Технология деятельностного метода
статья

Мельникова Любовь Александровна

 

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, понимать и анализировать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

С этой задачей, на мой взгляд, успешно справляется технология деятельностного метода, разработанная Л.Г. Петерсон, формирующая личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью. Главное в этой технологии, что не ученик приспосабливается к системе обучения - обучение строится таким образом, что учитывает запросы, присущие ученику: стремление к свободе, обретению независимости; построение собственной системы познания; потребность в самоутверждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tdm.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы

Мельникова Любовь Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ООШ №15»

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, понимать и анализировать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

С этой задачей, на мой взгляд, успешно справляется технология деятельностного метода, разработанная Л.Г. Петерсон, формирующая личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью. Главное в этой технологии, что не ученик приспосабливается к системе обучения - обучение строится таким образом, что учитывает запросы, присущие ученику: стремление к свободе, обретению независимости; построение собственной системы познания; потребность в самоутверждении.

Любому учителю известно, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленной учителем, то он учится по принуждению. Знания успешно усваиваются, если ученик к ним не равнодушен, если они представляют для него личностно значимый смысл. Значит, задача учителя - создать такие условия на уроке, когда ребёнку будет интересно учиться.

Решая данную задачу, я на уроках стараюсь включить ученика в активную учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организую совместную работу обучающихся и диалогическое общение в процессе получения знаний (между учителем и учениками, между учащимися).

Иначе говоря, создаю «деятельностную нишу» для ребёнка, организую ситуации успеха, при которых ученику хотелось бы учиться.

Основной формой учебных занятий становятся уроки-исследования, уроки-поиски, уроки-мастерские, на которых разворачивается процесс познания. На таких уроках ученики не получают готовых знаний, а добывают их самостоятельно. Например, даю ученику возможность побывать в роли автора. Стать автором не только сочинений, творческих работ, но и отдельных предложений, высказываний. При этом ученик сам может выбрать жанр и форму собственного текста. Использование репродукций картин, справочных таблиц, раздаточного материала, придумывание предложений по предложенной схеме расширяют словарный запас учащихся, формируют у школьников навыки самостоятельной работы, активизируют их индивидуальную или групповую деятельность на уроке. Цель таких уроков заключается в том, чтобы создать ситуацию, находясь в которой ученик сам бы ответил на возникающие у него вопросы. Его ответы могут быть не похожи на ответы одноклассников и учителя. Важно, чтобы он ощущал удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

Многократно замечала, что ребенок, успешно выполнивший пусть даже маленькую, но творческую задачу и отмеченный учителем, начинает верить в себя. У него открывается «второе дыхание», появляется горячее желание вновь и вновь добиваться успеха. Знание, которым он овладел, будит его творческие силы, которые, в свою очередь, способствуют развитию его интеллектуальных возможностей. Так у ребенка повышается самооценка, он начинает осознавать себя значимой личностью, начинается процесс саморазвития.

Большое внимание уделяю мотивирующему началу, созданию проблемной ситуации, в которой большую роль играют творческие стимулы при выполнении таких, например, заданий, которые связаны с уточнением этимологии слова, замыслом рисунка, с воспоминаниями о волнующих детей событиях, с демонстрацией фотографий, картин. Для этой же цели на уроках использую игровые моменты.

Обучающие и ролевые игры помогают перейти от теории к практике, снимают перегрузки, стимулируют индивидуально-коллективный поиск оптимального количества решений. Игр можно придумать множество. В форму игры можно облечь любое задание, вплоть до «кто быстрее и правильнее сделает упражнение № …». Так при изучении различных разделов курса русского языка использую игры: «Проверки», «Слова по схеме», «Чепуха», «Предложения по знакам препинания», «Что общего?», «Классификация». На мой взгляд, учебные игры в умеренных количествах, особенно при изучении сложного, требующего запоминания материала, незаменимы.

Обучать - значит постоянно выдумывать приемы, затрагивающие личность ученика, учитывать его опыт, поощрять его самостоятельный поиск. Поэтому даже во время объяснения нового материала не даю готовую информацию, а помогаю её осваивать. Стараюсь так организовать обучение, чтобы ученик сам выбрал путь и способ познания, в соответствии со своим уровнем подготовленности и уровнем мышления. Все дети разные: одному быстро запомнить правило поможет алгоритм действий, другому - ассоциативные рисунки, кластеры, таблицы, опорные конспекты. Следует отметить, что кластеры, опорные конспекты, таблицы не даются детям в готовом виде, а составляются в ходе изучения нового материала, «вырастая» на доске и в индивидуальных тетрадях-справочниках. Так обучение приобретает личностный смысл. Считаю, что создание учебных ситуаций, побуждающих ребенка мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы, является одной из важнейших предпосылок развития его умения действовать самостоятельно, путем преодоления затруднений с помощью волевых усилий и собственной работы мысли.

Помня о том, что знания формируются в деятельности, на уроках стараюсь создавать условия, когда изучаемый объект, первоначально нейтральный для учащихся, неожиданно начинает переживаться как субъективно значимый. Например, работу со словами, правописание которых не регулируется правилами, организую с помощью особых приемов: тематическое распределение слов в лексические группы; составление с данными словами словосочетаний и предложений; образование гнезда однокоренных слов; включение трудных слов в творческие работы; орфографическое проговаривание и запись слов в индивидуальные словари-справочники; работа с орфографическими, этимологическими и толковыми словарями; словарные диктанты; запись слов по памяти.

Все слова, данные в рамках, я условно делю на группы. В 5 классе выделяю следующие тематические группы: спорт, армия, дом и комната, дорога и движение, школа, мера длины и веса, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород, общественно-политическая лексика, космос. В 6 классе: общественно-политическая лексика, прилагательные, школа, литература и искусство, дом и комната, город, наука, строительство, улица и движение, спорт, нравственные качества. В 7 классе появляются новые темы: обед, связь и почта, больница, глаголы, наречия. В 8 классе: литература, театр и искусство, армия и флот, общественно-политическая лексика, строительство, наука, школа, улица и движение, спорт, нравственные качества. В 9 классе: наука, общественно-политическая лексика, строительство и производство, искусство, нравственные качества человека. В словарь ввожу слова, которые учащиеся слышат по телевидению. Такая работа облегчает запоминание слов, потому что опирается на жизненный и личностный опыт школьника.

На уроках литературы формировать УУД помогают проблемные вопросы, «Реклама книги», «Паспорт читателя», ролевые беседы, диспуты, исследовательские задания, учебные проекты, портфолио. Здесь главное - заинтересовать, вызвать «души неопытной волненье», и далее вести учеников от нравственных взглядов к нравственным убеждениям и поступкам, то есть учить их жить в социуме.

Урок литературы – это урок – общение, в ходе которого возможно и исследование героя, и подлинное воспитание души человека. Открывая героя, ученики открывают и себя, и друг друга. Считаю необходимым «включать» в урок жизненный опыт учеников. Что это дает? Ребятам становится интересно, многим хочется высказаться. Конечно, не каждый высказывает свою точку зрения, но на таком уроке и молчание созидательно. Ученики размышляют, приходят к выводам, делают открытия. Общение – это диалог автора, учителя и ученика, который возможен даже тогда, когда школьник–читатель не проявляет себя. Главное - его чувственная и интеллектуальная реакция на произведение.

Важно помнить, что общение невозможно, если урок не даёт ответов на возрастное, близкое, насущное. В основе общения - всегда откровение, поэтому на своих уроках я не боюсь быть откровенной, говорю о своих пристрастиях, о любви к автору, произведению. Нахожу в художественных текстах деталь, слово, фразу, которая помогла бы мне начать урок, замотивировать ребят. Обращаясь к художественной детали, создаю проблемные ситуации, которые заставляют ученика не только вспомнить текст, но и, опираясь на личный опыт, напряженно думать, как может поступить в такой ситуации человек. Главное – сделать так, чтобы ребенок взял в руки книгу, чтобы книга стала инструментом познания жизни. Тогда она увлечет за собой.

Эффективность применения технологии системно-деятельностного метода, на мой взгляд, заключается в том, что обучение, построенное на основе включения учащихся в активную деятельность, учёте жизненного опыта, уровня развития, потребностей учеников, в соответствии со свободным выбором способов и путей решения познавательных задач, повышает интерес к изучаемому предмету, создает условия для развития УУД, социализации школьников и совершенствования их творческой подготовки. Усвоение учебной программы становится более успешным.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика, М.: 2009 - №4. - С18-22.
  2. Зинченко А.П. Игровая педагогика. Тольятти, 2000. -- 184 с.
  3. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  4. Петрова, М. А. Отличительные особенности компеттностного и системно-деятельностного подходов в образовании [Текст] / М. А. . Петрова// Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации : материалы науч.-практ. Интернет-конф. (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.). - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - С. 6- 12.
  5. http://www.sch2000.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода

Методическая разработка урока немецкого языка в технологии деятельностного метода. Это урок  открытия нового знания (ОНЗ) на базовом уровне. Урок по теме «Времена года» рассчитан на учащихс...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и ее применение в образовательном процессе

В статье дано краткое теоретическое описание технологии деятельностного метода. Перечислены различные варианты ее использования в практической деятельности на уроке и во внеурочное время....

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...

Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и её применение в образовательном процессе

Теоретические аспекты технологии деятельностного метода и её применение в образовательном процессе  для учителя  возникает острая необходимость быть в курсе того, что и в какой степени осваивает учени...

Применение технологии деятельностного метода при проведении факультативного занятия.

Развитие математической одаренности детей проходит через проведение факультативных занятий, которые можно строить, опираясь на технологию деятельностного метода. В данном материале представлена ...