Развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся в процессе их учебной и внеурочной деятельности.
методическая разработка

Уварова Наталья Борисовна

Программа, направленная на выявление и развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уварова Наталья Борисовна

Учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»

Развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся в процессе их учебной и внеурочной деятельности.

Развитие способностей обучающихся осуществляется на основе основных положений Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г, закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,  в соответствии сзаконом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом  № 1897 Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 г.

Выявление и развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся продиктованы особенностями развития науки, технологий, информации, современными требованиями к человеческим ресурсам. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Особенностью развития потенциальных способностей личности в условиях исторического и обществоведческого образования является не только выявление и развитие интеллектуальных способностей, но и формирование духовности, как высшего уровня развития личности.

Работа над развитием интеллектуальных  творческих способностей детей должна строиться на понимании того, что:

-  каждый ребенок может проявить особую успешность в широком спектре деятельностей. Очень важно выявить склонности школьника и предложить ему индивидуальный подход к развитию его личностного потенциала;

- развитие творческих и интеллектуальных способностей должно стать  частью формирования целостной личности;

- при выявлении и развитии способностей детей необходимо учитывать психические и физические нагрузки для сохранения физического и психического здоровья учащихся в условиях школьного обучения.

Цель: обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для реализации потенциала каждого школьника, выявление и развитие интеллектуальных творческих способностей детей, создание условий для их реализации.

В основу программы развития и реализации потенциальных способностей детей положены:

Принцип преемственности. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию.

Принцип индивидуальности и неповторимости каждого ребенка (М. Карне, А. Шведел, С. Линнемайер). Этот принцип определяет необходимость индивидуального подхода к развитию потенциала каждого школьника.

Принцип природосообразности (Я.А. Коменский). Образовательный процесс должен быть построен на основе учета природных особенностей ребенка.

Принцип соблюдения интересов ребенка. Принцип решения проблем в интересах ребенка

Принцип системности. Реализация этого принципа обеспечивает единство диагностики и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития одаренного ребенка.

Принципы развивающего обучения, определяющие построение образовательного процесса на основе учета закономерностей развития человека (проблемность, диалогичность, индивидуализация) (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер и др.

Принцип взаимодействия школы и семьи. Этот принцип определяет необходимость интеграции усилий семьи и школы в развитии каждого ребенка.

Принципы гуманистической психологии, определяющие отношение к человеку как к уникальной и целостной личности (гуманизм, толерантность к индивидуальным особенностям другого человека, поддержка, безопасность и др.), (В. Франкл, К. Роджерс). Эти принципы предполагают уверенность в возможности раскрыть созидательные способности человека.

II. Содержание программы

Направления работы

Реализация программы

1. Выявление интеллектуальных и творческих способностей  детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей.

2. Работа с детьми на уроках и во внеурочное время, включая следующие формы:

1) подготовка к олимпиадам и конкурсам;

2) внеурочная предметная и внеклассная работа с обучающимися, их участие в научно-практических конференциях, научных обществах, выполнение творческих проектов и др.

3) организация деятельности школьного музея.

1. Разработка  методов и форм обучения на основе системно-деятельностного подхода обучения с ориентацией на приобретение школьником опыта творческой деятельности, включающей следующие элементы и операции:

-понимание, как способность постигать скрытый механизм явлений и их  причинно-следственную связь, как предвидение хода развития этих явлений;

-способность выявления и постановки проблемы при осмыслении и анализе фактов;

-продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских (требующих объяснений явлений) и конструкторских (требующих ответа на вопрос: как это сделать) задач;

-решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой,  смысловой аналогий;

-трансформация образов, символических выражений и идей, их интерпретация.

2. Использование моделирования как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников.

3. Ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности выполняемых заданий, но и объемом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.

4. Переориентация образовательного  процесса на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности  решений

Программа работы над развитием интеллектуальных творческих способностей включает два этапа – диагностический и развивающий.

Содержание этапов

Способы, методы и формы работы

Диагностический этап

1. Определение круга интересов учащихся, их способности.

2. Определение цели, задач и направлений работы над развитием способностей детей.

3. Привлечение учащихся к интеллектуальной и творческой деятельности.

1. Индивидуальная работа с учащимися.

2. Организация внеурочной предметной и внеклассной деятельности.

Развивающий этап

  1. На уровне урочной деятельности: формирование и развитие личностных, метапредметных и предметных УУД методами и формами личностно-ориентированного развивающего и дифференцированного обучения.

1. Изучение индивидуальных особенностей обучащихся - интеллектуальных, физических (здоровья),  психологических и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями.  
2. Выделение «способных» детей в каждом классном коллективе.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

  1. Организация внеурочной предметной деятельности способствует:

- формированию и  углублению знаний обучающихся по истории, обществознанию;

- активизации саморазвития и самообразования детей посредством  вовлечения их в познавательную, учебно-исследовательскую деятельность;  

- становлению духовно-нравственных, толерантных черт личности учащихся;

- формированию профессионального самоопределения, профильная  ориентация выпускника

1. Организация и проведение предметных декад (Декада истории и обществознания, Неделя правовых знаний)

2. Организация и проведение Дня науки и творчества

3. Подготовка и участие обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах

4. Подготовка и участие учащихся в научно-практических конференциях, их вовлечение в исследовательская деятельность, направленная на формирование у учащихся навыков исследовательской работы,

5. Вовлечение обучающихся в работу школьного историко-краеведческого музея.

Ожидаемые результаты

Классы

уровень результатов

Критерии результативности

5-6 класс

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (взаимодействие с учителем);

Успешное участие школьников в

  • предметных олимпиадах;  
  • интеллектуальных и творческих конкурсах;
  • организация учебно-исследовательской деятельности и участие в научно-практических конференциях;
  • профессиональное самоопределение

7-8 класс

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной дружественной среде);

9 класс:

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами дружественной среды школы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»...

"Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный процесс в разных формах внеурочной деятельности"

У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее ...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"

ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Задачи:1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими ...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» учителя технологии Воронцова Сергея Александровича

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо по...

«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»

laquo;Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»...