Предметные игры как основа социализации личности обучающихся в условиях адаптивной школы.
статья (10 класс) на тему

Бережная Ольга Николаевна

Статья посвящена применению игровых технологий на уроках и повышению эффективности учебного процесса на их основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnye_igry.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Предметные игры как основа социализации личности обучающихся в условиях адаптивной школы.

Автор:

Бережная  Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания  БОУ г. Омска

«СОШ № 135 им. А.П.Дмитриева»

высшей категории.

        Что такое социализация?  Социализация – это, прежде всего, процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками. Выходя за пределы семьи, стен школы, ребенок не просто должен быть адаптирован к социуму, а понимать и принимать ценности  и традиции своего народа. Духовно-нравственное воспитание – важнейшая составляющая процесса социализации личности ребенка.         Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм  Дистерверг сказал: «Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить».

        Задача современной школы в условиях федеральных государственных стандартов не просто втолковать каждому ученику ценностные ориентиры нашего общества, но и сформировать стойкую потребность в духовном самосовершенствовании. Современные педагогические технологии позволяют развивать различные стороны личности ученика. Но, независимо от ступени образования, игра занимает важное место в жизни  ребенка. Игра – это универсальное средство формирования социально-активной личности. Дети легко включаются в игру и активно в ней участвуют. Нам, педагогам, не стоит забывать об этом важнейшем ресурсе и необходимо активно его использовать.

        Принимая участие в игре, ребенок примеряет на себя ту или иную роль, вживается в нее, начинает смотреть на мир сквозь призму характера своего  персонажа, чувствовать и думать так, как это мог бы делать его персонаж. Благодаря ролевой персонификации ребенок лучше понимает  сложные процессы и явления прошлого и настоящего.

        Правильно спланированная и проведенная игра дает возможность детям не только  проявить себя, но и усвоить,  принять и перевести в разряд своих убеждений базовые духовные и нравственные ценности современного общества.

        К 1150-летию Российской государственности мы  реализовывали большой проект «России гражданин» в старшей школе.  Целевым назначением проекта являлось формирование  активной и четкой гражданской позиции,  а также   подготовка будущих избирателей путем  участия в игровом политико-правовом избирательном процессе.

        Проект включал в себя несколько этапов и был построен исключительно на игре. Так старшеклассникам  нужно было создать две политические партии, выбрать их лидеров, провести предвыборную кампанию и принять участие в выборах партии школы.  Уже на первом этапе игры все старшие классы, с 9-х по 11-е, активно включились в процесс. Дети по собственной инициативе создали избирательный штаб, куда могли прийти все желающие  поучаствовать в проекте. Сразу же организовались и две партии: «Равенство»  с коммунистической идеологией и  демократическая партия «Новая школа».  В каждой партии выдвинулись талантливые и активные лидеры.  У каждой партии сложился свой электорат. Лидеры партий начали серьезную подготовку к политическим дебатам: писались программы по обновлению и улучшению школы, снимались клипы, создавались оперативные штабы, работали корреспонденты. В какой-то период весь этот процесс стало сложно контролировать.

        По всей школе появлялись агитационные плакаты, призывавшие голосовать за того или иного кандидата в Президенты школы.  Между классами был устроен конкурс плакатов в поддержку партий. Редакционные коллегии классов выложились на все 100%, проявляя свои умения и таланты в поддержке понравившейся партии. Возник невероятный ажиотаж.

        Уже непосредственно на самих политических дебатах не было отбоя от желающих присутствовать на них. Зал был полон. Кандидаты в Президенты школы не на шутку старались «свалить» соперника. Команды кандидатов, работавшие в зале, раздавали конфеты присутствующим, выкрикивали лозунги и разные эпитеты в строну соперников прямо из зала.  Соперники обвиняли друг друга в попытках подкупа избирателей. Так что политические дебаты однозначно удались.

        Через три дня после проведенных дебатов школьники пришли на настоящие выборы, где работала избирательная комиссия во главе с председателем, сидели наблюдатели от партий и представители прессы. Настоящие урны для голосования добавляли серьезности процессу. Явка на выборы была очень высокой и составила более 70%.

        С помощью настоящих членов избиркома нашей школы, детская избирательная комиссия провела выборы от начала до конца по всем правилам.  

        На следующий день эмоции разгорелись с новой силой, когда школьники увидели результаты голосования. Ко всеобщему удивлению победила партия «Равенство» коммунистического направления. Однако, ни у кого из ребят не возникло и тени сомнения в честности  проведения выборов.         Закончился проект  собранием старшеклассников по подведению общих итогов, где не только наградили победителей конкурса плакатов и самых активных участников проекта ( к слову, таковых оказалось более 30 человек), но предложили  школьникам высказать свое мнение о проекте.

        Старшеклассникам участие в проекте очень понравилось. Но главное, они отмечали, что проект дал им бесценный опыт грамотного и корректного политического общения,  дискуссий; опыт участия в политических выборах, PR-менеджмента; опыт критического восприятия и осмысления политических программ в зависимости от идеологической направленности деятельности политических партий;  работы в команде. В целом все ребята отметили значительное повышение уровня гражданской сознательности и политико-правовой культуры.

        Таким образом, в течение двухнедельной игры ребята проделали огромный путь к гражданскому сознанию и политической культуре.  Их простых школьников они превратились в полноценных граждан своей страны. Формирование этих качеств средствами только урочной деятельности заняло бы, как минимум, несколько лет. Да и за стойкий результат вряд ли можно было бы поручиться.

        Игра является феноменом, присущим всей живой природе, а не только человеку. А человек играет в игры всю свою жизнь. Так давайте не будем забывать о важности этого ресурса и будем активно его использовать в своей педагогической деятельности.

Литература:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди.-М.,1992.
  2. Значение игр в жизни человека и их культурная ценность.// http://www.medicus.ru/psyhiatry/patient
  3. Ильин Е.Н. Путь к ученику.- М.:Просвещение,1998.
  4. Ильина Т.Д. Педагогика.- М.,1984.
  5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.- М.,2001.
  6. Социализация.// https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10519

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

Социализация личности школьника в условиях сельской школы.

Статья на Поволжскую научно-практическую конференцию педагогических работников сельских образовательных учрежденийпо теме:  «Воспитание тружеников села ХХI века в условиях модернизации естественн...

Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл.  Мотивация к его...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует созданию среды для развития одаренности как можно большего числа будущих выпускников. Наиболее эффективной формой внеклассной ра...

«Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

Инновационный проект цель которого "формирование планетарного мировоззрения, потребности в здоровом образе жизни, как основе психически и нравственно здоровой личности"...

Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"

Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...