Использование современных педагогических технологий при преподавании учебной дисциплины «Математика»
статья на тему

Трофимова Любовь Григорьевна

Трофимова Любовь Григорьевна

                             преподаватель         

СОГБПОУ « Козловский многопрофильный аграрный колледж»,

              УЦПК г. Ельня

город Ельня, Смоленская область

Название статьи: Использование современных педагогических технологий  при преподавании учебной дисциплины «Математика»

Аннотация: в данной статье рассматриваются  элементы современных образовательных методов и технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационно - коммуникационных и игровых технологий, проектного обучения, которые можно применить при проведении учебных занятий по дисциплине « Математика».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Трофимова Любовь Григорьевна

                             преподаватель         

СОГБПОУ « Козловский многопрофильный аграрный колледж»,

              УЦПК г. Ельня

город Ельня, Смоленская область

Название статьи: Использование современных педагогических технологий  при преподавании учебной дисциплины «Математика»

Аннотация: в данной статье рассматриваются  элементы современных образовательных методов и технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационно - коммуникационных и игровых технологий, проектного обучения, которые можно применить при проведении учебных занятий по дисциплине « Математика».

Ключевые слова: педагогическая технология, компететностный подход, личностно-ориентированные технологии, технологию проектной деятельности.

На современном этапе развития общества необходим человек способный к творческому овладению знаниями, который может применить знания в нестандартных ситуациях, человек, который умеет работать в команде, обладающий мобильностью и развитым чувством ответственности. Этого нельзя добиться, если не развивать деятельностные способности обучающихся,  формирование которых происходит не при пассивном усвоении новых знаний, а тогда, когда обучающиеся включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность: обучить их формами, методами и средствами самостоятельно добывать знания, научить ориентироваться.

Одной из основных задач начального и среднего профессионального образования в подготовке высококвалифицированных  рабочих и специалистов среднего звена является повышение качества образования. Сегодня повысить качество образования невозможно без применения современных образовательных методов и технологий, с помощью которых можно сопоставить учебный процесс индивидуальным способностям обучающихся, уровню сложности содержания обучения.

На мой взгляд, основным средством реализации компететностного подхода на современном этапе является изучение и использование элементов образовательных технологий дифференцированного обучения, проблемного, информационно - коммуникационных технологий, технологий проектного обучения, игровых технологий, так как их структура позволяет включить в самостоятельные виды деятельности каждого обучающегося, используя при этом их индивидуальные способности.

Что такое «технология»? Это понятие изучали многие ученые и педагоги. Но все они за основу происхождения брали греческое слово «техно»- искусство, мастерство, умение и «логия» - слово, учение, понятие. В совокупности технология обучения отображает путь освоения конкретного материала в рамках определенной темы, раздела, каждого предмета.

В энциклопедическом словаре дается следующее определение: технология-это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».

В толковом словаре В.Даля под технологией понимают «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».

Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластенин).

Современные требования к качеству образовательной работы подразумевают, что преподаватель должен быть творческой личностью, хорошо владеть необходимыми образовательными технологиями и использовать их в своей работе.

На учебных занятиях наиболее часто я использую технологию проблемного обучения, которая способствует повышению качества знаний и привитию интереса к учению.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных  ситуаций на  уроках под руководством преподавателя, а обучающиеся активно включаются в самостоятельную деятельность, в результате чего и решается поставленная проблема.

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках изучения нового материала, при первичном закреплении, на комбинированных уроках, потому что в ее основе лежит стремление к познанию нового, ранее неизвестного. Но чтобы познать, изучить новые факты необходимо вспомнить, обобщить и применить старые знания, а в некоторых случаях обратиться к дополнительным источникам (справочникам, таблицам, интернет - ресурсам и др.).

Данная технология позволяет вовлечь каждого обучающегося в активный процесс получения и переработки новых знаний, предусматривает увеличение информативности, способствует развитию коммуникабельности обучающихся, способности к взаимодействию и совместной деятельности, а самое главное – способствует самореализации каждого обучающегося.

Элементы технологии проблемного обучения я использую в основном при изучении нового материала (например, при изучении темы « Правила вычисления производных», « Многогранники» и др.).

Изучив способности и особенности каждого обучающегося и группы в целом, в своей работе также использую коллективную учебную деятельность: для достижения общей цели использую фронтальную работу в группе, групповую работу (на принципе дифференциации), межгрупповую работу (для достижения общей цели каждая группа должна выполнить свое задание), фронтально-коллективную деятельность при активном участии всех обучающихся. Эти формы позволяют не только повысить качество успеваемости, но и реализовать основные условия коллективности: целесообразное распределение обязанностей, зависимость друг от друга, осознание общей цели и контроль за результатом работы. Данный вид деятельности использую, например, при изучении темы «Объем параллелепипеда».

В наш век огромной информации  педагогам,  необходимо научить наших обучающихся  самостоятельной работе, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания, используя различные пособия, электронные справочники и т.д.

В этом помогает одна из личностно-ориентированных технологий – адаптивная система обучения.

На уроках с адаптивной системой обучения коммуникативные навыки развиваются у всех обучающихся, так как при работе в парах переменного состава каждый обучающийся учит каждого. При этом возрастает культура  речи, воспитывается способность слушать другого, запоминать и исправлять ответ товарища. При использовании этой технологии возрастает время самостоятельной работы обучающихся на уроке.

Данный метод обучения использую, в основном, на обобщающих уроках, при подготовке к контрольной работе, зачету.

На протяжении уже нескольких лет использую игровую технологию обучения. В результате использования этой технологии наблюдается рост творческих способностей обучающихся, значительно повышается интерес к предмету, а в результате наблюдается положительная динамика качества знаний

Элементы данной технологии  использую на итоговых занятиях по теме, на зачетных уроках (например, на зачете по теме « Производная», «Первообразная» использую математическое лото и домино, как один из вариантов сдачи зачета по теме  « Прямые и плоскости в пространстве» - составление кроссвордов ).

В последние несколько лет использую технологию проектной деятельности, которая особенно актуальна в настоящее время, так как она помогает обучающимся осознать необходимость получения знаний на  уроках и при самостоятельном изучении. А результат – повышение успеваемости.

Основными целями и задачами проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла являются:

  1. развитие исследовательских способностей;
  2. умение работать с натуральными объектами;
  3. развитие самостоятельности;
  4. формирование естественнонаучной картины мира;
  5. возможность работать с компьютером;
  6. развитие социально-личностных качеств личности;
  7. умение уважать чужое мнение;
  8. развитие коммуникативных способностей4
  9. развитие информационной грамотности и культуры.

Элементы технологии проектной деятельности применяю, например, при обобщении и закреплении темы « Объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения».

Следовательно, можно отметить, что используя элементы педагогических технологий  можно оптимизировать учебный процесс, активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить интерес к предмету и как результат - повысить успеваемость.

Таким образом, я пришла к выводу, что в моей профессиональной деятельности использовать современные образовательные технологии необходимо, так как это приводит к положительному результату.

Список литературы:

1.Левитес Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии - Мурманск, 2010

2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М.: «Академия», 2000.

3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования - М.: Мастерство, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы.

Знание системы современных педагогических технологий, их целевого назначения и характеристик составляет содержательный компонент технологической культуры педагога. Но какие педагогические технологии и...

Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы"

В докладе сообщается об использовании новых образовательных технологий на уроках русского языка. Даётся объяснение «инновационному обучению» и раскрываются его особенности. ...

Использование кейс-метода в преподавании учебных дисциплин.

Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания....

Использование электронного УМК как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"

Использование электронного УМК  как средство методического обеспечения  преподавания учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"...

Некоторые особенности преподавания учебной дисциплины "География России" в современных условиях .

В статье рассматриваются отдельные аспекты преподавания предмета "География России" в современных условиях в общеобразовательных учреждениях Республики Крым....

Использование современных педагогических технологий: метод учебного проекта в работе с детьми с ОВЗ

Использование современных педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ УУД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...