Технология творческой мастерской. Опыт практического воплощения
консультация (7, 8 класс)

Колесниченко Светлана Владимировна

Введение  в содержание образования  личностно-деятельностного подхода  лежит  и в основе концепции творческой мастерской, которую я активно использую в своей деятельности для реализации инновационного содержания современных УМК.   Дело в том, что  творческая   мастерская  – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_tvorcheskoy_masterskoy.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре в ИПК

1 сентября 2013 года вступил в силу  Закон «Об  образовании в Российской Федерации».  Ранее в законе был зафиксирован предметный результат образования: знает учащийся  предмет или нет. Также и требования к уровню подготовки выпускника были адресованы двум лицам: самому выпускнику и учителю, который его готовит. В данном случае требования к результату образования, поскольку мы говорим сейчас о построении гражданского общества, предъявляют  семья, общество и государство  — и в этой ситуации главным становится не предметный, а личностный результат. И в перекрестке интересов семьи, общества и государства оказываются те компетенции и компетентности, которые должны обеспечить успешность дальнейшей жизни ребенка. Более того, если кратко сформулировать,   что такое результаты образования, то это —  сформированнность компетентности по обновлению компетенций. Способность человека к самопроектированию, саморазвитию, формированию своей самостоятельной траектории.

    А главным ориентиром современного школьного образования в нашей стране являются новые образовательные стандарты, которые как никогда ранее направлены на восприятие обучения, воспитания и развития как единого процесса, способствующего формированию умения учиться. Поэтому в обществе сейчас идет активное  обсуждение  нового профессионального стандарта педагога. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как:   готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.  

В профессиональном стандарте учителя русского языка (Часть Б) сказано: «Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.

Русский язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности. Главным образовательным результатом освоения русского языка учащимися является развитие:

  • коммуникативной способности,
  • установки на использование этой способности.

В современном мире коммуникация предполагает существенное расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации, как за счет традиционных и архаичных инструментов, так и основанных на ИКТ – гипермедиа, то есть системе текстовых, изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. В настоящее время сообщение для детей и учителя – это, как правило, гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана, видеоаудиоисточников и инструментов с возможным участием человека.

Учитывая специфику школьного курса  русского языка и литературы,  а также главную идею моей профессиональной деятельности, на первый план развития моих педагогических компетентностей выходит коммуникативная компетентность и установка на использование этой способности.

Какие трудности испытываю я как практикующий педагог?  (Слайд2) Прежде всего те, которые связаны с противоречиями между социальным заказом государства  на компетентную личность, конкурентоспособную в современном информационном обществе,  и реалиями современности, обозначенными на слайде. Очевидно, что ключом к решению этих проблем может послужить (Слайд3) совет великого педагога К.Д.Ушинского «дать человеку деятельность, которая наполнила бы его душу». Творческая природа такой деятельности очевидна.  Чтобы формировать письменную и устную  речь учащихся, у меня, как у каждого педагога, есть урочные и внеурочные ресурсы. На уроках я стараюсь использовать эффективные педагогические технологии, чтобы деятельность учащихся была не только продуктивной, но и максимально творческой и самобытной.

     Введение  в содержание образования  личностно-деятельностного подхода  лежит  и в основе концепции творческой мастерской, которую я активно использую в своей деятельности для реализации инновационного содержания современных УМК.  (Слайд 3) Дело в том, что  творческая   мастерская  – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей, которые представлены на слайде.

• не формировать гармоническую  личность, а создавать условия для самоактуализации  и самореализации обучающегося;

• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;  

• не проконтролировать и оценить  сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

Для того, чтобы на практике продемонстрировать, как формируется устная и письменная речь в творческих мастерских, позвольте показать вам несколько слайдов. (Слайд 4: 9-19 кроме 17,18)

 Предлагаю вам несколько вариантов индуктора, которые в моей практике  неизменно приводили к положительным результатам. Самые важные из них – личностные универсальные учебные действия (дети научились находить смысл в том, что делают). Замерить это трудно. Но есть количественные параметры: с каждым годом возрастает число участников лингвистических и литературных конкурсов.

   

Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками".

Изучая тему  «Официально-деловой стиль речи » в 6 классе, я предлагаю  в качестве деконструкции  художественный текст, а когда ребята  уже вывели стилевые черты деловых документов, поработали над  лексическими, синтаксическими, графическими средствами  исходного материала,  в качестве реконструкции  они получают задание создать  вот такой привлекательный творческий  продукт  (Слайд 12).  Могу вас уверить, что каждый раз такое задание воспринимается с живым энтузиазмом и на следующем  этапе  работы  я  нередко получаю детские шедевры. Кстати, эту идею я почерпнула, работая в составе муниципальной комиссии по проверке олимпиадных заданий по русскому языку, где были вопросы стилевой трансформации.

 Это и есть  третий этап —"социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с  чужими  и — осваивает все возможные открытия.  

Хочу представить вам работы моих учеников, которые они создали  в творческой мастерской построения знаний  на тему «Тире между подлежащим и сказуемым». Я предложила им поучаствовать в конкурсе на лучший афоризм и вот результаты этого конкурса.  А это начальный вариант тематических  миниатюр собственного сочинения, где ребята  самостоятельно корректируют орфографические  недочёты.

Имея свою собственную методическую систему работы, я охотно делюсь опытом с учителями своей школы,  области, России.  Представляя свой опыт в форме учебных занятий по различным темам курса словесности,  методических семинаров,  лекций и мастер-классов,  я обобщаю не только свой опыт,   но и опыт своих коллег – учителей филологического профиля  Ростовской области, которые тоже стали последователями  темы «Технология  творческой мастерской как условие создания развивающей образовательной среды  на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе». Опыт работы над данной проблемой был положен в основу инновационного проекта, который  был разработан  мной в 2012 году. Первая публичная защита проекта состоялась         на областном  конкурсе педагогического мастерства «Учитель года-Дона 2013», на котором он  набрал максимальное количество баллов. Эффективность использования моего инновационного опыта в массовой педагогической практике подтверждает  убедительная победа учителя начальных классов  МБОУ СОШ №1 г. Гуково Рутенко С.А., работающей по моей методике , на муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2014».

Другое направление моей деятельности связано с опытом формирования письменной и устной речи учащихся во внеурочное время.

Одной из задач внеурочной деятельности считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в проектную деятельность, в том числе и научно-исследовательскую деятельность.

Четыре года назад я запустила проекты «Живая классика» и «Фольклорные традиции». Первый из этих проектов предполагал обсуждение на уроках внеклассного чтения произведений классической  литературы, оставшейся за рамками обязательной программы (кстати, именно это направление породило идею создать читательский клуб «Свет литературы»), организацию тематических вечеров, литературных гостинных, проведение праздников Словесности («Путешествие по Золотому Грамматическому кольцу», «Культура речи и современная жизнь», «Я русский бы выучил только за то…»). Опыт работы в этом направлении обобщён во Всероссийском научно-методическом журнале «Русский язык и литература» (св-во о регистрации СМИ ПИ №ФС 77-40051 от 27.05.10).  Работа читательского клуба – ещё молодое направление моей деятельности, но результаты уже есть: (Слайд     )

стабильные победы моих учащихся на городских и областных конкурсах.

Работы ребят можно прочитать на моём сайте http://slovesnic.ucoz.ru

В рубрике  «Участие в литературно-художественных конкурсах». (Слайд     )

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования описан «портрет выпускника основной школы», в котором, в первую очередь, называются такие качества личности, как любовь к своему краю и своей Родине, знание родного языка, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям.

По моему мнению, формировать эти качества весьма затруднительно, если оставить за рамками уроков литературы по-настоящему ценное наследие литературы так называемого советского периода. Так случилось, что имена классиков детской и юношеской литературы 20 века – Бориса Полевого, Альберта Лиханова, Анатолия Алексина, Владимира Тендрякова и многих других – практически не знакомы современному молодому читателю.

Пытаясь изменить создавшееся положение,  я взяла на себя смелость внести изменения в традиционное  планирование воспитательной работы  и за счёт часов внеклассного чтения восполнить несправедливые, на мой взгляд, пробелы. Первой ласточкой стало изучение «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого в 6 классе. Мы обратили особое внимание на те страницы, которые были связаны с описанием событий Сталинградского сражения. Я это сделала намеренно: дело в том, что в 2013 году праздновалось 70-летие освобождения Сталинграда от фашистских войск и чтобы устранить формальный подход к освещению этих событий, выработала целый план мероприятий, среди которых были и литературные часы, посвящённые подвигу русских воинов, и торжественное праздничное мероприятие «Страницы великой эпопеи, Памяти павших…», и запланированная поездка в город-герой Волгоград. Надо ли говорить, что в героическом городе, куда мы попали на празднование Великой Победы, ребята совсем по-другому оценили мощь и глубину подвига русских людей, ценою жизни отстоявших наше светлое, мирное будущее!

Возвращаясь к «Повести о настоящем человеке»,  должна сказать, что это произведение вызвало настолько живой отклик в сердцах моих ребят, что они предложили продолжить внеклассное знакомство с новым для них направлением. Так родился читательский клуб «Свет литературы».  Каждый учитель литературы, на деле зная, как мало сейчас читают дети, поймёт мою радость и энтузиазм, с которыми  я подхватила их идею. Уже на следующий год мы прочитали и детский роман  А. Лиханова  «Мой генерал», и повесть А. Алексина «В тылу как в тылу», и рассказ В. Тендрякова «Ночь после выпуска», и «А зори здесь тихие…» Б. Васильева. А «немодный» и практически забытый роман А. Фадеева «Молодая гвардия» так тронул моих семиклассников, что после знакомства с ним было принято решение даже инсценировать фрагмент. Закипела подготовка к театрализованной постановке: активно обсуждался каждый эпизод (чтобы выбрать наиболее яркий и зрелищный), шились костюмы, готовились декорации, подбиралась музыка (в ход пошли и записи Леонида Утёсова, и немецкие марши, и увертюра С. Прокофьева, и народные украинские песни, и советские патриотические песни). А сбор реквизита! Старенький граммофон с настоящими виниловыми пластинками, хромовые сапоги и обмундирование для  немецких офицеров, украинские рушники («Дело было в Краснодоне»), муляжи автоматов для «захватчиков»…Нельзя не вспомнить  и о том,  как взыскательно отбирались девушки на роли главных героинь – Любки Шевцовой, Ульяны Громовой, Шуры Дубровиной, Лили Иванихиной… Не раз приходилось обращаться к тексту, углубляться в него, чтобы образы вышли убедительными. Стараясь воспроизвести эту историческую эпоху, мы не раз консультировались и с учителем  истории. Надо ли говорить, что постановка  эпизода «Молодой гвардии» стала не просто полным погружением в роман Фадеева, но и долгожданным театральным праздником, который сплотил и детей, и родителей, и учителей. Когда же к празднику Победы мы прочитали повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», сама собой родилась идея урока Памяти «У войны не женское лицо» (Приложение   3.2).

Понимая, что в наш информационно-компьютерный  век дети всё больше и больше испытывают дефицит живого эмоционального общения (к тому же на такие животрепещущие темы самоопределения в сложной действительности), я уверена, что такой опыт внеклассной литературы не просто эффективен – он жизненно необходим молодым людям  нового поколения. Я убеждена: чтобы сформировать языковую личность, недостаточно только уроков русского языка и литературы. Нужен целый комплекс мер, направленный на достижение этих целей. Для меня это и работа читательского клуба, и театрализованная деятельность, и участие в литературно-художественных конкурсах, и работа кружка «Родное слово», и эпистолярные мастерские, и индивидуальные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Поиск нетрадиционных способов взаимодействия с современными детьми – задача, которую я предпочитаю решать в плоскости субъектно-субъектных отношений. И для этого надо построить такую траекторию межличностных отношений в детском  коллективе, чтобы каждый ребёнок мог подписаться под словами великого поэта  Шарля Бодлера : «Пожалуй, наибольшую радость — насколько я сейчас вообще способен испытывать какую-либо радость — доставляет мне припоминание мельчайших подробностей о школе и ее делах». Во всяком случае, такую задачу  я ставлю перед собой как педагог, классный  руководитель и человек. Я убеждена: самое опасное мракобесие - мракобесие формальной педагогики. А значит «следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, "мастерскими людей". (Ян Амос Каменский).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Технология творческих мастерских, или как открывать знания вместе с учениками"

В теоретической части пособия рассматривается технология проведения уроков литературы в форме творческих мастерских, в практической приводятся разработки уроков литературы в форме творческих мастерски...

Сценарий мастер-класса технология творческих мастерских

Сценарий мастер-класса проведенного на муниципальном уровне. На примере темы "Строение и работа сердца" показана технология творческих мастерских....

Инновационные процессы в современном образовании. Технологии творческих мастерских.

В статье говорится об инновационной деятельности в образовании и рассматривается одна из форм организации учебного процесса - творческие мастерские....

Кабинет технологии - творческая мастерская учителя

Кабинет технологии. Оснащение кабинета....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий. Технология творческих мастерских."

Технология творческих мастерских или «французские демарши» является одним из направлений развивающего обучения. Авторами данной технологии являются французские педагоги, психологи, обществ...