Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
статья (7 класс) на тему

Дмитриева Елена Григорьевна

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) определяет

— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий;

— планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими ;

— ценностные ориентиры развития универсальных учебный действий, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п.;

— связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

— условия развития УУД;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межрегиональная научно-практическая конференция  XVI  Глушковские чтения

«Гуманизация образовательного пространства:  опыт, проблемы, перспективы»

Проектная деятельность

как способ формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Учитель технологии

Дмитриева Елена Григорьевна

МОУ Красногорская СОШ№1

Звениговский район, РМЭ

                                                   ПГТ.Красногорский, 2017

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) определяет

— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий;

— планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими ;

— ценностные ориентиры развития универсальных учебный действий, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п.;

— связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

— условия развития УУД;

Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта.

     В основе развития УУД в школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия его с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

1) цели и задачи этого вида деятельности определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

В структуру проектной деятельности входят: целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта; представление результатов;

     В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся именно этой форме работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся может быть представлена по следующим основаниям:

• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной

• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы)

• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до проекта, рассчитанную на учебный период, или же на год;

Особое значение для развития УУД на уроках технологии имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

 Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).

Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих УУД, а именно:

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

• обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

• устанавливать с одноклассниками отношения взаимопонимания;

• проводить эффективные групповые обсуждения;

• обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;

• адекватно реагировать на нужды других.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет увидеть ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Понятно, что ребёнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с 5 класса. Кроме того, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний обучающихся, поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты учебного проекта.

        Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

 Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:

   -консультирует (Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».)

   -мотивирует (Высокий уровень мотивации в деятельности залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)

   - провоцирует (Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, т. к. минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.)

    - наблюдает (Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой.)

    -проводит консультации с участниками проектов.

    -наблюдает за ходом проектной деятельности

   - руководит проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования.

   - планирует совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода.

   - поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.

   - координирует внутригрупповую работу обучающихся

     Проект с точки зрения обучающегося:

 – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

  -это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих обучающихся.

   В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за своими детьми,  я  убедилась, что проектное обучение – это способ формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС, является условием развития индивидуальных способностей обучающихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными»,  развивает ключевые компетентности учащихся, готовит  их к реальным условиям жизнедеятельности.

Список источников:

  1. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Методическое пособие к учебнику «Технология. Обслуживающий труд,» [текст]- М.: Дрофа, 2013.-126
  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

В статье  автор акцентирует внимание на  ФГОС второго поколения, в основу которых  положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет...

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения...

Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

В статье рассмотрены некоторые способы, пути  достижения метапредметных результатов...

Педагогические технологии формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, занимают метапредметные рез...

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"

laquo;Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"...

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельностькак способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС...