Доклад на тему: "Технология проблемного диалога в помощь учителю, работающему по ФГОС"
материал на тему

Свищева Ольга Сергеевна

Технологию проблемного диалога может использовать каждый учитель на любом предмете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemno.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Придорожная средняя школа»

имени А.С.Новикова-Прибоя

Доклад на заседании

школы управленческого мастерства для завучей:

«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА – В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ ПО ФГОС»

Подготовила заместитель директора по УВР Свищева О.С.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГООБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГОПОКОЛЕНИЯ

ФГОС ставит перед нами задачу воспитать  человека, способного принимать самостоятельные решения, обладающего приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющего жить среди людей, готового к сотрудничеству для достижения совместного результата. Чтобы решить эту задачу перед современным школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Слайд 2

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Слайд 3

Цель проблемно диалогической технологии – обучить самостоятельному решению проблем.

Средство – открытие знание вместе с детьми.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны три звена: "постановка проблемы" , "поиск решения", «создание продукта».

 Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования.

Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Создание продукта – выражение решения, результат исследования.

 Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему. Тем самым обеспечивается интерес к новому материалу. Бескорыстная, познавательная мотивация. Затем, учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.

Что происходит на традиционном уроке? Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма. Поиск решения редуцирован до сообщения знания, то есть до сообщения материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса. Таким образом, традиционный урок - это урок бесконечного учительского монолога "Я говорю - ты молчишь". Проблемно - диалогический урок - это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем. "Ты словечко, я словечко" Думаю, уже понятно, что центральную часть технологии составляет описание проблемно-диалогических методов.

Слайд 4

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  побуждающий от проблемной ситуации диалог;

  подводящий к теме диалог;

 сообщение темы с мотивирующим приемом.

Слайд 5

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

 1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

 Рассмотрим эти действия.

Слайд 6

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

 В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.

 Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага.

 Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания.

Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Слайд 7

 Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой. Приведём пример:

ϖ Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

 ϖ Вопрос был один? А мнений сколько?

 ϖ Что вас удивило? Что интересного заметили?

 ϖ Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик:

«Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Слайд 8

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Слайд 9

Методы поиска решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог. Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

 1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

 4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Подводящий к знанию диалог. Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

 Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог.

Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Слайд 10

Основные выводы Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании. Данная технология является:

 - результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

 - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

 - носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Технология проблемного обучения на уроках общественных дисциплин"

В этом докладе представлены материалы из опыта работы учителя, рассматриваются пути и методы решения проблемных вопросов на уроках общественных дисциплин....

Методический инструментарий учителя работающего во ФГОС

Мы все знаем и принимаем, что ученик это человек, это индивидуальность, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый из нас был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось тем, кто работал ...

доклад на тему "Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС"

технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС...

доклад на тему "Технологии проблемного обучения"

Технология проблемного обучения...

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Методический материал (в папку учителя), участие в окружной конференции...

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Деятельность учителя, работающего по ФГОС...