Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории в 5-7 классах
статья на тему

Ларина Ирина Сергеевна

В данной статье рассмотрены некоторые методы развития критического мышления на уроках истории в средней школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории в 5-7 классах

В современном мире объем информации постоянно растет. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения  учиться становятся сегодня всё более востребованными.

Постиндустриальное общество предъявляет новые требования к образованию, одним из которых является подготовка людей, способных принимать критические решения, находить способ общения в новом окружении, которые достаточно эффективно устанавливают новые отношения в быстро меняющейся реальности, и, конечно, его непрерывность. Активность, самостоятельность, творчество, способность адаптироваться к стремительным изменениям - эти черты личности становятся важнейшими на современном этапе исторического развития, а их формирование требует реализации новых подходов к процессу обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения  поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Кроме того, обеспечат профессиональное становление выпускника школы.

Для формирования универсальных учебных действий у обучающихся наиболее эффективной, как мне кажется, является технология развития критического мышления, которую я использую на своих уроках истории.

Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Базовая модель («вызов– осмысление – рефлексия») задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере предлагаемой технологии. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Критическое мышление – открытое рефлексивное оценочное мышление. Способности, развиваемые с помощью этой технологии, – открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления – позволят обучающимся не только внимательно изучить тексты, но и на основе сформированных данной технологией навыков сконструировать свое собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.

На своих уроках для формирования метапредметных УУД я использую несколько приемов критического мышления. Рассмотрим некоторые из них.

Для работы с учениками 5 – 7 классов применяю визуальные методы организации материала - разного рода таблицы. Во-первых, для того, чтобы обучающиеся умели обобщать факты, оценивать с разных точек зрения информацию, на уроке мы работаем с приемом «Плюс – минус – интересно». К примеру, урок по теме «Раздробленность Руси». Дети первоначально видят только негативные последствия (разруха, запустение земель, ослабление обороноспособности) затем изучив текст учебника/распечатанного дополнительного материала, дополняют имеющиеся знания новой информацией (развитие удельных городов, создание новых речных/сухопутных торговых путей). Заполнение таблицы помогает не только систематизировать информацию, но и оценить ее.

Во-вторых, для формирования причинно – следственных связей, умения работать индивидуально (реже в группе), для формирования умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы используется прием «Концептуальная таблица». Этот метод полезен и для сравнения информации. Например, на уроке по истории России в 6 классе необходимо сравнить основные политические центры Руси в период раздробленности: предлагается изучить географическое положение, основные занятия населения и организацию власти в Новгородской земле, Владимиро – Суздальском княжестве и в Киевском княжестве. Для заполнения таблицы предлагается карта «Русь в 12-13 вв.», по которой заполняется первые два критерия сравнения. Затем, с помощью текста параграфа, изучается политическая структура региона. Таким образом, работая со сравнительной таблицей, формируется несколько метапредметных компетенций: преобразование информации из текста и карты в таблицу, умение сравнивать, анализировать и классифицировать информацию, а также умение устанавливать причинно – следственные связи.  

Еще одним, как мне кажется, универсальным методом визуализации информации является кластер или, как говорят ребята, «солнышко». Этот метод используется мной на разных этапах урока - в начале для актуализации знаний: например, в 5 классе необходимо вспомнить исторические источники (дети вспоминают раннее изученный материал); или в ходе изучения нового материала: например, кластер - предположение что такое «Смута» по истории России в 7 классе (обучающиеся предлагают свои версии, которые записываются, а затем в ходе урока кластер дополняется/корректируется); или для обобщения материала, подведения неких итогов изучения определенной темы: например, кластер  «Крещение Руси», куда ученики 6 класса записывают последствия принятия христианства на Руси.

Применение технологии критического мышления позволяет научить детей грамотно работать с литературными произведениями и историческими источниками. Для этого на уроках мы используем определенный алгоритм действий: обучающиеся пытаются узнать когда был написан текст, кем, в чьих интересах (если это возможно), а также в каких исторических реалиях он был создан. Все это необходимо для более объективного истолкования исторического документа. Работа с художественными или историческими текстами полезна тем, что в них  не представлена готовая информация. Знания собираются обучающимися как бы по крупицам в единое целое через смысловое чтение, анализ, сопоставление с уже имеющимися данными. Как правило, работа с текстами происходит по двум сценариям: индивидуальная – чтение, ответы на вопросы, затем опрос возможно составление плана текста; или совместная – коллективное чтение и обсуждение. Сами тексты могут быть разными – большими, объемными или просто отрывки из документов.  На своих уроках я много внимания уделяю работе с источниками, так как, во-первых, они формируют умение работать с информацией – анализировать и обобщать факты, составлять планы, формулировать выводы и искать аргументацию и т.д.; во – вторых, художественные и исторические тексты позволяют обучающимся как бы проникнуть в изучаемую эпоху, прочувствовать жизнь того времени, что способно пробудить интерес к предмету.

Метапредметные результаты это и умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность   со сверстниками, работать в группе. Для достижения этих целей в образовательном процессе я использую стратегию «Зигзаг». Данный прием позволяет наладить сотрудничество между обучающимися, а также разбить большой объем материала на равные смысловые отрывки. Например, в 5 классе на уроке истории Древнего мира ученикам необходимо изучить тему «Население Спарты». Для этого класс делится на 3 группы, согласно количеству категорий населения Спарты – спартанцы, илоты и периэки. Каждая группа получает карточки с текстом и вопросами к нему. На первом этапе происходит индивидуальная работа – изучение полученного материала. На втором этапе работы в группах происходит обсуждения, выделение главной информации, затем каждая группа представляет результаты своей деятельности всему классу. Таким образом, ребята в группе делятся знаниями, предлагают свое видение решения поставленной задачи, учатся его отстаивать, то есть формируется умение выражать свое мнение.

Используя в своей педагогической практике технологию критического мышления, могу сказать, что  данная технология  облегчает усвоение информации детьми и повышает интерес к учебной деятельности, а также  является необходимым инструментом для развития метапредметных компетенций. С помощью приемов критического мышления обучающиеся оттачивают умения анализировать информацию, оценивать ее с различных точек зрения, высказывать свое альтернативное мнение и аргументировать его. Сегодня важно, чтобы обучающиеся не заучивали факты, а думали над ними, размышляли, исследовали с различных сторон.

Литература

  1. Волков Е.В.  Развитие критического мышления. М., 2004.
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.  Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
  3. История [Электронный ресурс] // Федеральный Государственнный Образовательный Стандарт  - Режим доступа на 6.05.2013: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2658, свободный. - Загл.с экрана
  4. Метапредметный результат [Электронный ресурс] - Режим доступа на [Электронный ресурс] // Федеральный Государственнный Образовательный Стандарт  - Режим доступа на 6.05.2014: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824, свободный. - Загл.с экрана
  5. Универсальные учебные действия  [Электронный ресурс] - Режим доступа на [Электронный ресурс] // Федеральный Государственнный Образовательный Стандарт  - Режим доступа на 17.04.2014: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313, свободный. - Загл.с экрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории

     Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и эт...

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Статья посвящена вопросу использования приемов технологии критического мышления на уроках русского языка, приведены примеры использования данных средств на уроках в 6 классе...

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" на уроках истории и обществознания....