Статья "Современный урок"
методическая разработка (10 класс) на тему

Макарова Ольга Николаевна

Статья "Современный урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Ольга Николаевна, Михайловка, Муниципальное бюджетное              общеобразовательное учреждение Михайловская средняя                               общеобразовательная школа, учитель русского языка и литературы

Современный урок и информационно-коммуникативные технологии                                         на уроках русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования

                                           Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса

                                                                                                                    В.Г. Белинский

           Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии.  

          В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.  И главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую сумму знаний, но также и показать  практическую ценность знаний  в дальнейшей жизни.  Дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть устной и письменной речью, мыслить, развивать творческие способности. Школа является важным элементом в этом процессе. Задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного  человека, патриотической  личности.    

         Современный урок невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий, которые  можно применять на всех этапах урока и во внеурочной деятельности: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты для подготовки учащихся к ЕГЭ, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации, видеофильмы. Возможности мультимедиа делает уроки русского языка и литературы яркими, интересными, эффектными. Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).   Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, побывать на экскурсии в музеях, театрах, на концертах. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность, может проявить свое творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, отражением самых интересных моментов темы.

       Компьютерные технологии дают возможность как для учителя в процессе подготовки и проведения уроков, так и для развития творческого потенциала школьников, организации их самостоятельной, познавательной  деятельности. Например, к внеклассному мероприятию в 9 классе на тему «Природа в искусстве», ученики готовят групповые домашние задания – презентации: «Образ природы в русской живописи», «Осень в жизни и творчестве А.С. Пушкина», «Шедевры И. Левитана», видеофильм «Осень в родном краю», сборник «Песни современных композиторов о природе». Групповая творческая деятельность захватывает детей, объединяет их интересы, учит толерантности, общению, сотрудничеству в коллективе. Работа в группах раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, помогает преодолевать неуверенность, вселяет чувство взаимной заинтересованности, учит свободно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию, слушать мнение других. Они учатся ставить пред собой цели, определять способы их достижения, прогнозировать результат и самостоятельно действовать по намеченной программе. Хороший эффект дает применение информационно-коммуникативных технологий на итоговых и обобщающих уроках по творчеству поэтов и писателей. К ним ученики обычно готовят свои проектные работы с компьютерной презентацией. Например, к итоговому уроку по творчеству Н.А.Некрасова  в 10 классе школьникам предлагаются следующие проектные работы: «Друзья  «Н.А.Некрасова», «Я лиру посвятил народу своему…», «Некрасовские места России», «Некрасов и русские художники», «Произведения Н.А.Некрасова в кино», «Н.А.Некрасов и музыка».

         На основе проектных, исследовательских, творческих работ учащихся с использованием компьютерных технологий провожу  творческие вечера,  научно-практические конференции. Например, итогом размышлений учащихся на уроках литературы, посвященных теме «Человек и природа» стала школьная конференция «О чем молчишь, мое село?», на которой ученики представили свои презентации: «С чего начинается родина?», «Святые места родного края», видеофильм «Плач речки Мелля». Ребята с желанием выполняют творческие задания и получают и пользу для себя. Задача учителя заключается в том, чтобы научить учеников правильно использовать компьютер для своего самосовершенствования, показать, что он не только игрушка и средство общения, но важный источник знаний и помощник в умственном развитии человека и решении многих жизненных проблем.  На своих уроках  стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся. Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.                                                                                                                                                  

       Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески личности.                                   В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».  Мне кажется, эти слова о современном учителе, который стремится вперёд и  готов осваивать всё новое, и с успехом применять в своей работе.                                  

            Список использованной литературы

1.Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. — М., 1999.                                               2.Плигин А.А. Новые подходы к обучению литературе // Личностно-ориентированные подходы в образовании / Под ред. Скоробогатовой Г.Г. -М., 2002.                                     3.Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001. №5.        4.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — 2-е изд., стер. —М: “Академия”, 2008.                                                                                                 5.Федеральные государственные образовательные стандарты // http://fgos.isiorao.ru/fgos/conception_fgos/razdel2/razdel21.php.                                                             6. Г. Юнусова Д. Г. : «Современный подход к преподаванию» 2013.                                 7.Енушкевич О. А. «Тема работы: "Использование новых педагогических технологий  в процессе обучения учащихся в  условиях  личностно - ориентированного образования"

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...