Конспект урока по теме "Состав и строение атмосферы""
план-конспект урока по географии (6 класс)

Каякина Надежда Николаевна

Данный урок отражает использование технологии РКМ на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_i_stroenie_atmosfery_kayakina_n.n.docx123.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока с использованием технологии критического мышления

Тема

Состав и строение атмосферы.

Цель

сформировать представление о понятии  атмосфера её строении, составе и значении  

Задачи

Образовательные:

1 углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли и человека ;

Развивающие:

Развивать УУД:

умение  самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с текстом учебника, заполнять таблицы, анализировать текст, делать выводы

.

Воспитательные:

продолжить формирование экологического мышления и интереса к предмету география ,

 развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку

Планируемые результаты

Предметные

  • знать  определение понятия «Атмосфера»; строение  и  состав атмосферы; его значение атмосферы  для жизни на Земле;
  • учиться  ориентироваться в источниках географической информации ( статистические, текстовые,  фотоизображения, ): находить и извлекать необходимую информацию;
  • научатся представлять в различных формах (в виде, таблицы, диаграммы, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Личностные: (личностные УУД)

 осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в цело

формировать ответственное отношение к учению

Метапредметные:

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации (что такое атмосфера, ее состав. строение атмосферы, значение атмосферы.

извлекать информацию из иллюстраций и диаграмм учебника

выделять признаки понятий, сравнивать и анализировать (тропосфера, стратосфра и тд)

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.  

Регулятивные: управлять своей познавательной деятельностью, уметь ставить цели, планировать свои действия, осуществлять самооценку и взаимооценку

Образователь-ная технология

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Источники информации

Учебник с. 114–115; атлас с. 32–33; дополнительная информация

средства оснащение

компьютер, проектор, учебник, атлас, рабочие листы. презентация

Формы организации работы:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре

Ход урока.

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организация детей на урок 1 – 2 минуты

 Слайд 1 С малой удачи начинается успех.

Здравствуйте, ребята, ответьте мне на вопросы, громко дружно отвечаем да или нет.

Вы пришли сюда учиться?

 Не лениться, а трудиться.

Молодцы. Желаю вам хорошего настроения и удачи, потому что с малой удачи начинается большой успех .Садитесь.

  1. Да
  2. Да

Отвечают на вопросы,  настраиваются на урок. Садятся

  1. Этап вызова 5 минут

Ребята, мы с вами закончили изучение большой темы, напомните, пожалуйста, мне как называлась эта тема

А какие ещё оболочки есть у Земли. Мы продолжим изучение оболочек. А вот какую  оболочку мы  будем изучать дальше, определите, отгадав загадку

 Слайд 2 . Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?

Атмосфера.

А какие ассоциации у вас возникают о словом атмосфера.

Вы сегодня будете работать с рабочими листами, подпишите его и запишите тему урока.

Чтобы поставить цели нашего урока , выполните задание 1

 

. В графе до отметьте знаком + с которыми вы согласны и   - , если не согласны.

Задание 1 Прочитайте утверждение и  в графе до  отметьте знаком  «+»  если согласны с данным утверждением и   «-« - , если не согласны

Если ученик согласен с предложенным утверждением, то ставит в графе «До» знак «+», если не согласен - «-».

Утверждения

До

после

Атмосфера – воздушная оболочка земли

Она образовалась из раскалённых газов, вырывавшихся из жерл многочисленных вулканов

Она состоит из смеси газов, мельчайших капелек воды и кристалликов льда.

Атмосфера имеет строение. В ней выделяют несколько слоев

Атмосфера имеет огромное значение для Земли

Чтобы быть уверенными в правильности предположений, подумайте,  на какие вопросы мы должны ответить в ходе урока.

 

Слайд 4 план урока

Что такое атмосфера

Как образовалась атмосфера

Какова толщина атмосферы

Состав атмосферы

Строение атмосферы

Значение атмосферы

Называют оболочки

Определяют тему урока

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Определяем цели и план урока

Дети записывают тему урока

Дети отвечают на поставленные вопросы

Дети выполняют задание дети определяют цели и план урока

 Что такое атмосфера

Как образовалась атмосфера

Какова толщина атмосферы

Состав атмосферы

Строение атмосферы

Значение атмосферы.

  1. Осмысление

.1  Работа над понятием атмосфера. 3 минуты 

 Термин «атмосфера» впервые  предложил М.В. Ломоносов в 1775 году и состоит оно из двух слов прочитайте значение этих слов и составьте понятие атмосфера, проверьте правильность ваших мыслей  по учебнику стр 102. Запишите понятие в рабочий лист (самооценка)

Слайд 6. Понятие составлено правильно и самостоятельно

Понятие составлено с помощью учителя или одноклассника

Понятие составить не удалось

  1. Происхождение атмосферы. (Прием толстые и тонкие вопросы»

О том как произошла атмосфера вы узнаете , если выполните задание №.2

  1. Прочитайте географический блокнот на стр 102
  2. Составьте и  запишите 2  вопроса
  3. Задайте их друг другу

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 А теперь составьте толстый вопрос и задайте его классу

3.Состав воздуха – 5 минут

Ребята. А теперь я вас вновь попрошу отгадать загадку

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

       Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. В тексте загадки есть утверждение – без воздуха мы не можем жить. А почему мы не можем жить без воздуха

Мы дышим и получаем из воздуха кислород, а что кроме кислорода есть в воздухе.

Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задание 3.

 А) Прием «Составление  кластера»

Б) Заполни диаграмму

 Подпиши цифры на диаграмме

Проверка по слайду.

Что вы узнали, выполняя это задание. Из каких газов состоит воздух атмосферы?

Какой газ занимает большую долю  Сколько всего кислорода в атмосфере. Чему вы удивились, выполняя это задание?

Самооценка

Физкультминутка для глаз

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

Распрямились, потянулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

  1.  10  минут Строение атмосферы. Атмосфера напоминает слоенный пирог. А вот из каких слоев она состоит вы узнаете, если выполните следующее задание

Прочитайте дополнительную литературу на листочке, подпишите слои, из которых состоит атмосфера, и ответьте устно на вопросы.

В каком слое находится более 80 % воздуха?

В каком слое формируются все погодные явления?

Как изменяется температура воздуха в тропосфере?

В каком слое находится озон?

Каково значение озона?

На какой высоте начинается стратосфера?

Какой слой атмосферы самый холодный?

В каком слое атмосферы температура составляет +1500 градусов.

Как называется самый верхний слой атмосферы?

 Задание 5. Значение атмосферы.

Прием фотоколлаж дети отвечают по поднятой руке.

Слайды

Дети  работают в паре читают, записывают и задают друг другу вопросы

Дети выполняют задание и проверяют по образцу отвечают на вопросы учителя

Выполняют физкультминутку

Дети выполняют задание в парах

Отвечают на вопросы взаимопроверка

Дети рассматривают фотографии и фронтально отвечают на вопросы

  1. Рефлексия

Возврат к утверждениям в начале урока

Утверждения

До

после

Атмосфера – воздушная оболочка земли

Она образовалась из раскалённых газов, вырывавшихся из жерл многочисленных вулканов

Она состоит из смеси газов, мельчайших капелек воды и кристалликов льда.

Атмосфера имеет строение. В ней выделяют несколько слоев

Атмосфера имеет огромное значение для Земли

А теперь ребята заполните вторую часть таблицы первого задания

Я сегодня узнал на уроке

Меня удивило на уроке

На уроке я учился

На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным, интересным / неинтересным

Дети выполняют задание после

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют рефлексию

  1. Подведение итогов домашнее задание

На»3 п 39 вопрос 1, 3 стр 103

«4» п 39 вопросы 1- 3 стр 39

25» п 39 вопросы стр 103

Выставление отметок

записывают домашнее задание

Приложение

Рабочий лист ____________________________________________________

Тема ______________________________________________________________

Задание 1 Прочитайте утверждение и  в графе до  отметьте знаком  «+»  если согласны с данным утверждением и   «-« - , если не согласны

 

Утверждения

До

после

Атмосфера – воздушная оболочка земли

Она образовалась из раскалённых газов, вырывавшихся из жерл многочисленных вулканов

Она состоит из смеси газов, мельчайших капелек воды и кристалликов льда.

Атмосфера имеет строение. В ней выделяют несколько слоев

Атмосфера имеет огромное значение для Земли

Задание 2. Составь и запиши понятие атмосфера _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Самооценка

Задание 3.Происхождение атмосферы

 Прочитайте географический блокнот на стр 102

Составьте и  запишите 2  вопроса

Задайте их друг другу

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимооценка

Задание 4. Состав воздуха

А) Прочитайте текст пункт 1 параграфа 39 на стр 102.

Составь кластер «Газовый состав воздуха».

 Б) подпиши значения диаграммы, используя рис 6.1 стр 102

самооценка

Задание 5.  Строение атмосферы

 Прочитайте дополнительный текст, и  выполни задание

А) на рисунке подпишите названия слоев и температуру в каждом слое

 

Б) ответьте на вопрос ы

1. В каком слое находится более 80 % воздуха? _________________________________

2.  В каком слое формируются все погодные явления?_____________________________

3. Как изменяется температура воздуха в тропосфере?___________________________________

4. В каком слое находится озон?______________________________________

5.  Каково значение озона? ________________________________________________________________________________________________________________________________

6.  На какой высоте начинается стратосфера?__________________________

7. Какой слой атмосферы самый холодный?_______________________________

 8. В каком слое атмосферы температура составляет +1500 градусов.________________

 9. Как называется самый верхний слой атмосферы? ___________________

10.  Как изменяется количество воздуха с высотой__________________________

Самооценка

 Рефлексия

Подчеркни ответы

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным, интересным / неинтересным

Я поставлю  себе отметку     __________, потому что    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....

Конспект урока по географии 8 класс "Атмосфера. Циклоны и антициклоны"

Представление об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах  и их влияние на погоду и климат. ...

конспект урока 7 класс "Внутреннее строение земноводных"(кейс-метод)

Конспект урока по теме "Внутреннее строение земноводный" в рамках кейс-метода...

план - конспект урока природоведения по теме "Строение Вселенной по Аристотелю и Птолемею"

Данный урок проходит в игровой форме встречи с учеными древности, которые излагают свою точку зрения об устройстве Вселенной. Такая форма изучения нового материала расширяет кругозор обучающихся, дает...

Конспект урока для 8 ласса "строение и функции головного мозга"

Конспект урока для 8 класса по теме: "строение и функции головного мозга" Изучается строение головного мозга, его отделы и функции. Причины нарушения деятельности головного мозга....

Конспект урока по физике 7 класс "Атмосфера. Атмосферное давление"

Уровни образования:  основное общее образованиеКласс(ы):  7 классПредмет(ы):  ФизикаЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Тип ресурса:  конспект ...