Использование кейс - технологий на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей
статья

Трофимова Алина Семеновна

В своем выступлении рассказываю о применении кейс-технологии на уроках истории и обществознания, что способствует развитию учебных и социальных компетенций. Демонстрирую педагогические приемы из собственного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trofimova_a.s._keys-tehnologiya.docx204.97 КБ
Office presentation icon trofimova_a.s.primenenie_keys-stadi.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ г.БИЛИБИНО ЧАО»

ТЕМА:

Использование кейс - технологий на уроках истории и обществознания как средство развития учебных и социальных компетентностей

Подготовила: Трофимова А.С.,

учитель истории и

обществознания

2018 – 2019

На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретают различные методы обучения, с помощью которых учителя-практики решают стоящие перед ними задачи по обучению обучающихся. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Каждый учебный предмет имеет свою специфику, и, соответственно, специфику использования тех или иных методов обучения.

Я остановлюсь на технологии, которая получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Кейс метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие – с латинским casus (сложный, запутанный случай). Думается, и те и другие в чем-то правы, поскольку суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от тестируемого требуется либо выявить проблему и пути ее решения, либо выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Данный метод позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.

В России кейс - технологии называют  методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами и стала внедряться совсем недавно. Они нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.

Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаю, что метод кейс - технология может помочь эти навыки сформировать и закрепить.

Этот метод соответствует  современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно -  ориентированное деятельностное   обучение, способствует реализации компетентностного подхода

  • Опыт основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина,   В.В. Давыдова, А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова С.Е.Шишова   и др.,  на идеях Концепции модернизации российского образования
  • Методические основы кейс - технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г.

Метод кейс-стади  это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала ученика и преподавателя.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной   ситуации,         Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса. Кейс-технологии относятся к интерактивным формам обучения.

Это изменение в обучении проявилось в смене целей и ценностей образования.

Классическое образование                     

Постклассическое образование

  • Массовость
  • Стабильность
  • Традиционализм
  • Завершённость
  • Нормативность
  • Цель
  • Результат – знания
  • Индивидуальность
  • Неустойчивость
  • Инновации
  • Непрерывность
  • Творчество и неповторимость
  • Самоцель
  • Результат – компетентность, самостоятельность

Цели метода:

  • Развитие навыков анализа и критического мышления
  • Научить анализу последствий принятых решений
  • Развитие умения выражать свою точку зрения
  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов решений

    Кейсы используются на различных стадиях образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

    Структура представления кейса: Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

    Форма представления: могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц.

    Виды представления: печатный, мультимедиа, видео.

Отличительными особенностями кейс-метода являются:

  • описание реальной проблемной ситуации на основе полученной информации
  •  альтернативность решений проблемной ситуации
  •  единая цель и коллективная работа по выработке решения
  •  функционирование системы группового оценивания принимаемых решений
  •  эмоциональное напряжение обучаемых.

     Особенность работы учителя, использующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.

      Метод не требует больших материальных затрат и предполагает вариативность обучения. Несомненными плюсами кейсов являются:

  • оптимальное сочетание теории и практики;
  • описание реальной проблемной ситуации;
  •  альтернативность решений проблемной ситуации;
  •  единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  •  функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
  •  эмоциональное напряжение обучаемых;
  • возможность получения позитивной обратной связи от ведущего и участников.

   

Ограничения на использование кейс-технологии:

  • Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.
  •  В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме, т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
  •  Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории, литературе по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников.
  •  Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по  степени истинности.

Минус кейс-технологий:

Требует большого количества учебного времени для изучения вопроса и времени для подготовки к уроку.

ВНИМАНИЕ!

Метод кейс-технологии должен дополнять, а не исключать теоретическую подготовку учащихся!

Сколько времени стоит уделять работе с кейсами и как часто их использовать? Отмечают, что от 10 минут в начале работы с этой технологией, на стадии привыкания класса к ней, до 25-30 минут, когда школьники уже освоились и позитивно воспринимают такой вид работы. Желательно работу с кейсами проводить через урок (не реже), а на таких предметах, как история и обществознание допустимо и каждый урок.

Методы кейс – технологии:

1.Метод инцидентов.

В центре находится процесс получения информации.

Цель: поиск информации самим учеником.

Обучаемый получает кейс не в полном объёме. Сообщение может быть письменным или устным («Случилось…» или «Произошло…»). Требует много времени, но она наиболее приближена к практике. Предоставляется:

  • ситуация (инцидент)
  • вопросы и комментарии
  • исследование ситуации
  • представление полученных результатов
  • обсуждение предложенных вариантов
  • выбор правильного решения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Метод инцидентов).

ТЕМА урока: «Кризис 1921 г. и его уроки»

Цель: охарактеризовать массовые антибольшевистские восстания в конце 1920 – начале 1921 г., выяснить, какие три «урока Кронштадта» сформулировал Ленин?

ИНЦИДЕНТ: Кронштадтское восстание.

Задачи, которые необходимо решить:

1.       Когда произошло восстание?

2.        Причины массовых крестьянских бунтов и Кронштадтского восстания.

3.        Требования крестьян и матросов.

4.        Позиция В.Ленина по отношению к политике «военного коммунизма» до восстаний и после.

5.        Три уроки Кронштадта по Ленину.

5.        Решения, принятые на X съезде партии и их последствия.

ИТОГИ уроков: повышается активность на уроке. Урок вызывает интерес и  у учащихся физико-технологической группы

11А

11б

Присутствовало

12

17

Принимали активное участие

7(58%)

10 (59%)

«5»

-

2

«4»

4

6

«3»

3

3

2.Метод разбора деловой корреспонденции.

    Основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной ситуации, проблеме, организации.

   Учащиеся получают папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы.

Цель: занять позицию человека, ответственного за работу и справиться с возникшими задачами.

   Это метод моделирования коллективного результата. Учащийся учит себя сам и помогает своим товарищам (дифференциация)

   Когда на все вопросы из корзины будут даны ответы, учитель может задать вопрос по теме, который ещё не встречался.

  1.Формулировка цели работы, ввод в суть проблемы, определение время работы

Учащиеся на листочках записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответы по теме (один вопрос). Вопрос кодируется и сбрасывается в корзину.

2.Работа с документами. Учащиеся разбиваются на малые группы, получают одинаковые папки документов. Каждый ученик достаёт из общей корзины вопрос. Потом ведётся работа в группах, где учащиеся, опираясь на материал и на свои размышления, ищут правильный ответ.

3.Работа с ответами на вопросы. Отвечать может любой из группы. Учитель ведёт занятие.

Когда на все вопросы из корзины будут даны ответы, учитель может задать вопрос по теме, который ещё не встречался.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Метод разбора

деловой корреспонденции)

ТЕМА урока: « Демократические выборы и  избирательные системы»

Цель урока: раскрыть структуру, сущность и типы демократической избирательной системы.

    Активация самостоятельной познавательной деятельности учащихся при решении обществоведческих задач:

1. В Австралии выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победившим считается кандидат, набравший 50% плюс один голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните.

2. Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число избирателей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует этот факт и почему?

3. В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, а третья – 10. Какому типу относится избирательная система данной страны? Ответ поясните. Сколько мест получит каждая из партий в парламенте, если в его составе 120 человек?

3.Ситуационно – ролевая игра

Цель: в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Особенность – участнику выдаётся не только описание ситуации, но инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какие интересы отстаивать…

4.Метод дискуссии

Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения вопроса или проблемы.

Это активное включение учащихся в поиск истины, создание условий для открытого выражения своих мыслей, позиции, отношений.

Условия проведения дискуссии:

  • доверительные взаимоотношения между участниками и учителем
  • чёткое определение темы и объёма обсуждаемого материала
  • умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (Метод дискуссии).

ТЕМА урока: «Почему победили большевики?»

Цель урока: выявить внутренние и внешние причины победы большевиков в Гражданской войне.

Точка зрения: «…Только большевики решились идти по пути террора до конца и , вдохновившись примером французских якобинцев, уничтожали не только действительных противников, но и противников потенциальных».

Предоставленные документы:

1.Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н.Розанова, особо уполномоченного Колчака в г. Красноярске от 27 марта 1919 г.

Начальникам военных отрядов, действующих в районе восстания:

1.При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет, а достоверные сведения о таковых имеются, - расстреливать десятого.

2.Селения, населения которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество, лошадей, повозки, хлеб и так далее отбирать в пользу казны…

 Примечание. Всё отобранное должно быть проведено приказом по отряду…

6.Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно.

        2.Из постановления СНК  о красном терроре. 5 сентября

… При данной ситуации обеспечение тыла путём террора является прямой необходимостью… необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях… подлежат расстрелу все лица, прикосновенные белогвардейским организациям, заговорам и мятежам… необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры.

Вопросы:

1.        В чем суть политики террора?

2.        Каковы причины введения террора большевиками и белым движением?

3.        Определите по документам, какие его методы использовали противоборствующие стороны?

4.        Были ли возможности избежать террора в условиях Гражданской войны?

5.        Можно ли сказать, что использование террора является оной из главных причин победы большевиков в Гражданской войне?

       ОСОБЕННОСТИ: Проведение дискуссии на основе исторических материалов следует начинать с подготовки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае следует его формулировать в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели, или от каких действий воздержаться? Отражала ли цель действительные интересы представителей им социальной группы? Были ли возможны альтернативные действия?".

5.Игровое проектирование.

Форма, предполагающая самостоятельное изучение учащимися проблемы с презентацией и последующей защитой работы.

Цель: процесс создания или совершенствования проектов.

Метод позволяет повысить познавательный интерес, даёт возможность преподнести, применить и закрепить знания в более яркой форме.

6.Кейс – стади.

  • Самый распространённый метод ситуационного анализа, глубокое и детальное исследование реальной или имитируемой ситуации.
  • Отличается большим объёмом материала.
  • Основной упор – анализ и синтез проблемы и принятие решений.
  • Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. Ученик знакомится с проблемой. Самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои решения в дискуссии с другими учениками.
  • Группа учащихся вырабатывает практическое решение.
  • Окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов, выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6 (кейс-стади)

ТЕМА урока: «Индустриализация в годы первых пятилеток»

Цель урока: сравнить два этапа индустриализации, определить основные источники индустриализации в СССР, сопоставить источники индустриализации в странах Запада и в СССР.

Исследование детальное реальной ситуации:  «Первые землекопы и плотники появились у горы Магнитной в марте 1929 г. Вокруг лежала голая степь. В строительных сметах не было предусмотрено ни жилья, ни бань, ни школ. Зато каждый восьмой строитель был или комсомольцем, или коммунистом. Жили в бараках коммунами – деньги складывали на стол, каждый берет сколько нужно. Сейчас кажется наивным, что всерьез обсуждался вопрос о том, следует ли бороться в бараках клопами. Постановили: комсомолец выше мелочей быта. Тогда это было всерьез. Но главное – стройка. Работали по 12-16 часов в сутки, иногда и больше. Без выходных, да и почти без техники – лопата, тачка, лошадь. Иностранных специалистов поражало, что после окончания смены мало кто уходит с работы. Нормой стали штурмы, авралы и субботники».

Вопросы к тексту:

•        В чем заключается проблема?

•        Как государство ее решает?

•        Какой источник индустриализации указан в тексте?

•        Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.

И третий этап - представление полученных результатов и обмен мнениями.

ИТОГИ уроков:

11А

11б

Присутствовало

15

22

Принимали активное участие

11(73%)

13 (60%)

«5»

-

3

«4»

3

6

«3»

8

4

Конечно, использование кейс-технологий не должно стать самой целью.

Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала  и  возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако в случае грамотного и творческого подхода при использовании данного метода в профессиональной деятельности caze-stady намного расширяет возможности учителя и дает много позитивных результатов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания. Трофимова А.С . Учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ г.Билибино ЧАО»

Слайд 2

Метод case - study (от английского case - случай, ситуация), - это метод активного проблемно -ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от тестируемого требуется либо выявить проблему и пути ее решения, либо выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Слайд 3

Что такое кейс? Кейс - это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию для: - принятия решения , - разрешения конфликта или проблемы , которая может быть предложена для обсуждения в группе -и выявления позиций слушателей по существу вопроса.

Слайд 4

Актуальность Соответствует современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно- ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода; Способствует формированию умения работы с текстом, знаковыми системами и навыками решения учебных задач, содержащихся в КИМах ОГЭ и ЕГЭ.

Слайд 5

Учебный процесс должен быть ориентирован не на передачу знаний и развитие навыков, а на формирование определённого отношения и стиля поведения в конкретной ситуации. Это изменение в обучении проявилось в смене целей и ценностей образования. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Классическое образование Постклассическое образование Массовость Стабильность Традиционализм Завершённость Нормативность Цель Результат – знания Индивидуальность Неустойчивость Инновации Непрерывность Творчество и неповторимость Самоцель Результат – компетентность, самостоятельность

Слайд 6

Цели метода: Развитие навыков анализа и критического мышления Научить анализу последствий принятых решений Развитие умения выражать свою точку зрения Формирование навыков оценки альтернативных вариантов решений Кейсы используются на различных стадиях образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения. Структура представления кейса : вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Форма представления: могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Виды представления: печатный, мультимедиа, видео.

Слайд 7

Отличительными особенностями кейс-метода являются: описание реальной проблемной ситуации на основе полученной информации альтернативность решений проблемной ситуации единая цель и коллективная работа по выработке решения функционирование системы группового оценивания принимаемых решений эмоциональное напряжение обучаемых.

Слайд 8

Особенность работы учителя , использующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.

Слайд 9

Плюсы кейс-технологии Оптимальное сочетание теории и практики; Развитие умения анализировать ситуацию; Развитие умения оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление; Развитие коммуникативных навыков; Выработка навыка решения практических задач. Возможность получения позитивной обратной связи от ведущего и участников.

Слайд 11

Ограничения на использование кейс-технологии: Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных. В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме, т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся. Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории, литературе по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Слайд 12

Минус кейс-технологий Требует большого количества учебного времени для изучения вопроса и времени для подготовки к уроку ВНИМАНИЕ! Метод кейс-технологии должен дополнять, а не исключать теоретическую подготовку учащихся!

Слайд 13

Сколько времени стоит уделять работе с кейсами и как часто их использовать? Отмечают, что от 10 минут в начале работы с этой технологией, на стадии привыкания класса к ней, до 25-30 минут, когда школьники уже освоились и позитивно воспринимают такой вид работы. Желательно работу с кейсами проводить через урок (не реже), а на таких предметах, как история и обществознание допустимо и каждый урок.

Слайд 15

1.Метод инцидентов. В центре находится процесс получения информации. Цель: поиск информации самим учеником. Обучаемый получает кейс не в полном объёме. Сообщение может быть письменным или устным («Случилось…» или «Произошло…»). Требует много времени, но она наиболее приближена к практике. ситуация (инцидент) вопросы и комментарии исследование ситуации представление полученных результатов обсуждение предложенных вариантов выбор правильного решения

Слайд 16

Приложение №1(метод инцидента) ТЕМА урока : «Кризис 1921 г. и его уроки» Цель: охарактеризовать массовые антибольшевистские восстания в конце 1920 – начале 1921 г., выяснить, какие три «урока Кронштадта» сформулировал Ленин? ИНЦИДЕНТ : «Кронштадтское восстание». Задачи, которые необходимо решить: Когда произошло восстание? Причины массовых крестьянских бунтов и Кронштадтского восстания. Требования крестьян и матросов. Позиция В.Ленина по отношению к политике «военного коммунизма» до восстаний и после . Три уроки Кронштадта по Ленину. Решения, принятые на X съезде партии и их последствия.

Слайд 17

Итоги уроков:

Слайд 18

2.Метод разбора деловой корреспонденции. Основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной ситуации, проблеме, организации. Учащиеся получают папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы. Цель : занять позицию человека, ответственного за работу и справиться с возникшими задачами.. Это метод моделирования коллективного результата. Учащийся учит себя сам и помогает своим товарищам (дифференциация) Когда на все вопросы из корзины будут даны ответы, учитель может задать вопрос по теме, который ещё не встречался.

Слайд 19

1.формулировка цели работы, ввод в суть проблемы, определение время работы Учащиеся на листочках записывают вопросы, на которые хотели бы получить ответы по теме (один вопрос). Вопрос кодируется и сбрасывается в корзину. 2.работа с документами. Учащиеся разбиваются на малые группы, получают одинаковые папки документов. Каждый ученик достаёт из общей корзины вопрос. Потом ведётся работа в группах, где учащиеся, опираясь на материал и на свои размышления, ищут правильный ответ. 3.работа с ответами на вопросы. Отвечать может любой из группы. Учитель ведёт занятие. Когда на все вопросы из корзины будут даны ответы, учитель может задать вопрос по теме, который ещё не встречался.

Слайд 20

Приложение №2 (метод разбора деловой корреспонденции) ТЕМА урока : « Демократические выборы и избирательные системы» Цель урока: раскрыть структуру, сущность и типы демократической избирательной системы. Активация самостоятельной познавательной деятельности учащихся при решении обществоведческих задач: 1. В Австралии выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победившим считается кандидат, набравший 50% плюс один голос. К какому типу относится избирательная система Австралии. Ответ поясните. 2. Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число избирателей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует этот факт и почему? 3. В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, а третья – 10. Какому типу относится избирательная система данной страны? Ответ поясните. Сколько мест получит каждая из партий в парламенте, если в его составе 120 человек?

Слайд 21

3.Ситуационно – ролевая игра Цель: в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Особенность – участнику выдаётся не только описание ситуации, но инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какие интересы отстаивать…

Слайд 22

4.Метод дискуссии способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения вопроса или проблемы. Это активное включение учащихся в поиск истины, создание условий для открытого выражения своих мыслей, позиции. отношений. Условия проведения дискуссии доверительные взаимоотношения между участниками и учителем чёткое определение темы и объёма обсуждаемого материала умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию

Слайд 23

Приложение №4 (метод дискуссии) ТЕМА урока : «Почему победили большевики?» Цель урока: выявить внутренние и внешние причины победы большевиков. ТОЧКА ЗРЕНИЯ : «…Только большевики решились идти по пути террора до конца и , вдохновившись примером французских якобинцев, уничтожали не только действительных противников, но и противников потенциальных». Предоставленные документы: Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н.Розанова, особо уполномоченного Колчака в г. Красноярске от 27 марта 1919 г. Из постановления СНК о красном терроре. 5 сентября 1918 г.

Слайд 24

5.Игровое проектирование. Форма, предполагающая самостоятельное изучение учащимися проблемы с презентацией и последующей защитой работы. Цель: процесс создания или совершенствования проектов. Метод позволяет повысить познавательный интерес, даёт возможность преподнести, применить и закрепить знания в более яркой форме.

Слайд 25

6.Кейс – стади. Самый распространённый метод ситуационного анализа, глубокое и детальное исследование реальной или имитируемой ситуации. Отличается большим объёмом материала. Основной упор – анализ и синтез проблемы и принятие решений. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. Ученик знакомится с проблемой. Самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои решения в дискуссии с другими учениками. Группа учащихся вырабатывает практическое решение. Окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов, выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы.

Слайд 26

Приложение №6 (кейс-стади) ТЕМА урока : «Индустриализация в годы первых пятилеток» Цель урока: сравнить два этапа индустриализации, определить основные источники индустриализации в СССР, сопоставить источники индустриализации в странах Запада и в СССР. Исследование детальное реальной ситуации: «Первые землекопы и плотники появились у горы Магнитной в марте 1929 г. Вокруг лежала голая степь. В строительных сметах не было предусмотрено ни жилья, ни бань, ни школ. Зато каждый восьмой строитель был или комсомольцем, или коммунистом. Жили в бараках коммунами – деньги складывали на стол, каждый берет сколько нужно. Сейчас кажется наивным, что всерьез обсуждался вопрос о том, следует ли бороться в бараках клопами. Постановили: комсомолец выше мелочей быта. Тогда это было всерьез. Но главное – стройка. Работали по 12-16 часов в сутки, иногда и больше. Без выходных, да и почти без техники – лопата, тачка, лошадь. Иностранных специалистов поражало, что после окончания смены мало кто уходит с работы. Нормой стали штурмы, авралы и субботники». Вопросы к тексту: в чем заключается проблема? как государство ее решает? Какой источник индустриализации указан в тексте? какие способы решения проблемы вы можете предложить? На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап - представление полученных результатов и обмен мнениями.

Слайд 27

Итоги уроков:

Слайд 28

P.S. Использование кейс-технологий не должно стать самой целью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала и возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако в случае грамотного и творческого подхода при использовании данного метода в профессиональной деятельности caze-stady намного расширяет возможности учителя и дает много позитивных результатов

Слайд 29

Результаты участия в олимпиадах (регион)

Слайд 30

: Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Использование кейс –технологии на уроках истории и права как средство развития учебных и социальных компетенций

Сущность кейс – технологии -  изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии  произошло  от английского «case» - казус, запутанный или необычн...

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей.

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей...