Требования к организации современного урока
учебно-методический материал на тему

Дубкова Юлия Викторовна

     Выступление на педагогическом совете по теме "Требования к организации современного урока". В качестве наглядности использована компьютеная презентация, отражающая основные сведения выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к организации современного урока 

Слайд1

                Что играет ведущую роль в профессиональной жизни педагога?

Конечно, урок.  Это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик  Скаткин отмечал, что урок - это творимое учителем "педагогическое произведение".

                 Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания. Нужно также учитывать личный опыт, индивидуальные качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного материала. Ведь подготовка к уроку - не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества.

Слайд 2

       На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

       Минимум фронтальной работы, максимум – индивидуальных и

групповых форм работы на уроке.

   Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

Из этих постулатов вытекают требования к современному уроку.

Слайд 3

ТРЕБОВАНИЕ 1. Урок должен комплексно решать задачи развития, образования и воспитания.

  развивающие задачи в первую очередь!

         Развивающие цели урока направлены на МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД, воспитательные – на ЛИЧНОСТНЫЕ УУД, образовательные – на  ПРЕДМЕТНЫЕ образовательные результаты.

           Вся проблема у учителей -  в формулировке развивающих и воспитательных целей урока.

           Терминология целей должна определяться через деятельность обучающихся

 Слайд 4

 ТРЕБОВАНИЕ 2.    

         Хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.   Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

         На уроке учитель должен выделять главное, существенное в учебном материале, в уроке должен быть стержень!!! Если он есть, урок выстроен грамотно!

   

Слайд 5

ТРЕБОВАНИЕ 3.

Учитель должен осознанно выбирать формы и методы обучения.

Формы организации обучения (раньше было):

- индивидуальная;

- фронтальная;

- групповая.

Сегодня:  + коммуникативная,

                 + групповая и парная.

ФГОС 2 поколения:  формы организации урока: 

- индивидуальная;

- групповая 

- фронтальная;

- парная. 

Слайд 6

ТРЕБОВАНИЕ 4.

Учитель должен постоянно работать над созданием хорошего психологического климата в классе.

Личностно – ориентированный подход!!!

Психологический климат в классе зависит от ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ!!!

Урок должен быть добрым!!!

  •  « Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются » .
  • « Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок » .
  •  «Современный урок – это урок без стрессов».    
  • « Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком » .

Слайд 7

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

2. Отобрать учебный материал

3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения.

4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

5. Продумать оптимальный темп урока.

6. Продумать форму подведения итогов урока.

7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Слайд 8

                 Основные компоненты современного урока:

Организационный 

Целевой 

Мотивационный

Коммуникативный 

Содержательный 

Технологический 

Контрольно-оценочный

Аналитический 

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что   требованиями  к современному уроку являются:

        Слайд 9

  1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
  2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
  3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
  4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
  5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
  6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Слайд 10

 Современный урок – это,  прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого  усвоения для формирования её нравственных основ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования к организации современного урока .

Слайд 2

На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Слайд 3

ТРЕБОВАНИЕ 1. Урок должен комплексно решать задачи развития, образования и воспитания. Сегодня: развивающие задачи в первую очередь! Развивающие цели урока направлены на МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД, воспитательные – на ЛИЧНОСТНЫЕ УУД, образовательные – на ПРЕДМЕТНЫЕ образовательные результаты. Вся проблема у учителей - в формулировке развивающих и воспитательных целей урока. Терминология целей должна определяться через деятельность обучающихся ( развивающие и воспитательные цели урока ставятся только для обучающихся ).

Слайд 4

ТРЕБОВАНИЕ 2. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. На уроке учитель должен выделять главное, существенное в учебном материале, в уроке должен быть стержень!!! Если он есть, урок выстроен грамотно!

Слайд 5

ТРЕБОВАНИЕ 3. Учитель должен осознанно выбирать формы и методы обучения. Формы организации обучения (раньше было): - индивидуальная; - фронтальная; - групповая. Сегодня: + коммуникативная, + групповая и парная. ФГОС 2 поколения: формы организации урока: - индивидуальная; - групповая (до 5-7 человек); - фронтальная; - парная.

Слайд 6

ТРЕБОВАНИЕ 4. Учитель должен постоянно работать над созданием хорошего психологического климата в классе. Личностно – ориентированный подход!!! Психологический климат в классе зависит от ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ!!! Модели общения учителя: «Китайская стена» (учитель закрыт от общения); «Монблан»(гора) (Я выше всех и лучше всех); «Тетерев (глухарь)» (учитель слышит только себя); «Локатор» (избирательное отношение к ученику, учитель спрашивает одних и тех же учеников, а других не замечает); «Союз» (самая лучшая модель общения, отношения сотворчества, содружества!!!); «Гамлет» (самая опасная модель, учитель всегда не доволен собой, своими учениками, самовыгорание ) Урок должен быть добрым!!!

Слайд 7

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил: 1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. 2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). 3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения . 4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. 5. Продумать оптимальный темп урока. 6. Продумать форму подведения итогов урока. 7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания. Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Слайд 8

Основные компоненты современного урока: Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Слайд 9

Требования к современному уроку 9 Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной . Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Слайд 10

Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования ФГОС к современному уроку.Занятие с молодыми специалистами.

Данное  занятие (№2) проводится в  рамках лектория-практикума для молодых и малоопытных учителей лицея  по  теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образован...

Требования к организации современного урока

Организация современного урока в ГКОУ СКОШИ...

Требования к организации современного урока

Данная разработка содержит требования к структуре, подготовке, организации, оценивании, технике проведения современного урока. Содержит сравнительную характеристику современного и традиционного урока....

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТАЦИОНАРА.

laquo;Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»  К.Д. Ушинский...

Требования ФГОС к современному уроку

Требования ФГОС к современному уроку. Презентация.Предоставлена Ковалевой С.Я., к.п.н., доц. ГБОУ ВПО АСОУ...

Доклад "В соответствии с требованиями ФГОС проектирование современных уроков технологии "

В докладе примерная технологическая карта современного урока технологии...

Статья "Требования ФГОС к современному уроку"

В статье рассматриваются особенности многокомпонентного урока как основы современной организации учебного процесса с точки зрения стандарта нового поколения....