Дистанционное обучение
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Григорькина Елена Юрьевна

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1.    Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

2.    Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

3.    Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

·         кто они?

·         каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

4.    Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5.    Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

·         автора; персонажей.

6.    Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

7.    Охарактеризовать героев - участников эпизода:

·         их отношение к событию;

·         к вопросу (проблеме);

·         друг к другу;

·         кратко проанализировать речь участников диалога;

·         сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

·         выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

·         определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

8.    Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

9.    Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

10.                      Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

11.                      Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

12.                      Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

 

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1.    Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2.    Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?1

3.    Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

4.    Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").

5.    Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

6.    Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

7.    Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

8.    Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.

9.    Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

10.                      Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

11.                      Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

12.                      Специфика авторских ремарок, поясняющих:

·         действия персонажей (игру актеров);

·         обстановку на сцене, костюмы и декорации;

·         настроение и идею сцены или явления.

·         Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

13.                      Смысл названия пьесы.

 

http://b.dataur.ru/favicon.gif?1867http://cnt1.up.ru/311032.gifhttp://track.hubrus.com/adflow_match?ssp_user_id=5b802c8eab7f9af1810897407959ab63http://r3.c8.net.ua/match.php?ssp_id=3548&key=1425ee56d54358a7d01a5fd0c72d51b3&ssp_user_id=5b802c8eab7f9af1810897407959ab63http://sync.rambler.ru/set?partner_id=smaclick&id=5b802c8eab7f9af1810897407959ab63http://wilini.net/s/6/8/16/0/959



Предварительный просмотр:

План анализа лирического произведения

        I. Чтение и первичное восприятие текста. ( Прочитаем стихотворение. Попробуем разобраться в мыслях и чувствах, которые оно вызывает. Подчеркнём заинтересовавшие нас слова, словосочетания.)

        II.Отбор материала для анализа.        

1. Дата написания. ( Может быть «говорящая» - особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта.)

2. Характеристика эпохи и её отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.

3. Жанровое своеобразие. ( Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада – реальные и фантастические черты, философское стихотворение – какие общие проблемы бытия затрагивает, лирическое стихотворение – особая выразительность чувств лирического героя, послание – кому адресовано и т. д. )

4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации ( восторженные, задумчивые и т. д.)

5. Художественные особенности:

- как раскрываются категории времени и пространства;

- как решается проблема взаимоотношения мира и человека;

- тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.

6. Особенности речи:

 - использование стилистически окрашенной лексики;

 - инверсия, повтор, антитеза;

 - параллелизм;

 - риторический вопрос, восклицание;

 - обращение;

 - особенности синтаксиса.

7. Основные ритмические особенности стихотворения:

 - ритм ( ямб – разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль – строгость, торжественность; трёхсложные размеры стиха или двухсложные с пиррихием – особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни );

 - способ рифмовки ( рифма парная, перекрестная, кольцевая );

 - строфика;

 - элементы звукописи.

8. Черты лирического героя.

9. Личное восприятие стихотворения.

III. Написание чернового варианта анализа на основе собранного материала.

                                           Анализ эпизода

             I. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

        II. Основные герои.

1. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?

2. Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?

        а) Способы создания образа.

        б) Художественные особенности языка, их значение.

        III. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!



Предварительный просмотр:

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. тема синквейна.
  2. Признаки
  3. Действия (что делает? Какое влияние оказывает? Как меняет окружающий мир?)
  4. Личное отношение (описание главного для автора)
  5. Итог (вывод, суть понятия, ассоциация)

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.



Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства русского языка

Изобразительно-выразительное средство

Определение

Примеры

Тропы (греч.tropos-«поворот», оборот, образ) – слова, употребляющиеся для создания образов в переносном значении.

Художественные тропы:

Эпитет

Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность

Горячее сердце. Идут дожди, висят лохматые тучи.

Метафора

Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение

Политический пасьянс; Солнце золотило верхушки деревьев.

Метонимия

Употребление слова или выражения в переносном значении, когда в основе переноса лежат смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами

Чайник кипит; лес поет;

Все флаги в гости будут к нам; Я три тарелки съел!

Синекдоха

Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот

Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Сравнение

Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака, пояснение одного предмета или явления с помощью другого

Лес точно терем расписной.

Колокол луны скатился ниже.

Олицетворение

Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека

Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов.

Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения описываемого предмета, явления

Готов задушить в объятьях.

Литота

Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления

Мужичок с ноготок; мальчик с пальчик; дюймовочка.

Аллегория

Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа

Лиса – о хитром человеке.

Оксюморон

Умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов

При свете тьмы, сладкая боль.

Перифраз

Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Туманный Альбион; царь зверей; черное золото.

Ирония

Троп, который строится на контрасте видимого и скрытого смысла

Лиса к Ослу:« Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» (басня Крылова «Лисица и Осёл)

                Стилистические фигуры:

Примеры

Инверсия

Нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок

«Арагвы светлой он счастливо/Достиг зелёных берегов…» (Лермонтов)

Эллипсис

Стилистическая фигура с пропуском подразумеваемого члена предложения

«Облака - вокруг, купола - вокруг.

Надо всей Москвой - сколько хватит рук!»(Цветаева)

Градация

Фигура, состоящая в том, что слова группируются в определённом порядке - нарастания или ослабевания их смысловой значимости

«Пришёл, увидел, победил.»

(Ю.Цезарь)

Анафора

Стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух или более самостоятельных отрезков речи

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…»

Эпифора

Стилистическая фигура, состоящая в повторении звуков, звукосочетаний, слов, ритмических и речевых конструкций в конце следующих друг за другом фраз или стихотворных строк; антоним к анафоре.

Во поле берёзонька стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Антитеза

Сопоставление резко отличающихся по смыслу слов и понятий

«Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.» (Державин)

Риторические фигуры:

Вопрос

Оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется

«Куда ты скачешь, гордый конь, /И где опустишь ты копыта?» (Пушкин)

Обращение

Обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.

«А вы, надменные потомки/Известной подлостью прославленных отцов…»(Лермонтов)

Восклицание

Построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие

«Да, так любить, как любит наша кровь,/Никто из вас давно не любит!»(Блок)

Бессоюзие (асиндетон)

Пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность

«Швед, русский – колет, рубит, режет,/Бой барабанный, клики, скрежет» (Пушкин)

Многосоюзие (полисиндетон)

Намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк

«…Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи»(Пушкин)

Повторы

Фигура речи, которая состоит в повторении звуков, слов, морфем, синонимов или синтаксических конструкций в условиях достаточной тесноты ряда, то есть достаточно близко друг от друга, чтобы их можно было заменить

Параллелизм

Сопоставление двух явлений путём их параллельного изображения. При таком сопоставлении подчёркиваются сходные и различные черты явлений

«Я звал тебя, но ты не оглянулась,/Я слезы лил, но ты не снизошла» (Блок)

Парцелляция

Выделение из предложения какого-либо члена, чаще всего второстепенного, и оформление его(после точки) в виде самостоятельного неполного предложения

«И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь»



Предварительный просмотр:

Дидактический материал

для подготовки учащихся 11 классов  к единому государственному экзамену по русскому языку

  1. Текст и его признаки

Лекционный материал. Текст  (лат.) – ткань, связь, соединение.

Текст – это продукт речевого общения, состоящий из группы предложений, которые расположены в определенной смысловой последовательности и связаны друг с другом с помощью разных языковых средств. Между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста – информативность, самостоятельность, связность, целенаправленность, целостность.

Информативность – любой текст информативен. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному.

Самостоятельность текста подразумевает ограниченность во времени и (или) пространстве, принадлежность одному (в том числе и коллективному) автору. Часть текста (особенно объемного) может приобрести самостоятельность и стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованные в виде статьи.

Связность это категория, характеризующая лексико-грамматические способы соединения внутри элементов текста: предложения, абзацев и т.д.

Целенаправленность – в тексте реализуется определенная и единая в своей комплексности цель, и каждая его часть целенаправленна.

Целостность – единство содержания и речевой формы. Различают целостность внутренней (внутренняя организованность и структурность содержания текста)  и целостность внешней (оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическая целостность, принципы отбора номинативных единиц и т. д.) языково-речевой формы

Целостность (или цельность) текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать какое-то смысловое зерно, идейно- тематическая программа, которая в тексте проявляется через особо значимые слова и словосочетания и может быть сформулирована как тема или идея.

К основным средствам языковой связности текста относят  цепную  и параллельную связи предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются.  Предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Главное в цепной связи – последовательно связанные предложения,  как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т. д. Такие  предложения могут сцепляться при помощи повторяющегося ключевого слова, однокоренных слов, местоимений и т. д.

Цепная синтаксическая связь

Повторы:

1.  Полные лексические (слово повторяется в одной и той же форме).

2. Словоизменительные лексические (слово повторяется в разных формах).

3. Словообразовательные или корневые (повтор одного и того же корня в однокорневых словах).

Замены:

1.Синонимические (замена слова синонимом).

2. Антонимические (замена слова антонимом).

3. Замена именной части речи личными местоимениями.

4. Замена имени существительного описательным оборотом.

5. Родовидовые замены.

Параллельная синтаксическая связь

Повторы:

1. Словоизменительные (слово повторяется в разных формах).

2. Примерный повтор структуры соседних предложений или предложений в начале соседних абзацев (синтаксический параллелизм).

  Задание 1 Прочитайте  высказывание. Вставьте пропущенные буквы, прокомментируйте свой выбор. Определите вид связи между предложениями,  прокомментируйте свой выбор.

У Гоголя есть (не) что такое, что заставля..т  (н..)замечать (н..) брежности его языка – есть слог. Гоголь (н..)пишет, а рису..т,  все его из…бражения  дыш..т  ж…выми красками действительности. В..дишь и слышиш…  их.

Каждое слово, каждая фраза резко, определе(н,нн)о,  рельефно выража…т  у  него мысль, и тщетно(бы)  хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли. Это значит иметь слог, который имеют  только велик… писатели (В. Г.  Белинский).

Задание 2  Прочитайте  предложения и ответьте на вопросы.

А. Некоторые лингвисты считают, что письмо появилось раньше звуковой речи на целую археологическую эпоху, однако такая теория не имеет реальных оснований.

Б.  А данные истории, антропологии, этнографии опровергают положение о возникновении письма до появления звучащей речи.

В. История не знает ни одного человеческого общества, которое не имело бы своего звукового языка.

Г. Тем более не известно ни истории, ни этнографии человеческое общество, которое бы пользовалось письмом, не обладая речью.

После  какого предложения должна следовать данная ниже фраза?

Археология, на которую часто ссылались сторонники гипотезы раннего возникновения письма, никаких доказательств о существовании или отсутствии звучащей речи в дописьменный  период представить вообще не в состоянии.

Между А и Б.

Между Б и В.

Между В и Г.

После Г.

     

Какой вопрос можно поставить в начале текста:

Сколько лет назад появилась письменность?

Как возник язык?

Какая форма речи возникла раньше: устная или письменная?

Благодаря чему возникло письмо?

Задание 3 Прочитайте  предложения и ответьте на вопросы.

А. Для понимания даже самых простых китайских текстов необходимо знание не менее двух тысяч иероглифов, а в более сложных текстах применяется 5-6 тысяч иероглифов.

Б. Основной недостаток иероглифического письма – его многозначность и сложность.

В. Но переход на буквенно-звуковое письмо ( такой проект разработан лингвистами) создал бы разрыв с многовековой старой культурой Китая, воплощенной в иероглифической письменности.

Г. Поэтому обучение чтению и письму,… чтению классической китайской литературы, требует многих лет, что очень затрудняет распространение грамотности в народе.

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился относительно законченный текст?

А, В, Б, Г.

А, Г, В, Б.

Б, В, А, Г.

Б, А, Г, В.

Какое слово  или сочетание слов должно стоять на месте пропуска, обозначенного многоточием, в предложении Г?

Даже

В особенности

Кроме того

Благодаря

2.Типы речи

        Лекционный материал. Смысловые типы (повествование, описание,  рассуждение)  присутствуют в речи в зависимости от темы, цели, идеи автора. Смена этих типов в рамках одного текста вызвана стремлением автора полнее выразить собственную позицию, помочь  читателю или слушателю воспринять информацию, а также придать речи динамичный характер.

        Повествование – это тип речи, в котором описываются события в определенной временной последовательности. Повествование,  в отличие от описания, динамичный тип речи, поэтому в нем могут меняться  временные планы. Автор может говорить, во-первых,  как участник событий,  во- вторых, излагать события со слов третьего лица, в-третьих моделировать событийный ряд, не указывая на источник информации. Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые выражают быструю смену событий, последовательность их развития. Динамика может передаваться также через значение глаголов, их разные видо-временные планы. Повествование  может быть построено по схеме: завязка – развертывание действия – развязка. Обычно выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествование представляет собой текст, отражающий последовательные, иногда одновременные, но развивающиеся действия или состояния. Неразвернутое повествование может быть отдельной репликой в диалоге или  играть роль введения к описанию или рассуждению.

«Наполнив карманы и бумажник, Бугров спрятал бланки в стол и, выпив полграфина воды, выскочил на улицу.

-Извозчик! – крикнул он диким голосом.

Ночью, в половине двенадцатого, он подкатил к подъезду гостиницы «Париж». С шумом вошел он вверх по лестнице и постучался в номер, в котором жил  Грохольский. Его впустили. Грохольский укладывал свои вещи в чемоданы. Лиза сидела за столом и примеряла браслеты. Оба они испугались, когда вошел к ним Бугров». (А. П. Чехов  «Живой товар»).

Схема текста-повествования

1. Начало события.

2. Его развитие.

3. Конец события.

В художественных текстах, как правило, выделяется еще кульминация.

Описание  –  это словесная картина, как правило, дающая представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных в данный момент признаков. Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды. В исходном описании («данном») называется предмет или его части, а через авторское отношение  к «данному» описанию (в «новом») сообщаются признаки предмета. Описание обычно передается с помощью существительных и прилагательных, причастий, а также глаголов в настоящем времени.

«Барон – маленький, худенький старикашка лет шестидесяти. Его шея дает с позвоночником тупой угол, который скоро станет прямым. У него большая угловатая голова, кислые глаза, нос шишкой и лиловатый подбородок»(А. П. Чехов «Барон»).

Как видим, для описания используются сравнения, слова в переносном значении, слова с оценочными суффиксами. В описании могут быть использованы вводные слова и вводные предложения.

Схема текста-описания

  1. Общее впечатление о предмете (явлении).
  2. Признаки текста (явления).
  3. Отношение к предмету (явлению).

Рассуждение – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, определенные положения. Оно может быть доказательством, объяснением, размышлением (разница – в степени категоричности суждений). В рассуждении обычно присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы и вывод. Для связи отдельных частей используются предлоги, союзы, наречия, различного рода устойчивые сочетания: поэтому, потому что, во-первых, во-вторых, следовательно, отметим следующее, перейдем к следующему и т. д.

         

        – На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем анна конях, но переход нам предстоит далекий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмем в городке лошадей.

Схема текста-рассуждения

1. Вступление.

2. Тезис.

3. Доказательство.

4.  Вывод.

Функционально-смысловые типы речи  нередко выступают в контаминированном , то есть смешанном виде. Такие тексты называют контаминированными (от лат. соприкосновение, смешение).

Самый простой способ определения типа текста – это использование вопроса и приема «фотографирование».

Таблица 1

Способы определения типа текста

Тип текста

Прием «фотографирования»

Использование вопроса

  1. Повествование

Можно сделать несколько фотоснимков

Что произошло?

Как произошло?

  1. Описание

Можно сделать один фотоснимок

Какой предмет?

 Какое явление?

  1. Рассуждение

Нельзя сфотографировать

Почему?

Текст 1 Докажите, что текст является повествованием с элементами описания. Какую роль в тех частях текста, которые являются повествованием, выполняют наречия сначала, иногда, потом, дальше? Какие средства художественной выразительности используются в тексте?

Был морозный солнечный день, и ему все нравилось: обилие лыжников и скрип свежего снега. Сначала они хотели идти побыстрей, чтобы пораньше добраться до дому, успеть прогреть его хорошенько и отдохнуть, но идти быстро в этих полях и лесах невозможно было.

– Смотри, какие стволы у осин! – говорила она и останавливалась. – Цвета кошачьих глаз.

Он тоже останавливался, смотрел – и верно, осины были желто-зеленые наверху, совсем как цвет кошачьих глаз.

Лес был пронизан дымными косыми лучами. Снег пеленой то и дело повисал между стволами,  и ели, освобожденные от груза, раскачивали лапами.

Иногда им попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от кочки к кочке. Потом поворачивал и пропадал в снежном сиянии. Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах.

Эти следы таинственной ночной жизни, которая шла в холодных пустынных полях и лесах, волновали сердце.  (Ю. Казаков «Двое в декабре»).

3.  Стили речи

Практикум. Определите тип и стиль речи.  Выполните задания к текстам.

Текст 2 

В четверг вечером в столицу приехал знаменитый американский актер, герой костоломных боевиков Чак Норрис. В Москву стареющая кинозвезда заявилась на открытие собственного клуба и казино «Беверли Хиллз», а также для проведения переговоров с финансовыми компаниями о расширении своей деятельности в России.

Господин Чак Норрис подошел к раскручиванию русского бизнеса очень ответственно и помимо своего звездного тела привез еще несколько популярных у нас песен исхудавшего греческого певца Демиса Руссоса  и сразу трех героев «Санты-Барбары», которых иначе как Си Си Кемпвелл, Мейсон и Тед, у нас не называют. Вся компания с пафосом разместилась в Палас-Отеле, сняв всего пятнадцать номеров. Естественно, президентский номер за 1500 долларов за ночь достался самому главному, то бишь  Чаку Норрису. Остальные звезды расположились в двухэтажных номерах люкс, которые, впрочем, обставлены не хуже президентского и отличаются от него лишь размерами.

Пробудет эта честная компания до завтра. Причем Чак Норрис успел за эти два дня сняться сразу у нескольких телекомпаний. Но что самое интересное, его заманил к себе в «смак» главный рок- кулинар страны Андрей Макаревич и заставил что-то варить – парить на своей кухне.

Так что на сей раз в России голливудский каратист предстанет сразу в трех ипостасях: актер, бизнесмен, повар. (А. Рязанцев  Чак Норрис въехал в Россию со «Смаком»// МК. – 1996 . 26 окт.)

Текст 3

Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что в конце концов будет с коммунистами. Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены большевикам в качестве утешительного приза по причине их политической незначимости?  На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился? Правильно, дети. Садитесь, пять. Это были комитеты по культуре и религиозным объединениям. Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьезную ошибку. Не культурную. Не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть очень умным. Зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики.        ( А. Архангельский «Известия» 2002 г. 6 апреля).

Текст 4 Договор «О передаче  неисключительных имущественных прав» г. Москва.  22 марта 2002 года

Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична,  именуемая в дальнейшем Автор, с одной стороны, и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Бозина Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем…

Текст 5

Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое меня успокоило, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? … Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура. (Отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной,  от 3 августа 1834 года).

Текст 6

Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось  перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по бездорожью туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.

 Текст 7  Докажите, что это текст. Определите тип речи. Докажите, что это текст научно-популярного стиля.

Русская литература родилась в келье. Первые летописцы были монахи (Нестор, например). Одним из первых писателей, впервые вышедших в мир, был мятежный протопоп Аввакум, автор знаменитого «Жития протопопа Аввакума».

Вот почему так сильна в русской литературе тема Бога. Вот почему в ней так слышна проповедь…

Русская литература хочет связать Бога и человека, небо и землю, осветить самый низ, те повалы и подполье души, которые пребывают, кажется, в сплошной тьме.

Говоря о Христе, об идеале человека, она делает ударения на обоих понятиях: Бог и человек. Притом «человек» для нее не менее важен, чем Бог, ибо, воплотившись в Христе, божественная идея, Бог понятней и ближе, мягче, человечнее, доступнее, теплей.

Если у Державина в оде «Бог» (1784) воспет почти метафизический Бог, некий центр космоса природы, высшее существо («Без лиц, в трех лицах  божества…»), то в конце оды он как бы совершает переход в человека, и,  чувствуя Бога в себе, человек восклицает: «Я есмь, конечно, есть и ты!»….

Христос и его мать – два святых образа русской поэзии, ее заклятие против зла, против тьмы.

( И. Золотусский  « А. Блок и русская классическая традиция 19 века»).

Текст 8 Докажите, что этот отрывок является текстом. Определите тему, основную мысль. Определите тип и стиль речи. Приведите доказательства. Укажите средства связи предложений.

… Все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям. Направо темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что-то неведомое и страшное, налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. Даль была видна, как и днем, но уж ее нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, пропала, и вся степь спряталась во мгле…

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня;  едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик не уснувшей птицы, или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, и дремота опускает веки… Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко  приторен и нежен. Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Все представляется не тем, что оно есть.  ( А. Чехов).

Текст 9 Докажите, что перед вами текст. Найдите характерные для разговорного стиля особенности. Подберите синоним к фразеологизму с глазу на глаз. Как вы понимаете, что такое « чувство соразмерности и сообразности»? В каком значении употребляются слова педант, рельефный (пример), тонкая (отрасль знаний), чутье?

Одно дело – официальная речь, а другое – разговор с глазу на глаз. «Чувство соразмерности и сообразности» играет и здесь решающую роль: им определяется стиль нашей речи.

«О том, что принято и не принято в языке, имеет право судить стилистика, – говорит Лев Успенский. –  Стилистика – сложная и тонкая отрасль знаний, стоящая на грани искусства и науки. Она (я говорю о стилистике разговорного языка) требует не только знаний, но и чутья. Зачастую ее рецепты, годящиеся для одного стиля речи, неприменимы для другого».

И Лев Успенский приводит очень рельефный пример: «Когда двое мальчишек говорят в школу между собой, только педант найдет недопустимой реплику:

–  Ты опять пару хватанул? Эх ты! То пара, то кол… Срежешься на экзамене, и выставят из школы.

Но если вы увидите, –  продолжает писатель, –  письмо директора родителям, где говорится: «Уважаемые товарищи! Поскольку ваш сын опять хватанул пару, а в табеле у него то пара, то кол, он непременно срежется на экзамене, и я вынужден буду выставить его из школы», вы решите, что директор, по меньшей мере, странный человек.

Слова и там и тут одинаковые, все они значатся в наших словарях, содержание сказанного одно и тоже. Все правильно, но в одном случае так принято говорить, а в другом – не принято. Стилистически неуместно.

3.Написание сочинения-рассуждения  

Лекционный материал. Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

Композиция закономерное, мотивированное содержанием и замыслом  расположение всех частей  и целесообразное их соотношение, система организации материала.

Тезис  – мысль, для обоснования истинности или ложности которой строится доказательство (аргументация).

Аргумент – это утверждение, который выдвигается в поддержку тезиса и обладают доказательной силой для тех, кому адресована аргументация. Логический довод, служащий основанием мнения автора и, как правило, подкрепленный фактами из жизни, литературы, истории и пр. При этом сами факты становятся составной частью аргумента.  

Абзац  – единица текста, представляющая собой единство тематически объединенных предложений.В абзаце должна излагаться только одна тема.

расположение частей внутри абзаца должно быть продуманным. Необходима связь каждого предложения с главным (тематическим) предложением абзаца, а каждое предыдущее предложение должно подготавливать к восприятию следующего.

        Практикум. Прочитайте текст экзаменационного задания части С  (по выбору учителя). Напишите черновик будущего сочинения, соблюдая композиционные особенности построения  рассуждения.

             Лекционный материал. Вступительная часть сочинения

        Вступление – это практически главная часть вашего будущего сочинения.  При выполнении творческого задания на этот элемент необходимо обратить самое пристальное внимание, так как вступление подготавливает к восприятию вашей работы. Вам известно, что объем вступительной части не должен превышать 1/3 части всей работы. Учитывая, что текст  творческой работы составляет  150-250слов, необходимо ограничиться всего 1– 2 предложениями.

        Задача вступительной части сочинения: подготовить читателя, слушателя к восприятию основной текстовой информации  (в данном случае –  восприятию вашего рассуждения).

        Функции вступительной части:

психологическая – закрепление контакта, внимания и интереса к рассуждению;

содержательная – характеристика целевой установки речи, перечисление и краткое описание проблем;

концептуальная – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости;

фоновая – получение информации о сфере, предмете и аспектах обсуждения темы; представление об известном и общепринятом, о спорном или неизвестном о предмете обсуждения; констатация тех или иных фактов, тенденций,  явлений с последующим выделением предмета речи.

        Традиционно вступление принято классифицировать по тематическому принципу:

– историческое –   краткая характеристика эпохи;

– аналитическое  –  анализ какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;

– биографическое –  факты из авторской биографии;

– обществоведческое  – с привлечением знаний по общественным дисциплинам;

– сравнительное –  о литературных традициях и новаторстве автора;

– лирическое – высказывание субъективного мнения по поводу информации, изложенной в тексте.

     

        Практикум. Перечитайте заготовленный дома черновик и, опираясь на сведения, которые прозвучали во время урока, отредактируйте написанное вами вступление. Сформулируйте и напишите несколько видов  вступлений к созданному черновику творческой  работы.

        Лекционный материал. Проблема. Комментарий проблемы.

Проблема текста – это сложный, общественно и личностно значимый вопрос, который автор ставит и исследует в тексте, стремясь найти решение; этот вопрос, требующий решения, освещения постепенно разрешается в ходе развития информации в тексте. Автор может поставить несколько проблем, но одна из них является центральной. Именно она должна стать лейтмотивом всего рассуждения.

Выделяют следующие проблемы:

нравственные (совесть, долг, дружба, милосердие, справедливость, нормы общежития);

философские (религия и история, правда и ложь, роль личности в истории, легко ли быть молодым и т. д.).

Можно выделить также  политические, экономические, педагогические, семейно-бытовые  и другие проблемы.

Проблематика – совокупность всех проблем произведения.

Сформулировать проблему можно несколькими способами:

оценить ее,  то есть ответить на вопрос  чья это проблема, кого она касается, в чем ее суть, используя родительный падеж;

сформулировать проблему  в виде вопросительных предложений, если трудно сформулировать по-другому.

        Клише – положительные конструктивные единицы, которые представляют собой не претендующие на образность и экспрессивность обороты, служащие дл экономии мыслительных операций по созданию и восприятию текста,  без  которых, как отмечал швейцарский лингвист Ш. Балли, нельзя было бы писать «быстро и правильно».

        Штамп – изначально образное, но в силу постоянного употребления утратившее свою экспрессию выражение.

        Клише, то есть стандартные фразы, которые могут быть использованы в  экзаменационной работе:

–  в тексте автор затрагивает (ставит, освещает) проблему…

автор данного текста останавливается на следующих проблемах…

в тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение  для…

текст посвящен проблеме (вопросу)…

сущность проблемы сводится к … заключается, состоит в том…

Прокомментировать проблему – значит, определить свое понимание исходного текста. При этом опора на текст экзаменационного задания необходима, иначе можно «уйти» от анализируемого текста. Для убедительности комментария выявленной проблемы можно использовать цитаты из текста, но постараться  избегать чрезмерного цитирования. Помните, объем цитат не должен превышать более 10 слов, при этом даже одно слово, взятое из текста, можно рассматривать  в качестве цитаты.

        Также можно определить актуальность рассматриваемой проблемы. При этом  указание на актуальность проблемы возможно и в конце сочинения.

Логическая схема доказательства чаще всего слагается из 3 элементов: тезис, аргумент, доказательство.

Аргумент – это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства являются факты, истинность которых не подвергается сомнению.

В качестве фактов могут выступать социологические, статистические данные, примеры из публикаций СМИ, художественной литературы. Факты (примеры) должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явлений. К ним также предъявляется требование актуальности, практической значимости, достоверности. В процессе аргументации необходимо следить, чтобы тезис и доводы были связаны, в противном случае будет нарушена связь между аргументами и тезисом, то есть в рассуждении.

Факты необходимо располагать по «восходящей»: от самого «слабого» к самому  «сильному»,   который может стать кульминацией работы. Можно от  тезиса к аргументам поставить вопрос: «Почему?», и в ответ дать соответствующие аргументы: «Потому что…».

Логическая аргументация может быть развернута в 3 вариантах: индуктивно (от частных факторов к общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям)  и в сочетании, то есть индуктивно и дедуктивно одновременно.

Фразы-клише:

проблема, поднятая автором, имеет…

приведем пример (возьмем в качестве примера…)

проблему можно проиллюстрировать примерами из ….

для того чтобы доказать актуальность рассматриваемой проблемы ….

актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что…

здесь уместно сравнить ситуацию с…

теперь пришло время рассказать и о ….

        Практикум. Перечитайте заготовленный дома черновик и отредактируйте написанное вами сочинение.

        Лекционный материал.  Авторская позиция. Аргументация авторской позиции.

Авторская позиция – средство реализации коммуникативной направленности текста. Авторская позиция – это мысли, чувства, мнение писателя. В публицистических и художественных произведениях авторская позиция выражена через всю систему образов и выразительных приемов текста. Выявить авторскую позицию значит  ответить на вопросы: «Каково отношение автора к выделенной  проблеме (проблемам). Какова  основная мысль, которую хотел донести автор до своего читателя?». Авторская мысль может быть «скрыта» в одном или нескольких предложениях текста, а также сформулирована  самостоятельно.

Цель аргументации – показать свое согласие или несогласие с авторской позицией. Аргументы могут быть «за» и «против» авторской позиции. В любом случае аргументы «против» должны быть корректными и убедительными.

        Фразы-клише:

– автор показывает, изображает, воссоздает,  подводит к выводу о том, что, отстаивает, утверждает, рассуждает, доказывает,  считает, говорит…;

 – чтобы отстоять свою точку зрения ( поддержать интерес к предмету разговора) автор использует …;

– автор ссылается (опирается, исходит, приводит примеры, цитирует, обосновывает, видит причину этого) в том, что…;

– личная позиция автора…;

– автор данного текста предстает перед нами как (в качестве)…;

– заслуга автора состоит (заключается) в том, что…;

– я не вполне разделяю точку зрения автора  и считаю, что…;

– позволю себе не согласиться…;

– авторская позиция вызывает сомнения (возражения)…

Практикум. Задание 1 Обсудив (в группах) выполненное домашнее задание, найдите речевые, грамматические ошибки. Отредактируйте тексты с учетом выявленных ошибок.

Задание 2  Прочитайте текст. Возможен ли однозначный ответ на поставленный в тексте вопрос? Какова позиция автора? Выскажите свое согласие или несогласие с авторской позицией. Ответ аргументируйте.

Можно ли прожить без Моцарта?

Иногда говорят: можно прожить без Бетховена, без Моцарта, без Чайковского. Действительно, можно прожить без Пушкина и без Лермонтова, можно прожить без картин великих наших мастеров, вообще без большого искусства… Можно!.. Но, наверное, можно прожить и без любви. Однако будет ли эта жизнь полной и настоящей? Нет, не будет. Изгоняя из своей жизни большое искусство, мы невероятно обедняем себя. (М. Таривердиев).

Лекционный материал.  Коммуникативные качества речи. Точность речи

         Соответствие значения высказывания замыслу говорящего зависит от правильности употребления слов, различения слов, близких по смыслу или по форме, соблюдения норм их сочетаемости. Точность речи тесным образом связана с умением выбирать нужные слова, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – соблюдение лексических норм. Речь является правильной, если говорящий отбирает те слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

К наиболее типичным ошибкам, связанным с нарушением точности речи, относятся:

1. Употребление слова в несвойственном ему значении: «Глава фирмы пристально следит за чистотой в своем офисе». Слово «пристально» употреблено без учета присущего ему в языке значения «сосредоточенно, напряженно».

Сосредоточенным, напряженным взглядом можно смотреть на кого-либо, следить за чистотой можно внимательно.

        Практикум. Задание. Найдите слово, употребленное в несвойственном ему значении: «Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания».

2. Употребление плеоназмов (от греч. переизбыток) – включение в речь близких по смыслу, а поэтому лишних, избыточных  слов: «Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам».

Одним из значений существительного «сессия» является следующее: период экзаменов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, поэтому употребление в предложении уточнения «к экзаменам» избыточно.

Практикум. Задание.  Укажите примеры речевой избыточности:

  полный аншлаг;

  внутренний интерьер;

  обратный бумеранг;

  странный парадокс;

3.  Тавтология  повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.

Практикум. Задание. Самостоятельно определите тавтологию в предложениях:

Работа по разработке нового закона началась.

Товарные биржи были сформированы в форме акционерных общест.

Лодка приближалась все ближе.

4. Употребление паронимов – слов, близких по звучанию и написанию, но разных по значению: адресант – адресат, описка – отписка, контракт – контакт, невежа – невежда, ныне (теперь, в настоящее время) – нынче (сегодня). Паронимы встречаются и среди имен собственных: Эйзенштейн – Эйнштейн, Швеция – Швейцария, Капри – Кипр.

5. Употребление омонимов: «Издали закон об упразднении транспортных судов»  такое предложение звучит двусмысленно из-за наличия в языке омонимов. Судов форма родительного падежа множественного числа существительного суд  и судов  –  форма родительного падежа множественного числа существительного судно. Возникает вопрос, что упразднили – транспортные суды или транспортные суда?

6. Не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность:

В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

         Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке.

        Практикум. Задание. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

1.  (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 3. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 4. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 5. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители.

Задание. Выделите в следующих предложениях речевые штампы, избыточные конструкции, канцелярские слова и выражения.

1. Обмен имеющимся опытом был очень полезен. 2. Новой высокой награды он был удостоен за выдающиеся заслуги в деле получения высоких урожаев хлопка. 3. На профсоюзной конференции присутствовало 120 человек делегатов.

В этом году много было сделано по части удовлетворения культурных запросов тружеников  деревни. 5. Мы намечаем встречу где-то в районе восемнадцати часов.

Задание. Вместо точек  вставьте нужное слово или словосочетание. Мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В этом произведении автору удалось … (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни … (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 3. Уже в октябре месяце фермер стал … (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Этот … (недостаток, порок, дефект) в детали  можно …  (увидеть, выявить, определить, отметить)  невооруженным взглядом.  5. Победителю конкурса … (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия.

        Задание. Укажите разные примеры речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.

1. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 2. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 3. Жители города Калинова живут однообразной,  безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель. 4. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно  внимательными, предупредительными. 5. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье.

        Задание. Назовите ошибки, возникшие при употреблении антонимов, дайте варианты стилистической правки предложений.

1. Эта пожилая женщина была еще очень молодой. 2. К столу подошли две женщины: одна рыжеволосая, другая в сером костюме. 3. В вашем предложении нет умных идей, кроме глупых. 4. Этот тополь и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 5. Петров был наказан по результатам ревизии выговором и премией.

              Задание. Прочитайте текст. Скажите, в чем причина семейной ссоры?

Время завтрака. Сестра говорит брату: «Поставь на стол мелкие тарелки и кружки». Брат выполняет просьбу. «Ты что издеваешься надо мной? Что ты поставил?» - раздается нервный крик сестры, которая видит на столе металлические кружки. «Ты же велела кружки поставить, я их и поставил» - голос брата дрожит от несправедливого обвинения. «Какой же ты недотепа! Разве пьют кофе из алюминиевых кружек?» - « Я же не знал, для чего они нужны. Сказала бы «Поставь чашки», и все было бы ясно». «Вот умник нашелся! Кружки, чашки! Не все ли равно как назвать? Соображать надо!».

      Задание. Прочитайте рассказ А.Моисеева «Незнакомка». Проанализируйте фразу девушки. Как может юноша отреагировать на эту фразу? Охарактеризуйте впечатление, созданное девушкой о себе.

Я увидел ее в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно посторонилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжелых пыльных люстрах засеребрились, засверкали и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.

«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…» пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напоминала мне незнакомку с картины Крамского.

У меня потемнело в глазах. Девушки, современные девушки! Почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы так красивы и загадочны… Что изменилось, что? И вдруг мне захотелось бродить с ней по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирая падающие звезды, говорит с ней… Как она улыбается? Наверное, у нее улыбка Джоконды… Я выучу для нее лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…

Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг тихо  – тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала негромко: « Ну, чего вылупился?».

        Лекционный материал.  Выразительность речи.

Красноречие есть искусство красно говорить о всякой данной материи и тем преклонять других к своему об оной мнению (М. Ломоносов)

 Выразительностью речи называют такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, воображение.

Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Это объясняется тем, что слово не  только называет предмет, но и способно передавать отношение говорящего, его оценку (положительную, отрицательную), эмоции (неодобрение пренебрежение, ласку, любовь и т. д.),  а также  указывать на степень проявления признака действия, то есть быть экспрессивным: гореть, пылать; большой, гигантский.

Самая простая единица языка – это фонема, минимально значимая единица – морфема. Относительной самостоятельностью обладает  слово, то есть оно – минимальная номинативная (назывная)  единица языка.  Наиболее сложной и самостоятельной единицей языка является предложение, которое выполняет коммуникативную функцию. Традиционно выделяют основные уровни языка:  фонемный, морфемный, лексический, синтаксический).

      Практикум. Задание.  Проанализируйте каждое слово и заполните таблицу:

крохотуля, остолбенеть, сирень, уплетать,  книга,  выскочка,  тусоваться,  мать-и-мачеха, эскулап, егоза, дружок.

Слово

Образность

Экспрессивность

Эмоциональность

Оценочность

            Практикум. Задание. Перечитайте  сочинения-рассуждения, написанные вами ранее, и прокомментируйте с позиции  «выразительно-невыразительно».

         Задание.  Составьте предложения, в которых приведенные ниже слова имели бы метонимическое значение.

Москва, город, конференция, Гоголь, аудитория, класс.

        Задание. Укажите различные тропы. Какова их функция в речи?

1. Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло (Фет). 2. Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Заб.). 3. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Всего, друзья, солдат простой без званий и наград (Орлов). 4. Туч  вечерних червонный ковер самоцветными несся шелками (Луг.). 5. Ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве.

Задание. Насколько оправдано употребление тропов в приведенных примерах? В случае неудачной образности укажите недочеты. Исправьте  предложения.

1. Учащиеся успешно осваивают производственный процесс, учатся управлять станками. Их электронная душа светится, мигает, пощелкивает. Впрочем, для ребят, которые здесь работают, эта «душа» не более загадочна, чем для пастуха душа коровы.  2. Пусть кругом снег, но, если солнце постучало теплыми лучами в таежный дом, нежный куст сразу улыбается. 3. Учителя не поленились зажечь огонь в моих глазах. 4. Мама – Мария Николаевна, сама мечтала быть художницей, да не вышло, стала инженером. А девочка, как ведьма к помелу, потянулась к краскам.

Задание. Назовите средства экспрессивного синтаксиса в приведенных отрывках русских писателей, публицистов.

1. Именно такая система препятствует экономическому росту в подавляющем большинстве стран третьего мира. И богатых природными ресурсами. И бедных. (Из газет). 2. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (Сим.). 3. Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей (Св.). 4. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да комары, да пыль, да мухи…(П.).

Лекционный материал.  Богатство и разнообразие речи.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Г. Паустовский)

Словарь современного человека обычно не превышает 7–9 тысяч разных слов. А. С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысячи слов, С. Есенин – около 19 тысяч, Сервантес – около 17 тысяч, Шекспир – около 15 тысяч слов.         Эллочка-«людоедка» обходилась тридцатью словами: знаменито, хо-хо, мрачный, жуть, парниша, не  учите меня жить и т. д.

Важным источником обогащения речи служат синонимы. Каждый из синонимов, отличаясь оттенками значения, выделяет какую – то одну особенность качества предмета, явления или какой – то признак действия. А в совокупности синонимы способствуют более глубокому, всестороннему описанию действительности.

Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, позволяют избегать повторения одних и тех же слов, образно выразить мысль. Например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: много (яблок), тьма (книг), пропасть (работы), прорва (дел), туча (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (флагов), лес (труб).

Синонимы могут выполнять стилистическую функцию, т.е. придавать речи разговорный или книжный характер, выражать положительную или отрицательную экспрессию. Синонимы, которые отличаются друг от друга стилистической окраской, называются стилистическими.

Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т.е. его многозначностью. Многозначность требует вдумчивого отношения к слову. Важно, то ли слово выбрано для выражения мысли? Понимает ли слушатель, о чем идет речь, что имеет в виду говорящий?

Как правило, в речи реализуется одно из значений многозначного слова. Если бы было иначе, люди не понимали бы друг друга или понимали бы неверно.

О самобытности, оригинальности русского языка свидетельствуют и фразеологизмы. Фразеологизмы позволяют немногими словами передать многое, так как она определяют не только предмет, но  и признак, не только действие, но и его обстоятельство. Фразеологизмы привлекают своей экспрессивностью, потенциальной возможностью положительно или отрицательно оценивать  явления, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к нему.

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц, поговорок,  крылатых слов и выражений. «А что за роскошь, что смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – так говорил о русских поговорках А. С. Пушкин. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, тем самым помогая донести содержание до слушателя или читателя, но и в образной краткой форме позволяют выразить суть высказывания.

Необходимо, однако, помнить, что успех пословиц зависит от того, насколько удачно они подобраны. Важно не только знать какое-то количество пословиц и поговорок, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике.

Практикум. Задание. Найдите синонимы. Определите их стилистическую окраску. С какой целью автор использовал синонимы.

Бывают моменты массового психоза,  когда весь класс начинает ни с того ни с сего смеяться, орать,  вытворять всякие  штуки. Такой момент наступил и у них.

 Довольно ржать! – сказал я.

Но они гоготали как сумасшедшие.

        Задание. Замените синонимами выделенные слова. При этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 2. Так мог поступить только недобрый человек. 3. Не пытайтесь меня обмануть. 4. Эта картина удивила меня. 5. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

Задание. Д. С. Лихачев написал книгу для юношества «Земля родная». У слова земля - восемь значений. Попытайтесь определить, в каком значении оно может быть употреблено в названии?

Задание.  Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое выражение.

Как говорят: 1) о том, кто часто меняет свои решения; 2) о человеке, который пришел не вовремя; 3) о бесследном исчезновении кого-либо; 4) об очень дальних родственниках; 5) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо.

Задание. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме), исправьте их.

1. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета.  2. Мы трудились в поте лица, но, завершив работу, почувствовали облегчение. 3. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

Задание. Допишите вторую часть пословиц.

1.Труд при ученье скучен… (да плод от  ученья вкусен). 2. Лучше горькая правда друга… (чем лесть врага). 3. Без дела жить… (только небо коптить). 4. Раз соврал… (навек лгуном стал). 5. Кто за все берется… (тому ничего не дается).

        Задание. Прочитайте текст экзаменационного  задания, напишите сочинение-рассуждение.

На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. Что виделось ему сейчас в этом мелководье? О чем думал он?

   До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало командиров и экипажей боевых кораблей.

Но прошло едва ли не десять лет после его отставки, и о нем постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами  здесь, в центре России, на Тамбовщине, Федор Федорович Ушаков, опальный русский флотоводец. Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Федора Ушакова легендарным. Но мало кто помнил об этом тогда в России...

Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своем окружении. Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

Звуки того дня перемешивались в нем, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. Он вспоминал о дальних походах и сражениях. Глаза его были закрыты, но взор бродил где-то там, по дальним рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

(По В. Ганичеву)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Дистанционное обучение (дистанционные задания)

Задания для обучения студентов дистанционно....

Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.

В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....

Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"

               Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ,  Интернет-школ и т.п. ...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...