Интернет-ресурс для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
электронный образовательный ресурс

Мишина Наталья Юрьевна

Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов является одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации.

Основное направление и тенденция коррекционного образования в Российской Федерации связаны с расширением интеграционно-инклюзивных практик.

Однако,  несмотря на детальные указания нормативных и правовых актов, вопросы инклюзии остаются острой проблемой, так как с процессом включения детей с ОВЗ в массовые образовательные организации связано много сложностей:

  • нехватка специалистов, подготовленных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
  • неготовность общества и самих лиц с ограниченными возможностями здоровья к взаимному принятию;
  • проблема создания условий для социальной адаптации и трудовой интеграции в социум детей с ОВЗ;
  • недостаточная проработанность путей успешной социализации и профес­сиональной адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в сложившихся условиях организации образовательного процесса.

На сегодняшний день образовательным организациям необходима поддержка в организации деятельности по введению ФГОС и получению аккредитации по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП).

При этом наиболее значимой является проблема недостаточного методического обеспечения инклюзивного образовательного процесса, которое в настоящий момент не способно полноценно удовлетворить потребности специалистов сопровождения и педагогов, включённых в инклюзивную практику. Также остро стоит  проблема создания учебно-методических комплексов для успешного инклюзивного образования всех категорий обучающихся в условиях общеобразователь­ных организаций.

Для решения обозначенных выше проблем разработан и внедрен в педагогическое сообщество Интернет-ресурс  для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В 2019 году поддержку и продвижение данного ресурса, а также совершенствование его дизайна и функционала обеспечивает ООО СП «Содружество» в рамках государственного контракта с инициатором создания ресурса – Министерством просвещения Российской Федерации.

Ресурс создан Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» и ориентирован на педагогических работников системы общего образования, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ, студентов и преподавателей профильных образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, специалистов образовательных организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников, ученых и экспертов, занимающихся вопросами работы с детьми с ОВЗ.

Ресурс представляет собой электрон­ную площадку для обмена педагогическим опытом и общественного обсуждения разрабатываемых нормативно-правовых актов и учебно-методических материалов, передовых педагогических практик и научных исследований.

Интернет-ресурс имеет дружественный, лаконичный и открытый интерфейс, современную и интуитивно понятную систему навигации и включает следующие разделы:

  1. «Нормативно-правовые акты» – раздел, содержащий информацию в части нормативно-правовых документов по тематике инклюзивного образования, что позволит педагогу руководствоваться в профессиональной деятельности актуальной законодательной базой;
  2.  «Учебно-методические материалы» – раздел, позволяющий педагогу ознакомиться с различными статьями ученых-практиков, методическими разработками, пособиями, инновационными формами и методами обучения по тематике инклюзивного образования, что позволяет повысить эффективность процесса обучения, ориентированного на индивидуальные образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;
  3.  «Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы» – раздел, оказывающий педагогу помощь в разработке АООП для образовательной организации, в которой он работает, в соответствии с нозологией обучающихся, учебными планами и календарными учебными графиками, а также рабочими программами учебных предметов;
  4.  «Задать вопрос» – информационно-коммуникативный сервис, реализующий возможность консультационной поддержки педагогов. В разделе предоставлена возможность заполнить форму отсылки сообщения эксперту и получить квалифицированную консультацию по интересующему вопросу. Также предусмотрена возможность ознакомления с наиболее часто задаваемыми вопросами и ответами на них;
  5.  «Обмен опытом» – интерактивная платформа для общения и обсуждения профессиональных вопросов для педагогов, участвующих в реализации АООП для обучающихся с ОВЗ, где педагог может разместить собственное сообщение, ознакомиться с обсуждениями, ведущимися в разделе, оставить комментарий к сообщению. Раздел позволяет распространить позитивный  опыт работы отдельных учителей и педагогических коллективов по приоритетным направлениям развития системы инклюзивного образования;
  6. «Конструктор программ» – раздел, обеспечивающий доступ к одноименному сервису, позволяющему автоматизировать процесс создания учителем рабочей программы по учебному предмету.

обеспечивает решение следующих задач:

  • автоматизация процесса создания рабочих программ на основе заданной структуры и наличия доступа к готовому контенту, отражающему те или иные содержательные блоки рабочей программы;
  • повышение качества рабочих программ за счет использования готовых фрагментов контента, подготовленного в соответствии с ФГОС и примерными рабочими программами;
  • оптимизация процесса тематического планирования за счет внедрения механизмов валидации распределения часов;
  • использование механизмов внутренней коммуникации между учителем (разработчиком рабочей программы) и специалистом (органом), утверждающим рабочую программу.

Используя конструктор рабочих программ, учитель имеет возможность:

  • существенно экономить время на подготовку рабочей программы;
  • обеспечить полное соответствие рабочих программ установленным образцам (единообразное оформление рабочих программ);
  • править содержание программы в черновом статусе;
  • выгрузить готовый документ с рабочей программой в формате .doc (не требуется дополнительного форматирования).

При работе с конструктором учителю помогут подсказки, комментарии и разъяснения, повышающие его методическую компетентность.

Сервис имеет интуитивно понятный интерфейс, позволяющий в кратчайшие сроки освоить предлагаемый инструмент.

  1. «Новости»/ «Анонсы» – раздел, содержащий подборку актуальных новостных материалов и публикаций по теме инклюзивного образования детей, а также  анонсы тематических мероприятий, проводимых на федеральном и региональном уровнях (образовательные семинары, проектировочные семинары, методические объединения, конференции и т.д.) по тематике инклюзивного образования, что позволяет педагогу оперативно получать информацию об интересующих его мероприятиях и принимать в них участие.  При этом у педагога есть возможность размещения собственного анонса (с указанием региона поведения, организатора мероприятия, электронного адреса основной официальной страницы мероприятия, краткого, описания мероприятия) с последующим размещением информации после проверки модератором;
  2. «Мероприятия» - раздел содержит видеоматериалы, презентации и прочие информационные материалы о мероприятиях в области инклюзивного образования, проводимых на различных уровнях.
  3. «Фотогалерея» – раздел, в котором отображаются фото и графические материалы по результатам проведения различных тематических мероприятий в сфере инклюзивного образования;
  4. «Инструкция по размещению материалов» – раздел, содержащий инструкцию по использованию сервисов для размещения на Интернет-ресурсе материалов пользователей. Раздел позволяет педагогу размесить авторский материал для распространения в профессиональном сообществе;
  5. «Горячая линия» – организационно-технический инструментарий, обеспечивающий педагогу доступ к консультационной поддержке посредством связи по телефону и электронной почте.

Используя в профессиональной деятельности возможности Интернет-ресурса, педагог активно включается в процесс практического развития инклюзивного образования путем внедрения в образовательный процесс современных методических разработок, программного обеспечения, методических руководств по организации и содержанию инклюзивной образовательной деятельности.

Использование ресурса способствует развитию профессиональной и предметно-педагогической компетентности педагогов системы инклюзивного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Нормативно-правовая основа реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются реализация АООП обучающихся и воспитанников с особыми образователь...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ по английскому языку за 3 класс

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования; Примерных программ по учебным предметам. Иностранный язык. 2-4 классы. – М.: П...

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 4.3)

Адаптированная образовательная программ  для обучающихся с ограничееными возможностями здоровья  разработана в соответствии ФГОС ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к УМК Spotlight 8 кл.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к УМК Spotlight 8 кл. 2022-2023гг...

Часть адаптированной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении

Коррекционная педагогика. Часть адаптированной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении...