педагогиче...

Индивидуальная рабочая программа надомного обучения для класса " Особый ребёнок" по предмету: " Мир растений".

Эта программа подходит для обучения детей с умственной отсталостью в классе ОР (7 год обучения). Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование из расчета 1 учебный ч...

Индивидуальная рабочая программа надомного обучения для класса " Особый ребёнок" по предмету: " Мир животных".

Рабочая программа составлена для обучающихся с умственной отсталостью 7 класса (ОР). Прграмма содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование из расчёта 1 час в неделю, 34 часа ...

Методическое обеспечение рабочей программы группы компенсирующей направленности для дошкольников от 5 до 6 лет

Методическое обеспечение образовательной программы - это необходимая информация, УМК, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации образовательной...

Рабочая программа группы № 1 "Неваляшки" (средняя группа) на 2017-2018 учебный год

Содержание образовательной работы в средней группе...