Подготовка педагогов к внедрению проектной технологии в условиях внутрифирменного обучения
статья

Захарченко Ольга Сергеевна

В условиях обновления  российской системы образования требуются инновационные  технологии, реализующие связь обучения с жизнью и формирующие активную, самостоятельную позицию учащихся, формирующие метапредметные умения.  Проектная технология относится к одной из  эффективных образовательных технологий  в условиях внедрения ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Захарченко О.С. - учитель английского языка  ГБОУ гимназии 114

Андреева М.К. - методист по инновационной работе

Подготовка  педагогов к внедрению проектной технологии  в условиях внутрифирменного обучения

В условиях обновления  российской системы образования требуются инновационные  технологии, реализующие связь обучения с жизнью и формирующие активную, самостоятельную позицию учащихся, формирующие метапредметные умения.  Проектная технология относится к одной из  эффективных образовательных технологий  в условиях внедрения ФГОС.

Актуальность  темы  статьи.  В настоящее  время во всех образовательных учреждениях внедряется проектная технология как эффективный способ реализации системного-деятельностного подхода. Важной задачей всех педагогических коллективов является обучение учителей данной технологии на оптимальном уровне.

Приведем  несколько базовых определений

Проектная технология – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и др. методики. (Пахомова Н.Ю.) [5  ].

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Технология обучения — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Цельстатьи :обоснование методических подходов к освоению педагогами проектной технологии в условиях внутрифирменного обучения

Задачи :

  • обосновать методические подходык подготовке педагогов к внедрению проектной технологии
  • описать опыт проведения методического семинара по проектной технологии в ГБОУ гимназия 114

Методическая система подготовки педагогов к внедрению проектной технологии включает несколько модулей.

Первый модуль – теоретический.Тема теоретической части семинара:«Проектная  технология как способ  реализации системно-деятельностного  подхода в организации учебной деятельности». Основной целью данного модуля является создание условий для того, чтобы сами учителя осознали,что  применение проектной технологии позволяет учителю реализовать системно-деятельностный подход и тем достигать уровень требований ФГОС на своих  уроках. Для этого проводится теоретический семинар, на котором раскрывается ряд концептуальных положений. Приведем основные из них.

 1.В психологии обоснован естественный цикл сознательных  действий человека, который обеспечивает его продуктивную и мотивированную деятельность и позволяет достигать конечный  продукт этой деятельности.

 Объективной основой эффективности проектной технологии является именно то, что она реализует полностью весь цикл психологической структуры деятельности от начала и до конца. В связи с этим на теоретическом семинаре рассматривается    психологическая структура деятельности, во взаимосвязи  с компонентами проектной технологии.

Схема 1 Психологическая структура любого вида деятельности

Проектная технология включает следующие последовательно реализуемые компоненты:

Схема  2.Компоненты проектной  технологии

Если сравнить представленные схемы, то можно увидеть, что проектная технология реализует все этапы (весь цикл)  психологической структуры деятельности и служит основой системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС.Таким образом , в процессе теоретического семинара педагоги осваивают теоретическую  модель  и структуру проектной технологии.

Вторым концептуальным блоком в рамках теоретического модуля  является освоение педагогами  разнообразия  типов, видов  проектов и способов их реализации.

 В литературе  [1, 4]   выделяются следующиетипы проектов.

Информационные проекты.Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры , четко сформулированных  целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты. Они не имеют детально проработанной структуры, развиваются, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Можно договориться о планируемых результатах (электронные презентации, статья, видеофильм, экскурсия и пр.)  и другие

Так, по А.В. Хуторскому,структурная основа образовательных проектов и их тематика может быть весьма  разнообразной:

  • экспериментальное изучение и использование природных явлений (дождь, изменение температуры, воздуха),
  • исследование технических процессов (очистка выхлопных газов);
  • сборка электрической конструкции с заданными параметрами (например, средства сигнализации
  • создание теоретических моделей, фантастических и социальных разработок
  • освещение литературных, культурных, исторических и иных тем.

Для организации проектной деятельности можно использовать  различныевиды урочных занятий.

  • Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме.
  • Второй вид– урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными обучающимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам или межпредметные проекты.На таких уроках обучающиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.
  • Третий вид–применение заданий проектного характера при организации интерактивных (групповых) форм занятий

 В современной педагогической литературе нашли отражение разнообразные формы представлениярезультатов проектной деятельности[ 3 ].

Таблица 1 .Основные формы представления

результатов проектной деятельности

Статья

Научный доклад

Бизнес-план

Видеофильм

Выставка

Журнал

Оформление кабинета

Макет

Модель

 Мультимедийные презентации

    Серия иллюстраций

 Экскурсия (в том числе и    виртуальная)

    Сценарий

Учебное пособие

Web-сайт

Анализ данных социологического опроса

Важный  результат, который следует  из освоения теоретического модуля информации о проектной технологии  – это широкие возможности для творчества, которые предоставляют проектные технологии именно для самого педагога в рамках реализации целей и задач урока и внеурочной деятельности.

Второй модуль методической системы – практический .В нашей гимназии ГБОУ 114  он был представлен  методический семинаром  «Создадим  групповой  учебный проект».

Приведем краткоеописание  организации семинара.

  1. Педагоги  в ходе семинара объединялись в группы по методическим объединениям. Быладана  технологическая карта группового  проекта, которую в ходе совместного обсуждения должны были заполнить учителя (Приложение 2).

  2. В задании (Приложение 1) педагогам предлагалось  разработать групповой проект по  одному учебному предмету  или межпредметный  в рамках методического объединения

  3. В завершение  каждая группа представляла свой проект
  4. Происходило обсуждение, подведение итогов.

Выводы:

      1.Важной основой  повышения эффективности работы в области внедрения проектных методов является, на наш взгляд, совместное освоение педагогами теоретического модуля информации о проектной технологии в целом, а не просто знакомство с отдельными видами и типами проектов. Когда учитель осознает, что проекты – это не  совокупность методических приемов и методик , а целостная, стройная, эффективная технология, которая помогает самому педагогу раскрыть свой творческий потенциал, то происходит повышение мотивации   применения проектной технологии .

     2.Опыт проведения практического семинара на основе технологической карты проекта  позволил сделать убедительный вывод о высокой эффективности такой методики. В обратной связи учителя отмечали, что за 1,5 часа они смогли совместно с коллегами от началаи  до конца разработать проект по профилю методического объединения; что они на практике научились реализовывать проектную технологию, поняли,  что это  интересно, доступно , а также  получили ценный опыт, который могут применять  на практике.

Список использованной литературы

  1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
  2. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.
  4. Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
  6. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.

Приложение 1

Тема методического семинара:

«Создадим  групповой  учебный проект».

Задание каждой подгруппе

  1. Заполнить карту проекта – 30 мин
  • по  одному учебному предмету
  • или межпредметного
  1. Каждому методическому объединению составитьперечень тем, по которым уже проводилась или проводится проектная деятельность учащихся
  2. Презентация карты проекта – 5 мин
  3. Рефлексия – 10 мин

Приложение 2

Технологическая карта  группового  проекта

Тема проекта:

(обсудить и выбрать одну для всей группы тему проекта)

Участники проекта

Координатор:

Учебные предметы

Вид проекта:

(нужное подчеркнуть)

-прикладной,

 -исследовательский,

 -информационный,

 - монопредметный,

-межпредметный,

Тип проекта

( нужное подчеркнуть)

групповой,

 краткосрочный ( в течение урока)

долгосрочный (, во внеурочной деятельности, в течение одной четверти, месяца)

Проблема:

(вписать)

Цель:

(сформулировать)

Задачи:

(отметить нужное)

-собрать и обработать информацию о проблеме;

-выбрать методы для практического изучения темы;

-распределить обязанности по выполнению проекта:

- разработать формы представления результатов проекта;

-оформить материалы проекта;

-подготовить проект к защите и презентации.

Этапы:

1. Вводный этап: знакомство с «проектами» (что такое «проект», виды проектов, требования к выполнению, формы представления результатов и т.д.);

формирование проектной группы;

уточнение темы, цели, задач проекта;

выбор методов;

обсуждение задания.

как и когда проводится вводный этап---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Выбор  проблемы (использование метода “мозгового штурма”, обсуждение каждой проблемы, голосование за проблему)

2. Этап планирования: анализ проблемы;

совместная разработка плана выполнения проекта;

определение источников информации;

распределение обязанностей в группе.

как и когда проводится этап планирования-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Этап сбора информации: сбор и уточнение информации;

изучение литературы.

кто и где  собирает информацию

 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 кто координирует сбор информации ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.Этап реализации проекта: подготовка материалов для представления проекта;

кто собирает материалы проекта ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ в  какой форме собирает материалы проекта ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------

6.Оформление:Форма представления проекта:Подготовка к защите проекта (стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты).

В каком виде оформляется проект-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кто оформляет--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------

7. Рефлексия: анализ выполнения проекта (достигнутые результаты – успехи и неудачи, их причины);

анализ достижения цели и задач;

оценка работы каждого в группе;

самооценка проекта (в листе «Оценивание проекта»).

В какой форме проводится рефлексия выполнения проекта ?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Защита проекта:

Группа экспертов, кто оценивает

На каком мероприятии (урок, внеурочная деятельность и др.) проводится защита проекта или проектов-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Презентация:

(например, презентация проекта на фестивале школьных проектов;

анкетирование (после проведения школьной «Недели проектов»);

Где планируется презентация проекта

Методы, используемые в проекте:

Отметить нужное

-сбор и отработка информации,

 -исследование,

 -работа с литературными источниками,

 -опрос, анкетирование,

 -работа с компьютером,

  -написание сценариев.

------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения физике»

В конце ХХ века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными,...

Статья Внедрение информационных технологий в процесс обучения

Внедрение информационных технологий в процесс обучения Персональный компьютер в современном мире стал неотъемлемой частью жизни человека. Персональный компьютер помогает современному челов...

Исследовательская работа "Внедрение проектных технологий на уроках истории".

Цель данного исследования: проблема организации учебных проектов на уроках истории. Объект исследования: процесс организации ученических проектов на уроках истории. Предмет исследования: особенност...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...

Мастер-класс «Внедрение проектной технологии в образовательный процесс»

Уважаемые коллеги!Как я уже поняла, работая на протяжении нескольких лет по ФГОСу, одна из приоритетных задач современной школы – создание условий для полноценного личностного развития каждого р...

Внедрение проектной технологии в образовательный процесс обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательско...