От урока к проекту
статья (6 класс)

Куянова Анетта Захариевна

Как рождается проект (из опыта работы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korchak.docx13.5 КБ

Предварительный просмотр:

Когда думаешь над каким-либо мероприятием для детей, всегда хочешь, чтобы оно было интересно ребятам, затронуло бы не только их ум, но и сердце, побудило к размышлениям и разговору. То есть не оставило бы равнодушными. Особенно это важно, когда мы прикасаемся к истории и культуре другой страны, потому что прежде незнакомое и чужое становится знакомым и близким; к чему некогда был равнодушен, теперь вызывает интерес; прежняя твоя «оторванность» и обособленность сменяются сопричастностью и живой связью с эпохой, событием, личностью.

В Дни польской культуры мне захотелось подробнее поговорить с детьми о Януше Корчаке. Его имя ассоциируется в человеческом сознании с самопожертвованием, героизмом, мученичеством и огромной любовью к детям. Этот выдающийся польский врач, педагог и общественный деятель, автор многочисленных книг о детях и для детей до конца своих дней оставался верен тем простым жизненным истинам, которые излагал в своих литературных произведениях. И принял смерть, отвергнув предложения о спасении, вместе со своими маленькими воспитанниками в газовой камере нацистского концентрационного лагеря.

Это имя ребятам было уже знакомо: они читали текст о подвиге великого педагога на уроке русского языка. Но хотелось, чтобы имя как-то «ожило». А для этого необходимо было подробнее познакомиться с биографией этого удивительного человека. Так родилась идея провести урок, на котором после разговора о жизни и деятельности Я.Корчака дети напишут сочинение о нём на тему: «Подвиг Януша Корчака».

За неделю до заявленного урока ребята получили задание познакомиться с биографией Я.Корчака, посмотреть документальные и художественные фильмы о нём. Но я поняла, что скупые факты биографии не дадут полного понимания личности. Надо как-то познакомить детей с теми мыслями, идеями, наблюдениями и выводами, которые и составляли жизнь педагога. Так фрагменты его произведений стали основой для работы на уроках русского языка. Причём, дело не ограничивалось только теми текстами, которые выбирала я. Дети были «в теме», поэтому и они предлагали для размышлений  высказывания, заинтересовавшие их.

Понемногу первоначальный замысел менялся, расширялся, превращаясь в проект, результатом которого должен стать уже совсем другой урок. Постепенно от темы Подвига Я.Корчака (его гибели) мы шли к теме Подвижничества (его жизни и деятельности). Сочинение, задуманное как итог беседы, становится поводом для дальнейшего разговора, поэтому и меняется его тема (теперь – «Когда я впервые услышал историю о Я.Корчаке…»).

А узнавание великого подвижника продолжается: мы посещаем посвящённую ему выставку и выходим за рамки его биографии; на классном часе «Памятники Я.Корчаку» вглядываемся в памятники и пытаемся понять авторскую идею, учимся читать застывшее слово; выпускаем Памятную открытку о проекте (по традиции Дома сирот); а на уроке, к которому так долго шли, размышляем, как строил счастливую жизнь для детей Я.Корчак и в чём он видел их счастье.

Казалось бы, проект подошёл к логическому завершению. Но чувства законченности не было. Дети пишут «Послесловие…»: мысли и чувства после проекта. Позже рождается замысел альманаха,  создание которого объединило множество неравнодушных детей и взрослых…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-защита проекта

Урок-защита проекта "Реклама-двигатель торговли\'7 класс, Обществознание...

Урок мини-проект "Создание словаря персонажей славянской мифологии"

Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемыЗадачи:1.      Совместный поиск учащимися  и педагогом новых...

Создание виртуальной 3D галереи — урок-мини-проект

Урок по компьютерной гравике в среде Linux...

Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»

Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»  Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...

Урок-защита проекта «Письмо Огиньскому». Музыка. 7 класс.

Урок-защита проекта «Письмо Огиньскому». Музыка. 7 класс....

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».

1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...