Статья Педагогическая технология критического мышления при активном обучении
статья на тему

Статья Педагогическая технология критического мышления при активном обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskaya_tehnologiya.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология критического мышления
при активном обучении.

Обучение – это не работа зрителя, пассивного наблюдателя. Люди не учатся, просто сидя в классах и слушая учителя, вспоминая подготовленные задания и выдавая готовые ответы. Они должны говорить о том, что они изучают и чему научились, рефлективно писать об этом, связывать это с прошлым опытом и применять изученное в повседневной жизни.

Активным обучением можно назвать любой процесс, при котором учащиеся что-то делают (вовлечены в деятельность) и обдумывают, анализируют то, что они делают.

Активное обучение – это не набор видов деятельности, а скорее особое отношение учащихся и педагогов, которое делают обучение эффективным. Цель активного обучения – развивать потребность учащихся думать, стимулировать обдумывание и анализ того, как они учатся и чему они учатся; развивать ответственность самих учащихся за собственное образование.

В активном обучении учащийся всегда что-нибудь ищет: ответ на вопрос, информацию для решения проблемы, способ выполнения задания.

Новые стандарты обучения требуют от учителя применять новые подходы
к подготовке и проведению уроков.

Предлагаемая таблица отражает тенденции, характерные сегодня для российской системы образования.

Позиции

Традиционная деятельность

Современный урок

Подготовка к уроку

Жестко структурированный конспект урока

Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю

При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник, формулирует декларативные обучающие, развивающие, воспитывающие цели и задачи.

Учитель использует методические рекомендации, учебник, рабочую программу, технологические карты тем/уроков, Internet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами. Формулировка целей и задач через деятельность учащихся, активное целеполагание.

Распределение времени на уроке

Основное время урока отводится этапу объяснения и закрепления (80% времени урока – говорение учителя)

Объяснение занимает 20-30% времени урока; закрепление – 5-10% времени урока; организованная учителем самостоятельная деятельность учащихся – 60-70% времени урока.

Деятельность учителя на уроке

Успеть выполнить то, что запланировано на урок.

Организовать деятельность детей:

- по поиску и обработке информации; - по обобщению способов деятельности;

- по постановке учебной задачи

Деятельность учащихся определяется через формулировку заданий

Формулировка задания:

- 93% заданий – репродуктивные: назовите, решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д.;

 - 7% заданий – с формулировкой: исследуйте, анализируйте (чаще используется для сильных учащихся).

Формулировка задания: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, продумайте и т.д. Не менее 70%

Отметка и оценка

Традиционная отметка за выполнение традиционных (преимущественно репродуктивных заданий):

- «решил» - «не решил»;

- «из пяти заданий выполнил три».

Оценка (предметных и метапредметных) достижений учащегося; работа над развитием у учащихся способности к самооценке; критериальное оценивание.

Для того, чтобы деятельность учителя в условиях введения новых стандартов соответствовала современным требованиям, можно использовать различные педагогические технологии.

Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов. В 70-е годы понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все,
что касается совершенствования учебного процесса.

Технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умения и …логия – наука) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология – это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

В современном быстро меняющемся мире учащимся важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем.
Им необходимо уметь сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, разные способы решения задач.

Очень важно на уроках уделять время развитию умения связывать знания
и жизненный опыт с новой информацией, упражняться в активном применении идей, размышлять над смыслом, который вкладывали писатели в свои труды, чтобы лучше интерпретировать прочитанное.

Проект «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» предназначен для того, чтобы все ученики стали лучше думать.

Понятие «критическое мышление означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить.

Обучение способам решения проблем, навык рассмотрения возможностей
и использования знаний в конкретных ситуациях – все это умения, необходимые для успеха в современном мире.


Основные положения технологии критического мышления

Основа технологии – трехфазовая структура урока: Вызов – Осмысление – Рефлексия.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Задачи

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемой теме, активизация учащегося, мотивация для дальнейшей работы.

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому».

Возвращение к первоначальным предположениям, внесение изменений, дополнений, творческие, исследовательские или практические задания на основе полученной информации.

Действия ученика

Вспоминает, что ему уже известно, делает предположения, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. «Верно ли я думаю?»

Читает (слушает) текст, используя активные методы чтения (слушания).

Соотносит «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. «Прав ли я был в своих предположениях? Если нет, то в чем я ошибся?»

Действия учителя

Заинтересовывает учащегося, способствует созданию у них ассоциаций по изучаемому вопросу, побуждает к высказываниям, выслушивает ответы, фиксирует ответы на доске.

Организует работу с информацией, терпеливо ждет, когда все учащиеся закончат работу с текстом. В случае продвинутой лекции – читает лекцию.

Помогает учащимся переосмыслить полученную в ходе урока информацию, найти ей место в ранее изученном материале. Организует практические занятия.

Ход работы

1. Выработка предложения по предложенной теме;

2. Заслушивание предложений, их обсуждение;

3. Фиксирование на доске результатов обсуждения.

Осуществляется непосредственный контакт с информацией.

Возвращение к предположениям, творческая переработка, анализ, интерпретация полученной информации.

Формы работы

- индивидуально

- в парах

- в группах

- индивидуально

- в парах

- индивидуально

- в парах

- в группах

Технологические приемы

- кластеры

- перепутанные логические цепочки

- ключевые слова

- вопросы «Верите ли Вы, что...?»

- заполнение 1 части таблицы З-Х-У

- парный (групповой) прогноз

- парная (групповая) атака

- работа с листом проблем

1. Методы активного чтения:

- маркировка текста с использованием значков;

- ведение различных записей типа двойных дневников;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

2. Продвинутая лекция.

- кластеры

- возврат к: перепутанным логическим цепочкам, ключевым словам, вопросам «Верите ли Вы, что..?»

- заполнение последнего столбца таблицы З-Х-У

- письменный круглый стол

- написание творческих работ (синквейнов, эссе)


Активное обучение пройдет более успешно, если Вы:

  1. Знаете и уважаете каждого учащегося как индивидуальность.
  2. Называете учащихся по имени.
  3. Не используете угрозы и уничижение.
  4. Демонстрируете свой интерес и приверженность тому, что делаете и предлагаете делать ученикам.
  5. Предлагаете вызывающие, развивающие задания, но при этом предоставляете поддержку.
  6. Приводите примеры из Вашей личной жизни.
  7. Во время урока используете контакт «глаза в глаза» и перемещаетесь по классу. Это помогает включить всех учащихся в ваше личное пространство.

Список используемой литературы:

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002 – 368 с.

2.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – Спб.: «Альянс «Дельта» совм. С издательством «Речь», 2003 – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

статья " использование технологии критического мышления на уроках истории"

Статья содержит теоретическое и практическое обоснование использования технологии критического мышления на уроках истории....

Презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках истории"

Презентация является сопровождением к статье "Использование  технологии критического мышления на уроках истории"...

Статья "Использование технологии критического мышления как средство повышения качества обучения чтению и работе с текстом на уроках английского языка"

В статье раскрываются основные элементы технологии критического мышления. Приводятся примеры данной технологии как средства, с помощью которого повышается качество обучения чтению и работе с текстом....

Статья "Использование технологии критического мышления на уроках английского языка"

Статья "Использование технологии критического мышления на уроках английского языка"...

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить ...