Методическая разработка "Информационно-образовательная среда ОО"
методическая разработка

АФАНАСЬЕВА Елена Александровна

Методическая разработка "Информационно-образовательная среда ОО" является обобщением опыта в рамках инновационной деятельности учителя по реализации сетевой формы образовательной программы по Истории с использованием ДОТ. Материал был представлен на Региональном конкурсе "ИКТО-2015", стал победителем.

В виду большого размера файла, материал размещен по ссылке:  https://cloud.mail.ru/public/4MFe/mk5Ym6Ya3

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТО 2015 Афанасьева ЕА ИОС образовательной организации. МБОУ КСОШ №2

Описание опыта по теме

«Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как одно из актуальных направлений развития ИОС ОУ».

*к описанию прилагается видеоряд (см.файл: Сопровождение описания опыта).

№ слайда

Описание опыта по теме

1

Тема: «Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как одно из актуальных направлений развития ИОС ОУ».

Представлена: учителем истории МБОУ КСОШ №2 Афанасьевой Е.А.

2

       Краткая информация об ОУ.

      С 2013г. МБОУ КСОШ №2 является пилотной площадкой по внедрению дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ). Произошла апробация преподавания немецкого языка в дистанционном режиме. С 2014г. и по сей день в рамках электронного обучения мы успешно внедряем сетевую форму реализации образовательных программ по истории. И этому способствует насыщенная и динамичная ИОС нашей школы.

3

       Её цель: создание ЕДИНОГО информационно-образовательного пространства с целью обеспечения высокой эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса и повышения качества образования.

       Модель представлена совокупностью нескольких компонентов, определяемых ФГОС с разной степенью доступа участников образовательного процесса. Полная характеристика элементов модели дана в Пояснительной записке (см. файл: Пояснительная записка). Предлагаю проследить, как созданная модель способствует внедрению электронного обучения в нашей школе.

4

        В нашей школе стала возможна реализация образовательных программ в сетевой форме (т.е. с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций // ФЗ «Об образовании», ст.15-16). Как могут  учащиеся малокомплектных школ удовлетворить свои образовательные потребности, если отсутствуют необходимые специалисты или нет профильного обучения?                                               Исходя, в первую очередь,  из потребности и основных идей Федерального закона и нормативно-правовой базы края и района, была определена следующая цель внедрения данного опыта: реализация образовательных программ малокомплектных школ с использованием ресурсов базового ОУ с целью предоставления равных возможностей учащимся в получении качественного образования на базовом и профильном уровнях.

5

Перед вами наша модель сетевого обучения: Ресурсная образовательная организация – МБОУ Кулундинская СОШ №2 реализует в сетевой форме дистанционно через сеть Интернет рабочие программы:

- по немецкому языку в 9 кл. на базе Попасновской Основной Школы.

- и по истории в 10-11 кл. социально-гуманитарного профиля на базе Курской Средней Школы.

Как базовое ОУ мы предоставляем образовательные, кадровые, информационно-технические и методические ресурсы.

6-8

   Какие элементы ИОС были задействованы?

  1. Сайты ОУ:

Базовое – МБОУ КСОШ №2 http://kulschool2.edu22.info/ 

Малокомплектные – МБОУ Попасновская ООШ http://popasnschool.edu22.info/  и Курская СОШ http://kurskschool.ucoz.ru/ 

Как информационно-образовательный ресурс, сайт предлагает для ознакомления и обмена опытом всю нормативно-правовую документацию:

http://kulschool2.edu22.info/innovacionnaya-deyatelnost/dot/  (МБОУ КСОШ №»)

http://popasnschool.edu22.info/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizacii/obrazovanie/dot/ (МБОУ ПООШ)

http://kurskschool.ucoz.ru/index/0-131 (МБОУ Курская СОШ)

А также методические наработки учителей, работающие в инновационном режиме.

Нормативно-правовая база опыта и Рабочие программы учителей прилагаются (см. папка: Нормативно-правовая база опыта,                         документы 1-6).

9

  1. АИС «Сетевой край. Образование»: данный ресурс оказывает информационно-методическую поддержку, здесь возможно планирование образовательного процесса и мониторинг результатов обучения.                                                                                                                                        

       В разделе «Портфолио проектов» учителем истории создан дистанционный учебный курс для социально-гуманитарных классов малокомплектной школы. Курс разбит на модули:                                   Вводный модуль,                                                                                            текущие модули,                                                                                             Итоговый модуль.                                                                              

      Вводный модуль включает в себя 5 документов: Руководство к действию (объясняет алгоритм работы с учебным курсом, настраивает на дистанционный режим взаимодействия); Входная анкета (помогает проследить отношение к новой форме обучения учащихся и их родителей); Справочная информация (располагаются контактные данные участников ОП, установочные ключи, пароли, ссылки для ЭОРов и ЦОРов); Рабочая программа по предмету (помогает проследить порядок и наполняемость модулей по темам информацией); Стартовая диагностика (тестирование для выявления стартовых возможностей учеников по предмету).                            

       Каждый текущий модуль разбит на информационную (здесь размещаются материалы к уроку), практическую (разные виды практических заданий, д/з) и контрольную (тесты, материалы контрольных работ) части.

       Итоговый модуль включает Итоговую диагностику (помогает проследить динамику качества знаний по предмету на протяжении учебного года) и Выходную анкету (важно мнение учащихся и их родителей по полученному опыту, пожелания и замечания на будущий учебный год).

       Очень важно при осуществлении образовательного процесса обучения на расстоянии, иметь возможность контролировать результаты образовательной деятельности. АИС «Сетевой край. Образование» позволяет знакомиться как учащимся, так и их родителям с текущей и итоговой успеваемостью. Электронный журнал четко отслеживает тематическое планирование и оценивание в соответствии с каждой темой урока.

10

       Процесс обучения может проходить в 3 режимах: он-лайн, офф-лайн и очный урок. Примерно раз в месяц учеников привозят в ресурсное ОУ, такие уроки очень важны, так как личный контакт учителя с учениками способствует повышению качества обучения, настраивает на предстоящую работу уже в он-лайн режиме, помогает разобраться с накопившимися трудностями. Офф-лайн уроки возможны, когда учитель или ученики находятся на карантине или на больничном. Это хорошая гарантия того, что программный материал будет усвоен на 100%. Но основная часть дистанционного обучения проходит в режиме реального времени с использованием средств видеоконференцсвязи.

      Как же проходят занятия? В первые дни начала учебного года, входящие в круг сетевого обучения школы, согласовывают расписание учителя с расписанием детей. По расписанию каждый участник образовательного процесса приходит в класс. Учитель занимает место за своим рабочим столом. Ему необходимы: компьютер (ноутбук), вебкамера, микрофон, по необходимости, ПО интерактивной доски и документ-камера. Учащиеся по звонку занимают свои рабочие места. Для работы им необходимы нетбуки, стереонаушники с микрофоном. Присутствие учителя в классе создает большой монитор.

       Обязательным условием работы является выход в сеть Интернет и средство видеоконференцсвязи. Учитель и учащиеся имеют регистрацию в Trueconf, под своими паролями они входят в систему. Не всегда скорость сети Интернет в малокомплектной школе позволяет вести бесперебойную трансляцию, поэтому иногда связь происходит по Skype. Во время урока учитель использует ЦОРы и ЭОРы из медиатеки Библиотечного центра, личного архива (расположенного на сайте школы или в АИС «Сетевой край. Образование») или сети Интернет.

Исходя из вышеизложенного прослеживаются еще 5 элементов ИОС, входящие в тот или иной компонент нашей модели: техническое оснащение, средства видеоконференцсвязи, электронная почта, ЭОРы и ЦОРы и, конечно же, ИКТ-компетентность участников ОП.

11-12

      Условно, в реализации данного направления в развитии ИОС школы, можно выделить 2 этапа: теоретический и практический.

      Теоретический - связан с оформлением и исполнением нормативно-правовой базы администрациями школ. На основании Приказов Главного управления образования и Комитета по образованию Кулундинского района «О внедрении в практику сетевых форм реализации образовательных программ в 2014-2015 учебном году» на базе ресурсного ОУ была создана рабочая группа по планированию мероприятий, направленных на исполнение приказов и реализацию инновационной практики.

      Практический - связан непосредственно с деятельностью учителей, которые разработали собственную траекторию обучения.

13

     Результаты:

1.анализ стартовой, текущей и итоговой диагностики, а также текущей и итоговой успеваемости выявил рост качества знаний учащихся (см. данные слайда: с 34% до 64%);

2.анализ качества знаний по урокам с разным режимом взаимодействия выявил необходимость увеличения числа уроков в он-лайн режиме по сравнению с офф-лайн уроками, обладающими меньшей продуктивностью (см. данные слайда);

3.увеличение скорости сети Интернет в малокомплектных учреждениях (анализ Выходных анкет показал, что учащиеся не удовлетворены качеством связи, частые перебои в сети нарушали ход уроков, что снижало качество восприятия информации);

4.готовность продолжать обучение в сетевом режиме с применением ДОТ.                                                                                                                                      

       По окончании 2014-2015 учебного года родителям и учащимся было предложено заполнить Анкету «Удовлетворённость участников образовательного процесса с применением ДОТ и ЭО в учебном процессе» (см. данные слайда). Им предлагалось оценить обучение по 10 балльной шкале. Наша практика была оценена на 9 и 10 баллов, что составило 9.7% из 10 - удовлетворенность родителей, 9.3% - учащихся. На учебный год 2015-2016 родители и учащиеся МБОУ Курской СОШ пожелали продолжить профильное обучение истории в 11 классе и набрать новый поток учащихся в 10 классе.  

      В этом учебном году сетевое обучение с применением ДОТ по истории на базе ресурсов МБОУ КСОШ №2 и МБОУ Курская СОШ проходит уже в 10 и 11 классах социально-гуманитарного профиля.

14

      Прожитый год выявил очевидные возможности электронного обучения в реализации ИОС школы:                                                               -Равный доступ к учебным материалам ресурсного ОУ всех участников ОП;

-Технически разнообразные формы и методы работы;

-Получение качественных знаний в ОУ, удаленном от места жительства учащихся (решение проблемы дефицита кадров);

-Возможность профильного обучения при отсутствии его в основном ОУ;

-Совершенствование профессиональной компетентности педагогов;

-Контроль обучаемости учащихся их родителями через АИС «Сетевой город. Образование»;

-Возможность объединения всех ресурсов для достижения новых результатов, повышения качества знаний и может быть, возможность «выживания» малокомплектных школ.

15

       В реализации одного из актуальных направлений развития ИОС  - «внедрение электронного обучения и дистанционного обучения», информационно-образовательная среда нашего образовательного учреждения продемонстрировала большие преимущества:                                                                 ГИБКОСТЬ- школьник решает на каком уровне и какой предмет он может изучать;

МОДУЛЬНОСТЬ - можно формировать удобный учебный курс, структурируя под себя учебные модули ;

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ - возможность обучаться в режиме диалога с учителем и со сверстниками;

АСИНХРОННОСТЬ – удобное расписание для учителя и ученика уроков, консультаций;

ОТКРЫТОСТЬ – доступ к ресурсам всех участников сетевого взаимодействия;

ЭГОЛИТАРНОСТЬ – снимает социальную напряженность, обеспечивая возможность получения качественного образования, независимо от места жительства;

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – экономическая эффективность (один учитель на сеть ОУ, нет затрат на доставку детей и т.д.).

     Эти преимущества определили перед нашей школой следующие перспективы:                                                                                                                    - завершить модель профильного обучения; ведь это замечательно, что сетевое обучение учащихся старших классов будет идти в зачет общего образования;

- пополнить методическую базу, накопленным опытом;

-  расширить сеть образовательных учреждений в рамках нашей модели сетевого обучения;

- а это, конечно же, требует расширение ИКТ-компетенции кадрового состава нашей школы.

16

      Внедрение электронного обучения и ДОТ способствует развитию ИОС МБОУ КСОШ №2. Анализ опыта показывает выполнение цели ИОС нашего ОУ, а точнее, создание ЕДИНОГО информационно-образовательного пространства с целью обеспечения высокой эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса и повышения качества образования.

!!! Весь материал Методической разработки размещен на внешнем ресурсе: https://cloud.mail.ru/public/4MFe/mk5Ym6Ya3 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Олимпийцы среди нас!"

Цель мероприятия: популяризация олимпийского движения «СОЧИ-2014 и формирование позитивного отношения детей к проведению XXII зимних  Олимпийских  игр в г. Сочи.Задачи:расширить информ...

Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....

Методические рекомендации "Преподавание русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик, создание языковой среды"

Методические рекомендации адресованы образовательным организациям, повышающим кадровый потенциал педагогов и специалистов по вопросам преподавания русского языка как родного, неродного, государственно...

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...

Методическая разработка «Информационная среда и нравственное воспитание детей»

Данная методическая разработка рассматривает широкий круг проблем, связанных с различными аспектами воздействия информационно-коммуникационных технологий на сферу нравственного воспитания. В разработк...

Методическая разработка - Герои среди нас

Аннотация.Методическая разработка посвящена работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста на примере проявлений человеческого, в частности, детского героизма в обыч...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...