Выступление на педагогическом совете "Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка".
учебно-методический материал

Богачева Ольга Сергеевна

Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogachyova_regulyativnye_uud.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Богачёва Ольга Сергеевна

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

     Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного учиться самостоятельно и многократно переучиваться в течение всей  жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Именно поэтому во главу угла процесса обучения по ФГОС ООО второго поколения ставится формирование универсальных учебных действий (УУД)

    В ряду УУД важное место занимают регулятивные. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями,т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать всевозможные ситуации. Функции регулятивных УУД – организация учащимися своей учебной деятельности. К ним относится:

- целеполагание

- планирование

- прогнозирование

- контроль

-коррекция

- оценка

- волевая саморегуляция

   Рассмотрим, как можно формировать регулятивные УУД на уроках русского языка и литературы.

     Ребёнок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель. В начале года спрашиваю, доволен ли ты  прошлым учебным годом? Какие темы и задания вызвали наибольшее затруднение. А что давалось легко? Что нужно сделать, чтобы этот год был успешным? Какую оценку по предмету ты хотел бы иметь? В своём классе прошу выбрать один предмет и  карандашом выставить оценку в дневник за четверть. Некоторых это стимулирует.

 Для развития мотивации я использую , например приём «Линия времени»: черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля, проговариваю о самых важных периодах, требующих от детей стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет детям увидеть, что именно является конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения.

     Когда я начинаю изучать какое-нибудь произведение по литературе, обязательно говорю, что по этому произведению будет тестирование, анализ образных средств, отрывок наизусть, как итог – написание домашнего сочинения. Как правило, ученики просят сказать, когда будет тот или иной вид работы. Они планируют свою деятельность: читают и обращают внимание на художественные особенности, выделяют отрывок для заучивания, пишут план к сочинению, таким образом это приучает   распределять своё время так, чтобы не оставлять всё на последний день.

    Заучивание наизусть – это такой вид деятельности, который учит самоконтролю и оцениванию результатов(ведь никто за тебя наизусть не прочтёт и списать нельзя). Иногда ученик начинает читать наизусть и забывает. Выясняется, что учить начал лишь накануне вечером, фаза самоконтроля была на низком уровне. Совместно обсуждаем, как правильно  учить.

    Я пришла к выводу, что списки текстов для летнего чтения недостаточно эффективны: дети теряются в обилие книг, читают мало  и без интереса. Вместо этого я предлагаю «перспективные» планы для чтения на ближайшее время: называю тексты, говорю, какие большие по объёму, какие маленькие, каких нет в учебнике - значит, надо брать в библиотеке. Так, например я сделала перед этими каникулами в 9 классе. В результате тексты прочитывают все, есть , конечно, те, кто читает в интернете и даже в телефоне, но во время урока они хуже ориентируются в тексте, медленнее находят нужный отрывок и таким образом сами приходят к осознанию преимущества печатных изданий.

     На уроках русского языка и литературы мы учим составлению плана: простой, сложный, цитатный. Я говорю своим ученикам, что можно и нужно планировать и свою деятельность, в частности подготовку уроков. В субботу я уделяю 5 минут, чтобы записать в дневники расписание на 3 дня, уточнить домашние задания по всем предметам , вместе разбираем, когда какие уроке целесообразнее готовить. На следующие 3 дня дети делают так уже самостоятельно. В конце недели анализируем оценки каждого, приучаю детей к ответственности, к тому, что оценка – это их личный труд и результат.

     Развитие регулятивных УУД на уроках русского языка осуществляется через использование проблемных ситуаций, нестандартных заданий: угадай слово по толкованию, расшифруй, редактирование, найди лишнее и другие.

Например, в начале изучения орфографии в 5 классе на доске написан текст

УШОЛ. ЩАСВИРНУС. Прошу детей восстановить текст, делаем вывод: для чего нужно писать грамотно? Чтобы тебя понимали.

   Важное регулятивное умение – вносить коррективы в действие после его завершения, определять степень успешности своей работы и работы других детей.

    Например, тема «Дефисное написание наречий»: на доске написан текст с пропусками и скобками в словах с данным видом орфограммы. Уверенным в своих знаниях  предлагаю переписать текст в тетрадь, раскрывая скобки, один человек( по желанию) работает у доски, затем проверяем себя по учебнику – большинство, возможно, на интуитивном уровне, справилось с заданием. Так же  с опорой на личный опыт работаем по темам «Н и НН в причастиях», «Виды подчинительной связи» и других.

       Способствует развитию регулятивных УУД и  применение различных опорных схем и алгоритмов,так как алгоритм – это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату( Как определить спряжение, Н или НН, Ь после шипящих в различных частях речи).

     Формированию регулятивных УУД  способствуют проектные формы работы, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу обучающихся и позволяют реализовать самомотивацию школьников.

     Наиболее успешными оказались следующие проекты учащихся: «Жанры устного народного творчества» 5 класс, «Времена года в природе и поэзии» 5 класс, «Подростки – герои литературы» 6 класс, «Моя любимая часть речи» 7 класс, «Моё имя – мой святой» по ОПК.

    Сознательнее относиться к получаемым знаниям помогает рефлексия по предмету.

Традиционными уже стали опросы: доволен ли ты своей оценкой за четверть, что тебе помогло(помешало) её получить. Что надо сделать, чтобы она была выше. Методика «Ступеньки успеха», когда ученик отмечает магнитом своё место на ступеньках от1 до 10, «Дерево успеха», на которое ребёнок прикрепляет листик соответствующего цвета.

   Таким образом, регулятивные УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать  и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка»

Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.Однако, несмотря на все это, ...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)

статья включает в себя фрагменты уроков русского языка в 7 классе....

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...

Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

Роль рефлексии в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Рефлексии отводится огромная роль в формировании регулятивных учебных действий...