Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания обучающихся подросткового возраста
статья

Кто они, герои и кумиры молодежи? Эти и другие вопросы мы обсуждаем на классных часах и отрабатываем на интегрированных уроках (психология + русский язык и литература; история + психология; психология + рисование) с обучающимися 6-8 классов МБОУ Школа №81 г.о. Самара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._noyabr_2019g.odt12.51 КБ

Предварительный просмотр:

Панина Елена Валерьевна

Педагог - психолог  Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования  Самарской области «Региональный социопсихологический центр»

на базе МБОУ Школа №81 г.о. Самара

Макарова Евгения Андреевна

Учитель русского языка и литературы.

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Школа №81 имени Героя Советского Союза Жалнина В.Н.»

городского округа Самара

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания обучающихся подросткового возраста

(Из опыта совместной работы психологической службы, педагогов и администрации  МБОУ Школа №81 г.о. Самара)

       Подростковый возраст - это период формирования собственных идеалов и ценностей, которые существенно влияют на самооценку и на психологическое здоровье. Это происходит под влиянием различных институтов социализации и прежде всего общества с его культурой, традициями, системой воспитания, семьи, школы, группы сверстников – т.е. тех малых групп, в которые  включен подросток. Существенное место здесь принадлежит и средствам массовой информации, которые так или иначе навязывают подросткам своих героев и кумиров.

       Так кто же они, герои и кумиры молодежи? И какой пример подают современному подрастающему поколению? Эти и другие вопросы мы обсуждали на классных часах с обучающимися шестых и восьмых классов, которые проводились в МБОУ Школа №81 г.о. Самара в рамках областной акции «Внимание, подросток!».

        Ребята рассуждали, что именно влияет на личностный рост, говорили о людях, которые могут быть достойным примером для подражания. Следует отметить, что на классных часах присутствовали и классные руководители ребят: Макарова Е.А. и Имукова Н.С. (учителя русского языка и литературы), которые всегда принимают активное участие в наших встречах и беседах. А беседы каждый раз получились у нас очень жаркие!

       Немного о самой беседе на классном часе: мы рассказали школьникам о героях нашего времени. И, конечно, поинтересовались, кого из них знают подростки. Главный наш вопрос к ребятам звучал так: «Кто сейчас является кумиром и примером для нынешней молодежи?».

          Школьники долго спорили, отстаивали свое мнение. Обобщение «идеальных образов»  показало вот такую картину, у ребят получилось: «герой нашего времени» - это точно не врач, не ученый и не спасатель. По мнению большинства, это может быть олигарх или политический деятель, актер или очень обеспеченный человек.

          При этом  один подросток долго наблюдал за нами и внимательно слушал нас и своих одноклассников, а потом упомянул известную библейскую заповедь – «не сотвори себе кумира». Школьник убежден, что нужно просто быть самим собой, ведь поклонение идеалу убивает в человеке индивидуальность.

          И в этом тоже есть своя правда. Но!! Мы - педагоги и психологи, понимаем, что ни один здоровый социум не может обойтись без этих самых героев и кумиров (достойных образцов для подражания!). Другое дело, кого ребята выберут себе примером и какие качества захотят перенять от них себе.

          В конце этого классного часа мы с ребятами все же пришли к общему мнению, что образцом для подражания  не обязательно становится тот, кто занимает высокое социальное положение или живёт с максимальным комфортом.

          Затем, обсуждая с классным руководителем высказывания всех ребят и нашу встречу в целом, мы пришли к общему мнению, что в настоящее время телевидение  и интернет демонстрируют (через персонажей фильмов, образ телеведущих и др.) модели поведения, отражающие определенные нравственные ценности. Они могут входить в конфликт с ценностями, усвоенными человеком ранее. Этот конфликт у подростков нередко разрешается в пользу телеобразцов, поскольку в силу возрастных особенностей они склонны подвергать сомнению ценности взрослых (в т.ч. родителей), а для адекватной нравственной оценки им не хватает собственных ориентиров и опыта.

          Мы были обеспокоены тем, что в результате этого, у подростков могут формироваться искаженные оценки  и нравственные представления и, как следствие, воспроизведение негативных образцов поведения как «достойных», соответствующих социальным нормам и ценностям. Поэтому мы (учителя русского языка и литературы: Макарова Е.А., Имукова Н.С. а также учитель истории Чуракова О.В. (директор МБОУ Школа №81) и педагог-психолог РСПЦ в МБОУ Школа №81 Панина Е.В.), решили разработать интегрированные уроки «Психология + Литература + русский язык», «История + психология» для того, чтобы  познакомить ребят с настоящими героями нашего времени, людьми выдающегося поступка, и на их примерах развить личностные и коммуникативные УУД наших школьников. Рассказать  не только об их подвиге , но и всем вместе порассуждать, как они стали героями.

           Наша цель была подчеркнуть уникальность каждого человека. Поговорить о скрытых возможностях человека, о ценности жизни, об умении прийти на помощь. И подчеркнуть, что героями не рождаются,  ими становятся. И самое главное, то, какими ребята будут в будущем – зависит от них самих, от их поступков, трудолюбия и не только. Одним из наших героев был Шаварш Карапетян (г.Ванадзор, 19 мая 1953г.) и его подвиг!

           Мы (педагоги и психологи) убеждены, что  при построении своего будущего по принципу «я могу и должен стать лучше, я хочу быть таким как …» возможно успешное развитие не только отдельного человека, но и общества в целом. И мы очень надеемся на то, что наши ученики не только не забудут старых героев, но и сумеют выдвинуть новых из своей среды, а кто-то из них сам станет героем.

      По окончанию нашей совместной работы в  список характеристик, отражающих нравственный облик современного героя, вошли следующие: смелость, доброта, человеколюбие, скромность, стремление к достижению цели и пр.. Кроме этого, в список  включили  привлекательную внешность, поскольку эта характеристика часто упоминалась в ответах подростков. Стоит отметить, что данная характеристика натолкнула нас разработать интегрированные уроки «Психология + Рисование», которые так же проводились на базе 81-ой школы педагогом-психологом РСПЦ Паниной Е.В. и учителем рисования Ткаченко А.А.

       В заключении хотим отметить, что такие уроки в школе №81 проводятся уже второй год. Данная работа является очень эффективной и главное интересной для всех участников образовательного процесса.

         P.S. А кто Ваш Герой ???


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Психологические особенности творческой деятельности подростков. занятия декоративно- прикладной деятельностью в эстетическом воспитании подростков....

Психологические особенности мышления и восприятия у обучающихся подросткового возраста

В данной статье описываются психологические особенности мышления и восприятия у обучающихся подросткового возраста...

Выступление на педсовете "Формирование правосознания у обучающихся подросткового возраста"

Выступление на педсовете "Формирование правосознания у обучающихся подросткового возраста"...

Психолого-педагогические особенности развития обучающихся подросткового возраста и их влияние на организацию проектной деятельности на уроках музыки

Теория и практика проектного обучения показывает, что творческая проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспит...

Программа психолого –педагогического сопровождения замещающей семьи с нарушением поведения ребенка подросткового возраста «Доверие»

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?П...

Статья Экологическое воспитание обучающихся подросткового возраста

В современную эпоху, когда загрязнение окружающей среды принимает глобальный характер, возникает вопрос не только об экологическом образовании, но и воспитании. Для решения экологических проблем необх...