Оценочная деятельность учителя в условиях ФГОС
статья на тему

Ермоленко Людмила Ивановна

В связи с переходом школ на Федеральные государственные стандарты нового поколения возникает необходимость выстраивания новой системы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся. В рамках компетентного подхода оценочную деятельность учителя можно рассматривать как новую профессиональную задачу.

«Оценочная деятельность учителя. Для вас это…?» В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возлагается на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого,  его собственная оценочная деятельность  не формируется.

Между тем,  предоставляя  ученику  возможность самоанализа и  тактично  направляя его,  учитель   помогает   формировать самооценку и объективно воспринимать внешнюю оценку.

 

Одним из условий эффективного взаимодействия учителя и учащихся является развитие реалистической самооценки, основывающейся на сравнительном анализе. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Движение на основе личных результатов учащихся целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это скрывает часть   отрицательных эмоций и страх потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности, также стимулирует повышение мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ермоленко Л.И.

Оценочная деятельность учителя в условиях ФГОС

Слайд 1.

1. В связи с переходом школ на Федеральные государственные стандарты нового поколения возникает необходимость выстраивания новой системы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся. В рамках компетентного подхода оценочную деятельность учителя можно рассматривать как новую профессиональную задачу.

«Оценочная деятельность учителя. Для вас это…?» В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возлагается на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого,  его собственная оценочная деятельность  не формируется.

Между тем,  предоставляя  ученику  возможность самоанализа и  тактично  направляя его,  учитель   помогает   формировать самооценку и объективно воспринимать внешнюю оценку.

Одним из условий эффективного взаимодействия учителя и учащихся является развитие реалистической самооценки, основывающейся на сравнительном анализе. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Движение на основе личных результатов учащихся целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это скрывает часть   отрицательных эмоций и страх потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности, также стимулирует повышение мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению.

Слайд 2.

 Самым  главным в учебной деятельности становится поворот  на самого себя («чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть»).

Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка поддерживает познавательный интерес.

Слайд3.

 Какой урок будет самым эффективным? Когда на уроке ученики работают сами, выстраивают гипотезы, разрабатывают план действий, оценивают свою работу, корректируют свои знания. Важно, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Только тогда школьник  начинает любить учиться, поскольку чувствует себя личностью.

 2. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности.

Слайд 4.

В оценивании следует  учитывать  возможность первоначальной самооценки результатов деятельности учащихся во избежание  некритичного к ней отношения, либо отвержения. Оценка не должна носить обобщающего характера, необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии, понятные не только учителю, но и ученикам.

Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

Основная педагогическая идея состоит в переводе ученика из пассивного объекта в субъект обучения через формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках.  

Слайд 5,6

Известный педагог Евгений Николаевич Ильин сказал: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти». А должно быть наоборот. Как сделать так, чтобы оценки и отметки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости учащихся на уроке?

3. Оценочная деятельность учителя. Для вас это…?

Может быть, учителя не придают большого значения оценочной деятельности и не задумываются о вопросах, связанных с данным понятием?

Слайд 7.

Давайте проведем небольшую диагностику. Я предлагаю на данном слайде критерии оценки, а вы, пожалуйста, выберите из предложенных критерий, тот, который приемлем для вас. Затем я зачитаю характеристики критериев.  

(5 мин)

Характеристики критериев:

 1 - При таком подходе невозможно реализовать требования ФГОС в области оценки результатов обучения;

2 - Этот подход не обеспечивает полноценное выполнение требований стандарты нового поколения, но делает более осмысленным сам процесс оценивания, когда ученик понимает, за что выставляется тот или иной балл;

3 - Понятность, прозрачность критериев оценки и подход к оценке не от подсчета количества ошибок, а от реализованных разнообразных возможностей работает на достижение требований ФГОС в области подходов к оцениванию учебных результатов, позволяя оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты;

4 - Этот подход позволяет решать коммуникативные задачи обучения, делает оценку более прозрачной и способствует объективному восприятию;

5 - Решение важнейших задач, связанных с формированием осознанного отношения к собственной познавательной деятельности и формированию ответственности за ее результаты;

6 - Эмоциональная рефлексия важна, т.к. позволяет оценивать комфортность образовательного процесса для ученика и оценивать его личностные результаты (уровень уверенности в себе, самооценки и пр.);

7 - Качественная рефлексия позволяет сделать более осмысленной познавательную деятельность ученика (выбор познавательной стратегии, самооценка результатов – как предметных, так и метапредметных).

Значимость критерия обусловлена тем, что стандарты нового поколения  ставят задачу по смещению внимания с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результатов.

4.  Что же такое контрольно-оценочная деятельность (КОД)?

Слайд 8.

Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.

Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями.  Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля.

В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. И тогда сразу встают основные вопросы: Что оценивать? Кто оценивает? Как оценивать? И ни в коем случае нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».

Слайд 9.

Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразной государственной программы образовательного стандарта. По сути, отметка формальна.

Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя о  степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационно-потребности сферы ученика. Оценка эмоциональна. Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности, воспринимает ее как полезную для себя, знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов, уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратное, учителя вначале ставят учащимся отметки и лишь, затем комментируют их, а то и не комментируют вовсе.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо понимать, что в центре обучения технологии контрольно-оценочной деятельности находится учащийся. Его позиция в обучении не пассивная, а активная, а в основе учебной деятельности – сотрудничество. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.

Слайд 10.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:

  • контрольно-оценочная деятельность учителя;
  • самоконтроль и самооценка;
  • взаимоконтроль и взаимооценка.

Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя. Постепенно учитель передает  в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать. Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.

Слайд 11.

Наряду с контролирующей функцией контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик – учитель и внутренней: ученик – ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактической целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний. Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности учащегося, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности и трудолюбия. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества и мотива познавательной деятельности.

Слайд 12.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:

  • Постановка цели
  • Выработка критериев
  • Организация учебной деятельности
  • Оценка
  • Отметка

Слайд 13.

1. Итак, при постановке цели, прежде всего, необходимо подумать, зачем я этому учу? Что мои ученики уже знают по этой теме? Куда направляемся и чего хотим достигнуть?  Очень важно, чтобы цель для ученика была немногословной и понятной.

Современная система оценивания требует постоянного самоконтроля учащихся и контроля учителя. Давайте вместе пройдем один из уроков. Тема «План и карта» -11 часов.  Из этой темы, например, урок «Географические координаты. Географическая широта»

Цели урока (результаты)

Цель ученика (результат)

Знать определение понятий «географические координаты», «географическая широта».

Уметь определять географическую широту.

 научиться определять «географическую широту».

Когда цель понятна ученику, он легко определяет границы своего знания и незнания, учится сам ставить познавательные задачи. Он мотивирован на получение необходимой информации и способен самостоятельно выстраивать собственную траекторию учения.

  Слайд 14.

«Маршрутный лист» -  план работ:

А) Какие вопросы необходимо рассмотреть?

Географические координаты, географическая широта

Б) С чего лучше начать и почему?

Вспомнить, что такое параллель, меридиан, экватор, полюс. Тропики.

В) Что для этого необходимо «взять с собой в дорогу»?

Карта полушарий, глобус, бумажная линейка.

И раз   перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». С этой целью  можно использовать карту промежуточного контроля, рабочую карту урока, карточку достижений, а также итоговый  оценочный лист. Используются диагностические тесты, но не в конце, а в середине урока, позволяющие определить область затруднения и дающие возможность корректировки полученного знания. 

Карта промежуточного контроля применяется для оценки уровня подготовленности учащихся по теме. Использование данной карты уместно как для проведения промежуточного контроля качества усвоения знаний и умений применять алгоритмы, так и для диагностики уровня усвоения  темы. Материал для следующих уроков, для индивидуальной работы и дифференцированных домашних заданий, подбирается с учётом тех пробелов, которые легко отслеживаются по данным таблицы. Подобные карты можно использовать при работе по каждой теме. Эта карта оказывает помощь, как учителю, так и ученикам, позволяет видеть картину подготовленности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

Таблица «Карта промежуточного контроля» по теме

 «Географические координаты. Географическая широта» (5 класс)

Фамилия

Имя

Определять направление параллели

Определять направление меридиана

Понятия «северное полушарие»

« южное  полушарие»  

Понятия «северная   широта»

«южная широта»

Определять

географическую широту

Выполняю сам

Выполняю с помощью

Не умею

И можем выполнить несколько заданий на закрепление умений или поработать над ошибками.

Итогом работы должна быть рефлексия, она проводится и для учителя и для ученика. Можно дать карту  достижений.

Карточка достижений заполняется в конце каждого урока  самостоятельно. Например, когда обсуждается в конце урока вся деятельность класса, не обязательно всем выступать публично. Необходимо подвести каждого ребенка к тому, что бы каждый урок, каждое задание было значимым, было принято личностью. Таким образом, учитель должен использовать в работе с личностью ребенка диалог, работа направлена на помощь ребенку. После заполнения  карты достижений учащийся  сам обнаружит пробелы в работе. Таблица « Карточка достижений»

ФИО

Понравился

ли  тебе

урок?

Что нового ты узнал, какие знания получил на уроке?

Понравилась ли тебе практическая часть урока?

Какие  полученные знания ты можешь использовать в жизни?

Как я сегодня работал на уроке, самооценка.

Итоговый  оценочный лист.  Данная таблица является итоговой, используется для анализа   проверочных и практических работ. Как вариант возможна индивидуальная таблица подобного плана. Является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. А также видеть, насколько объективна была его самооценка.

«Результативность самостоятельной работы учащихся 5В класса по теме                    «План и карта»»

Ф.И.

Определять направления   относительно сторон горизонта по плану

Определять азимут направлений  на заданный объект по плану

Определять направления по географической карте

Определять  расстояния, используя масштаб

Определять расстояния, используя свойства линий градусной сетки радусной сети

Определять географические координаты заданных объектов

Находить заданные объекты по географическим координатам

Отметка

+  

/  

+  

+  

/

+  

+

4

+  

/  

+  

+  

/

+  

+

4

Вывод:

Оценочная деятельность является одной из самых сложных в работе учителя. Сущность процесса оценивания, состоит в том, чтобы «выявить и сравнить на том или ином этапе обучения результаты учебной деятельности с требованиями, заданными программой. При всей сложности оценочных процедур их использование оправдывает цель оценивания – получить информацию для того, чтобы лучшим образом наметить пути совершенствования учебной деятельности школьника, способствовать его активному включению в процесс обучения, эффективному осуществлению им учебной деятельности.

Оценочная деятельность способствует развитию ученика, если он:

- понял, что от него требуют;

- не сомневается в востребованности  знаний и необходимости требуемых умений;

 - убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная оценка зависит только от него самого и степени его усердия.

Таким образом, оценка – гибкий инструмент, который используется для мотивации и управления учебной деятельностью учащихся. При этом акцент делается на самоконтроле и самооценке учащегося.

На этапе «Домашнее задание», кроме комментария к выполнению, должны быть также  критерии оценивания домашнего задания.

Чтобы перевести оценку в отметку, можно  используем накопительную систему, когда ребята зарабатывают баллы на разных этапах урока, а затем они переводятся по заданной шкале в отметку.

Для выявления уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности учащихся целесообразно  ввести сравнительный коэффициент совпадения оценок учителя и ученика, а также коэффициент совпадения в системе «взаимооценка-самооценка» по отдельным контрольно-измерительным материалам и заданиям (задания на выработку критериев, оценка по критериям, задания на исправление ошибок и др.). Первоначально расхождения могут быть значительными (учащиеся либо завышают, либо занижают оценки), то в дальнейшем коэффициент совпадений приближается к 80-90%.

Слайд 15.

Из всего выше сказанного вытекают три функции учителя нового типа:

1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную и контрольно-оценочную деятельность учащихся;

2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, для создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Овладение учащимися умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия, то это действительно способствует его развитию.

Спасибо за работу!!!!



Предварительный просмотр:

«Оценка деятельности и рефлексия»

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

1.Используете только стандартную 5-балльную шкалу оценки.

2. Используете стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняете критерии выставления балла.

3. Используете формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им.

4. Организуете взаимооценку учеников по установленным критериям.

5. Создаете возможности для самооценки по установленным критериям.

6. Организуете эмоциональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке).

7. Организуете качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)

«Оценка деятельности и рефлексия»

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

1.Используете только стандартную 5-балльную шкалу оценки.

2. Используете стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняете критерии выставления балла

3. Используете формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им.

4. Организуете взаимооценку учеников по установленным критериям

5. Создаете возможности для самооценки по установленным критериям.

6. Организуете эмоциональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке).

7. Организуете качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Таблица « Карточка достижений»                                                                                                                               Таблица 1

ФИО

Понравился 

ли тебе урок?

Что нового ты 

узнал, какие

знания

получил на 

уроке?

Понравилась ли тебе 

практическая 

часть урока?

Какие 

полученные 

знания ты можешь 

использовать в жизни?

Как я сегодня 

работал на уроке,

самооценка.

«Результативность самостоятельной работы учащихся  5В класса по теме               Таблица 2

 «План и карта»

Фамилия.

Имя.

Определять направления   относительно сторон горизонта по плану

Определять азимут направлений  на заданный объект по плану

Определять направления по географической карте

Определять  расстояния используя масштаб

Определять географические координаты заданных объектов

Находить заданные объекты по географическим координатам

Отметка

 

 

 

 

                          Таблица 3

Таблица «Карта промежуточного контроля»

по теме    «Географические координаты. Географическая широта» (5 класс)

Определять направление параллели

Определять направление меридиана

Понятия

«северное полушарие»

« южное  полушарие»

Понятия

«северная   широта»

«южная широта»

Определять

географическую широту

Выполняю сам

Выполняю с помощью

Не умею

«Оценка деятельности и рефлексия»

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

1 -  Используете только стандартную 5-балльную шкалу оценки

2 - Используете стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняете критерии выставления балла

3 - Используете формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им

4 - Организуете взаимооценку учеников по установленным критериям

5 - Создаете возможности для самооценки по установленным критериям

6 - Организуете эмоциональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке)

7 - Организуете качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)

«Оценка деятельности и рефлексия»

Критерии оценки

Да

Частично

Нет

1 -  Используете только стандартную 5-балльную шкалу оценки

2 - Используете стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняете критерии выставления балла

3 - Используете формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им

4 - Организуете взаимооценку учеников по установленным критериям

5 - Создаете возможности для самооценки по установленным критериям

6 - Организуете эмоциональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке)

7 - Организуете качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

Контрольно – оценочная деятельность учителя в контексте ФГОС

Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свобод...

Обновление контрольно-оценочной деятельности учителя географии в условиях ФГОС ОО

В статье рассматриваются изменения в оцнке достижений учащихся....

Оценочная деятельность учителя в условиях ФГОС

В связи с переходом школ на Федеральные государственные стандарты нового поколения возникает необходимость выстраивания новой системы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся. В рамках компетен...

Организация оценочной деятельности учителя по ФГОС общего образования (сообщение на педсовете)

В сообщении рассматриваются вопросы организации оценочной деятельности учителя согласно ФГОС...

Контрольно-оценочная деятельность учителя. Комплексный подход к содержанию оценки и соответствия с требованиями ФГОС ОО.

Контрольно-оценочная деятельность учителя. Комплексный подход к содержанию оценки и соответствия с требованиями ФГОС ОО....