КОНСПЕКТ Открытого занятия «МИР КОНФЛИКТА» Приёмы саморегуляции.
план-конспект занятия по психологии (8 класс)

Колбасина Раиса Анатольевна

Развитие навыков саморегуляции в проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_miru_konflikta.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Центр содействия семейному воспитанию

« Каховские ромашки» г. Москва

КОНСПЕКТ

Открытого занятия по ГЭП

«МИР КОНФЛИКТА»

Приёмы саморегуляции.

подготовила

воспитатель

Колбасина Раиса Анатольевна

Декабрь 2018 год

Цель: развитие навыков саморегуляции в проблемной ситуации.

Оборудование и материалы: видеозаписи, фотографии, памятки «Приёмы саморегуляции»,компьютер, телевизор.

Ход занятия:

Ритуал начала занятия « Большое рукопожатие»

Инструкция: Все участники должны встать в круг и пожать руку каждый каждому глядя в глаза тому человеку, которому жмёшь руку.

Шеринг: каждый участник по кругу говорит « Что плохого случилось за прошедшую неделю?» и «Что хорошего случилось за прошедшую неделю?» или « Какие важные произошедшие события на этой неделе?»

Вводная часть:

На протяжении всей жизни человек переживает тревоги и радости, расстройства и наслаждения, любовь и ненависть. Весь спектр эмоций характерен человеку в любом возрасте. Люди больше руководствуются не разумом, а эмоциями. И все происходит потому, что они не могут услышать и понять друг друга. Так возникают конфликты. Конфликт – это различие во взглядах, спор. Кто из нас никогда не имел претензий к другим людям? Нужно ли отстаивать свою точку зрения, если она не совпадает с точкой зрения других людей?

Кончено, стоит. Но делать это нужно спокойно, обдуманно, без крика и шума. Для того, чтобы конфликт разгорелся, достаточно мелочи – неудачно высказанного слова иди неудачного действия. Бывает так, что конфликт растягивается на года, остается даже тогда, когда причины его возникновения давно позабыты. И хотя участники конфликта понимают все нецелесообразность затяжного конфликта, но им не хватает смелости и мужества сделать первый шаг к примирению. Для разрешения конфликта не нужно обижаться и молчать, нужно высказаться и прийти к общему знаменателю.

- Как вы думаете, конфликты влияют на состояние здоровья человека?

Презетация «Влияние конфликта на здоровье человека ».

 Конфликты негативно влияют на здоровье человека. Так вследствие перенапряжения нервной системы, а она руководит всеми функциями организма, могут возникнуть расстройства в работе других систем и органов. Например, у человека во время конфликта повышается давление, увеличивается частота пульса, ухудшается работа сердца, а это оставляет следы на работе пищеварительной, дыхательной и других систем.

Основная часть:

Поскольку любой конфликт - это стресс, для его успешного преодоления важно уметь брать себя в руки и приходить в спокойное состояние. Для этого надо развивать навыки саморегуляции.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:
•смех, улыбка, юмор;
•размышления о хорошем, приятном;
•различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
•наблюдение за пейзажем;
•рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
•купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
•вдыхание свежего воздуха;
•высказывание похвалы, комплиментов и пр.
Кроме естественных приемов регуляции организма, существуют и другие способы саморегуляции
 

1) Упражнение «Вверх по радуге».

   Ведущий просит участников закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение можно повторить 2-3 раза. Затем еще один раз с открытыми глазами.

Дыхание на счет 7- 11

Помогает снять сильное физическое напряжение, не выходя из стрессовой ситуации. Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно сначала вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 на вдохе и до 11 при выдохе.


2) Упражнение «Семь свечей»

Цель: снятие напряжения с помощью дыхания.

Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...

3)Упражнение «Абажур»

Цель: экспресс-регуляция своего эмоционального состояния, быстрое снятие стресса.

Сядьте удобно, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно.

Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. 

Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...

4) Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
5)Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
6)Упражнение «Воздушный шар» 
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

7) Упражнение  «Пушинка»

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

8) Упражнение «Скорая помощь».( Слайд « Буквы»)

Если его выполнять постоянно, оно не только

снимет эмоциональное напряжение, но и улучшит работоспособность,

разовьет внимание и мышление.

Инструкция:

Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква

обозначает движения руками:

  • Л
  • -
  • левая р
  • ука поднимается в левую сторону;
  • П
  • -
  • правая рука поднимается в правую сторону;
  • В
  • обе руки поднимаются
  • вверх.
  • Количество букв алфавита можно со временем увеличивать, для усложнения
  • задания. Можно ввести буквы иностранного алфавита и другие движения
  • рука
  • ми.

  9) Релаксация с помощью музыки и видео ( видеозапись)

Заключительная часть

1)Упражнение – шутка « Квазимода»

Ведущий говорит, что сейчас все будут проверены на умение сдерживать свои эмоции. Необходимо согнуть руки в локтях и сцепиться с соседями мизинцами. Начиная с ведущего, участники произносят фразу, обращаясь по имени: «Витя, ты знаешь, я ненавижу Квазимоду!» сосед отвечает: « Да, я знаю, Саша!»

Задача участников не рассмеяться, если кто-то начинает смеяться -  выбывает из игры и игра начинается сначала! По окончанию игры ведущий хвалит участников за успешное прохождение испытания.

 2) Вручение памяток «Приёмы саморегуляции». Оцените эти правила и выберите наиболее подходящие для себя.

3) Просмотр презентации «Наши эмоции».


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.   Музыкальное оформление https://www.youtube.com/watch?v=IxWY6EBOavE
2.  Видео https://www.youtube.com/watch?v=SfLHrAAzlKY


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

План-конспект открытого занятия по вокалу. Тема «Вокалист-исполнитель. Основные певческие недостатки - методы и приёмы их исправления»

Данное занятие рекомендую проводить с солистом, дуэтом или трио. Занятие рассчитано на детей 12-17 лет, занимающихся вокалом min.2-3 года, имеющих знания в области строения голосового аппарата и механ...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком» (1-ый год обучения)...