Публикация по итогам XII Межрегионального фестиваля учителей-словесников
материал (5, 6, 7 класс)

Парамонова Анна Николаевна

Статья выступления плюс дидактические материалы (авторские)

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • ровесник
  • сверсник
  • атестат
  • воплотить
  • илюминацыя
  • комиссия
  • белетристика
  • Пригареть
  • Колоссальный
  • Искуство
  • Искуссный
  • грацыозный
  • раскрашенны
  • риставрация
  • интелектуальный
  • Никем неинтересующийся
  • серебряный
  • кованый
  • Маринованый
  • Тушенная в масле капуста
  • Стекляный
  • впечетление

  • ровестник
  • сверстник
  • аттестат
  • воплатить
  • иллюминация
  • комисия
  • беллетристика
  • Пригореть
  • Колосальный
  • Искусство
  • Искусный
  • грациозный
  • раскрашены
  • реставрация
  • интеллектуальный
  • Никем не интересующийся
  • серебрянный
  • кованный
  • Маринованный
  • Тушеная в масле

капуста

  • Стеклянный
  • Впечатление
  • ровесник
  • сверсник
  • атестат
  • воплотить
  • илюминацыя
  • комиссия
  • белетристика
  • Пригареть
  • Колоссальный
  • Искуство
  • Искуссный
  • грацыозный
  • раскрашенны
  • риставрация
  • интелектуальный
  • Никем неинтересующийся
  • серебряный
  • кованый
  • Маринованый
  • Тушенная в масле капуста
  • Стекляный
  • впечетление

  • ровестник
  • сверстник
  • аттестат
  • воплатить
  • иллюминация
  • комисия
  • беллетристика
  • Пригореть
  • Колосальный
  • Искусство
  • Искусный
  • грациозный
  • раскрашены
  • реставрация
  • интеллектуальный
  • Никем не интересующийся
  • серебрянный
  • кованный
  • Маринованный
  • Тушеная в масле

капуста

  • Стеклянный
  • впечатление



Предварительный просмотр:

Роль игровых технологий в формировании орфографической грамотности.

Учитель русского языка и литературы 1 кв.кат.

 Парамонова Анна Николаевна

Тема моего доклада «Роль игровых технологий в формировании орфографической грамотности (с использованием авторского дидактического материала)».

Многие методисты утверждают, что нужно не спешить учить, а спешить научить детей учиться. К обучению орфографии эти слова имеют самое непосредственное отношение. Если учитель по-настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической грамотности учащихся, то у него появляется много вопросов, на которые очень трудно ответить самостоятельно.

Точная, грамотная и  выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки образованности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную деятельность человека.

Проблема формирования орфографической грамотности – одна из самых актуальных в сфере педагогики. С данной проблемой сталкиваются в своей педагогической практике абсолютно все учителя-словесники. В процессе работы над данным аспектом филологи задаются вопросом: «Как научить ребёнка грамотно писать, причём сделать это качественно, быстро, чтобы ученику было интересно и чтобы он сам осознавал значимость умения грамотно писать?»

 Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует приёмы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.

В данном случае на помощь учителю приходят игровые технологии, обладающие огромным дидактическим потенциалом.

Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными способностями школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А. Н. Лука, "детские игры с их свободным полетом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления". Поэтому, считает психолог, детские игры, умело направленные воспитателем, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности школьника в познавательной активности.

Ушинский выдвигал такую позицию: «Для усвоения правильного письма детьми, конечно, нужна практика, но практика, руководимая грамматикой». Самой главной ступенью он считал упражнения, т.е. осознанную практику правильного письма.

 Мало знать правило, надо мгновенно ориентироваться в ситуации письма и мгновенно выполнять требования правила. Иными словами, для грамотного письма нужен автоматизм, который вырабатывается постепенно в течение длительных письменных упражнений, постоянно подкрепляемых грамматическим анализом и самоконтролем с помощью правил.

Н.Ф. Бунаков не отрицал необходимости изучать грамматику в школе, но не видел её пользы для провописания. Навык правильного письма обусловлен привычкой, тренировкой – сама рука помимо создания пишет правильно.

Диктовку он считает вредной, критикует школу за пренебрежение работами творческого характера. Н.Ф. Бутаков полагает, что грамотное письмо усваевается только на основе практики и рекомендует в основном списывание.

Теория графических образов оставила след в методике правописания в виде зрительных диктантов «проверь себя», различных видов проговаривания слов по буквам.

Учеников начальной школы и среднего звена учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем «раскрытия» скобок. Приём неплох сам по себе. Но когда такая форма работы преследует ученика на каждой странице учебника, она становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены и первое действие орфографической задачи за ученика выполнено. Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики искали бы самостоятельно и выделяли орфограммы в момент письма.

Каким образом в процесс формирования грамотности можно внедрить игровые и другие современные образовательные технологии? Я реализую данные технологии посредством разработки дидактического материала: различные типы заданий на карточках. Задания, разработанные мною, мотивируют учеников к изучению русского языка и формируют их речевую, орфографическую и пунктуационную грамотность.

Мотивация орфографической работы учащихся реализуется через: а) возбуждения познавательных интересов; б) поиск занимательных форм и методов работы; в) облегчение работы учащихся благодаря хорошему отбору и четкому структурированию дидактического материала и разнообразие методических приемов; г) введение гибкой и корректной системы контроля и оценки орфографических знаний, умений.

Каждая из этих четырех групп имеет свои средства и приемы.

Подробно остановлюсь на третьей группе факторов мотивации - отбор и структурирование дидактического материала: 1) дидактический материал, т.е. слова, словосочетания, предложение, текст для анализа и упражнения, интересные по содержанию, ценных в воспитательном отношении подбирают преимущественно из произведений художественной литературы.

Полезно привлекать тексты сочинений и изложений самих учащихся в целях самопроверки; 2) слова, словосочетания, предложения и текст должны быть насыщены орфограммами изучаемого типа.

Насыщенность дидактического материала орфограммами поддерживает уровень интереса, повышает тонус работы.

Должны вводиться орфограммы других типов, что нарушает однообразие, развивает орфографическую зоркость.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста, упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

На каждом уроке я провожу орфографические минутки (условно минутки, так как это может быть и 1 минутка, и 5-7 минут в зависимости от возможностей построения урока).

Первый вид работы. Орфографические минутки «Зоркий глаз», направленные на формирование орфографической зоркости.

Это интересные познавательные тексты, как правило, составленные на основе материалов интернета. Тексты должны быть привлекательны по содержанию. Это могут быть тексты юмористического плана, "истории" о правописании, тематика, интересная детям данного возраста (о животных, космосе и др.), тематика интересная детям данного класса. Можно сделать акцент на мнемоническом характере текста. Это значит, что материал не только впрямую, но и на подсознательном уровне способствовал усвоению орфограмм. Он может быть насыщен родственными словами, может быть словами-антонимами или словами из одного семантического поля.

Я беру любой материал, не только интересный детям в силу их возраста, но и актуальный на данный момент в связи с событиями в мире..… информация про Диснейленд, факты из истории шоколада, истории губной помады, последствия пирсинга и татуировок, рассказы про моду 18 века, статью про паркур, ё-мобиль, удивительное растение мандрагору, Олимпийские игры в Сочи – 2014, достопримечательности Крыма и тд. Добавляю красочные картинки и большую порцию орфографических ошибок. Задача детей – найти и исправить эти ошибки. Детям прежде всего нравится сама форма работы – карточки. Они их просто обожают. Удобно и экономно с точки зрения времени. Сам процесс поиска ошибок весьма увлекает: интересно, все ли ошибки  я найду? Иногда предлагаю проверить текст красной пастой и поставить нерадивому ученику отметку. Кроме того, в процессе работы дети обязательно почерпнут для себя что-то интересное. Так, например, было в случае с нарядами и причёсками 19 века. Они были очень удивлены тем, что причёски достигали 2 метров в высоту и были украшены чучелами животных и фруктами. Такое разнообразие в выборе карточек с заданиями необходимо для создания условия включения в работу как можно большего числа детей с самыми разными способами реагирования на учебный материал. Именно в использовании авторского (моего) дидактического материала возникает элемент игры.

Также в качестве эксперимента однажды на уроке детям была предложена  переписка подростков, размещённая на одном из блогов в Интернете на тему «…..». Ученикам предлагалось найти орфографические ошибки в высказываниях участников обсуждения, а затем понаблюдать в течение определённого времени (неделя-две) за своим общением в социальных сетях…посмотреть историю переписки с друзьями и проанализировать с точки зрения грамотности: количество ошибок, наиболее частые ошибки, трудноусваиваемые орфограммы.

        Далее ещё один метод – словарная работа. Два столбика слов, в каждом из которых одно написано правильно, второе – нет. Нужно выбрать то, что написано правильно. Зрительный фактор.

        Третий вид словарной работы – вставить пропущенные буквы (заполнить пропуски, окошки).

Четвёртый вид работы – переписать текст, сделав пропуски на месте орфограмм. На мой взгляд, это – очень эффективное задание: оно позволяет выявить степень теоретической и практической подготовки разных групп учащихся – одни покажут свои трудности с орфографией, другие – с пунктуацией, третьи продемонстрируют свободное владение правописными премудростями...Задание хорошо тем, что ребёнок научится постепенно видеть орфограммы, т.е. опять-таки идёт процесс формирования орфографической зоркости.

Дидактический материал можно использовать как в качестве разминки, так и в качестве самостоятельной работы на отметку или в качестве дополнительного домашнего задания. Отлично подходят для индивидуальной работы с отстающими учениками.

Таким образом, вновь возвращаясь к разговору о мотивации орфографической работы учащихся, могу с уверенностью сказать, что с помощью данного дидактического материала активизируется познавательная деятельность учеников, зачастую экономится время на уроке, засчёт содержания текстов реализуются метапредметные связи (что важно в условиях перехода к ФГОС), конечно же, повышается орфографическая грамотность, а также  осуществляется гибкая и корректная система контроля и оценки орфографических знаний, умений.

        Все карточки, словарные работы каждый ребёнок хранит в тетрадке для правил или в папочке. Данный материал может послужить инструментом оценки достижений ребёнка, что необходимо в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт. Ученик самостоятельно может отследить свой собственный рост (успех) в овладении орфографией…



Предварительный просмотр:

Электронное пособие «Материалы участников  XII межрегионального фестиваля педагогических идей учителей-словесников «ОТКРЫТЫЙ УРОК»

https://cloud.mail.ru/public/iYqq/ZA6ctprgw

ББК 74.268.19=411.2+74.268.39(=411.2)

УДК 372.8:811.161.1+373.5.016:821.09

М34



Предварительный просмотр:

Ссылка на публикацию в электронном сборнике по итогам XII Межрегионального фестиваля педагогических идей учителей-словесников «Открытый урок» (г.Чебоксары, 27 апреля 2017 г.). Номинация «А я делаю так!», папка «Парамонова А.Н.», статья «Роль игровых технологий в формировании орфографической грамотности», приложения с дидактическими материалами.

https://cloud.mail.ru/public/Lcd6/kqhR2V5bv


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского

Статья из сборника Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании русской словесности"....

Кожина ИА Интеграционные технологии в работе учителя словесника. Презентация Microsoft Office PowerPoint

Авторская презентация учителя представляет собой иллюстративный материал к статье  "Интеграционные технологии в работе учителя-словесника при изучении творчества А.Н.островского в 10 классе", опу...

Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.

В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...

Обобщение опыта педагогической работы учителя-словесника

Вот уже 20 лет я преподаю русский язык и литературу, но не утратила живого интереса к своей профессии, потому что убеждена « Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле»....

Сценарий первого Межрегионального фестиваля детского ёхора в рамках реализации проекта «Фестиваль детского ёхора в Угнасае как форма сохранения бурятской культуры».

Сценарий первого  Межрегионального фестиваля детского ёхора в рамках реализации проекта «Фестиваль детского ёхора в Угнасае как форма сохранения бурятской культуры»....

Межрегиональный фестиваль исследовательских работ "Открытие мира"

Исследовательский проект "Особенности модальных глаголов «могу» и «не могу» в английском  и русском  языке,  их сходство и различие." Автор: Юноша Вале...

Публикация в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

Данная система диагностики позволяет получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесс...