ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ»
статья

Аннотация: В данной статье автор дает описание образовательной технологии «перевёрнутый обучение», особенностей урока и учебного процесса. Рассматриваются препятствия и риски в распространении технологии в школах.

Abstract: In this article a brief overview of the flipped classroom technology is given. Some features of lessons plans and schemes of work are enlightened. Some difficulties that might prevent the spreading of technology in schools are mentioned.

Ключевые слова: Современная образовательная технология, «перевёрнутый» класс, технологии, видео уроки, индивидуализация обучения.

Keywords: modern educational technology, flipped classroom, video lessons, individualized learning.

«Перевёрнутое обучение» (на английском «flipped learning») набирает небывалую популярность в последнее время.  Все больше и больше учителей школ по всему миру интересуются этой технологий и имеют планы опробовать её. Так, по данным организации «Flipped Learning Global Initiative», основателем которой является пионер «перевернутого обучения» - Джонатан Бергманн,  16% учителей в США уже используют , 35% имеют планы по обучению этой методике  и 45% директоров школ хотели бы, чтобы учителя владели данной технологией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valiulin_statya_dlya_zhurnala_uchitel.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для журнала «Учитель» ( http://ychitel.com/ru/)

Валиулин В. М.

Магистр первого курса Института образования «НИУ ВШЭ», заместитель директора по учебно-воспитательной работе частного образовательного учреждения «Кембриджская Международная Школа», г. Москва

Masters students at Institute of Education of HSE, Deputy Director at Cambridge International School, Moscow.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ»

FLIPPED CLASSROOM TECHNOLOGY IN EDUCATION

Аннотация: В данной статье автор дает описание образовательной технологии «перевёрнутый обучение», особенностей урока и учебного процесса. Рассматриваются препятствия и риски в распространении технологии в школах.

Abstract: In this article a brief overview of the flipped classroom technology is given. Some features of lessons plans and schemes of work are enlightened. Some difficulties that might prevent the spreading of technology in schools are mentioned.

Ключевые слова: Современная образовательная технология, «перевёрнутый» класс, технологии, видео уроки, индивидуализация обучения.

Keywords: modern educational technology, flipped classroom, video lessons, individualized learning.

«Перевёрнутое обучение» (на английском «flipped learning») набирает небывалую популярность в последнее время.  Все больше и больше учителей школ по всему миру интересуются этой технологий и имеют планы опробовать её. Так, по данным организации «Flipped Learning Global Initiative», основателем которой является пионер «перевернутого обучения» - Джонатан Бергманн,  16% учителей в США уже используют , 35% имеют планы по обучению этой методике  и 45% директоров школ хотели бы, чтобы учителя владели данной технологией.

Как глобальная инициатива «перевернутое обучение» появилась, благодаря усилиям двух педагогов. Джонатан Бергманн и Аарон Сэмс пришли работать учителями химии в среднюю школу Вудланд Парк в США в 2006 году. Школа находилась в сельской местности, и в ней обучалось около 950 учеников. Джонатан и Аарон стали хорошими друзьями и много совместно работали над обучением детей химии. Разрабатывали планы уроков и планировали эксперименты по очереди.  С первых же дней работы, они заметили одну очень серьезную проблему - большое количество учеников пропускало немало уроков из-за участия в соревнованиях и школьных мероприятиях, проводя большое время в транспорте, так как соседние школы располагались довольно далеко. Пропуская уроки, ученики имели большие трудности с усваиванием материала уроков, и как следствие плохо успевали. Аарону пришла идея, когда он наткнулся на программу, которая конвертировала презентацию «Power Point» в видео, включая звук презентующего и все аннотации, записать свой урок на видео и выложить его в сеть. «Мы начали записывать свои уроки на видео из чувства собственного самолюбия, мы тратили огромное количество времени на то, чтобы снова и снова объяснять материал уроков ученикам, пропустившим занятия» - говорили Джонатан и Аарон. Ученикам эта инициатива понравилась, более того, было получено много отзывов от других учителей со всей страны, которые  начали использовать видео уроки для своих учеников на своих занятиях.

За долгие годы, около 40 лет на двоих, работы учителями больше всего их не удовлетворяло то, что ученики не могли применить на практике знания, полученные на уроке. «В то время, когда ученики практикуют полученные знания выполняя домашнюю работу, и когда я больше всего им нужен, я не с ними»-говорил Аарон. Так пришла идея записать все уроки на видео, выложить их в интернет и давать ученикам в качестве домашнего задания . Ученики просматривают дома видеоматериал, а на уроке в школе, время посвящается  практике и закреплению полученных знаний под руководством учителя. Таким образом, родился «перевернутый класс» и все больше и больше учителей во всём мире начали интересоваться и применять эту технологию.

Простое определение данной методике можно дать так: это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции в сети — самостоятельно проходят теоретический материал, — а всё аудиторное время, когда преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).  Так как, на первый взгляд, идея кажется очень простой, и можно сразу начать её применять без должной подготовки, на первых порах можно наделать много ошибок и разочароваться в технологии. Для наглядности, в таблицах ниже приведены определения «перевёрнутого» обучения, в первой – простое и поверхностное, и сравнение с традиционным классом; во второй- более широкое.

Таблица 1 ( простое определение «перевернутого класса»)

Класс

Что происходит в  классе

Что происходит вне класса

Традиционный

Лекции

Практика заданий и решение задач

«Перевёрнутый»

Практика заданий и решение задач

Видео-лекции

Таблица 2 ( более широкое определение «перевёрнутого класса»)

Что происходит в  классе

Что происходит вне класса

Вопросы и ответы, групповая работа, работа над сложными вопросами

Видео-уроки, тесты и вопросы на первичное понимание материала

Технология «перевернутый класс» базируется на идее более эффективного использования времени в классе и индивидуализации обучения. Время, которое учитель традиционно тратил на объяснение нового материала на уроке,  теперь тратится на решение задач, практике полученных знаний, более сложным вопросам темы, групповой работе, для более глубокого понимания и усвоения материала. Ученики в «перевернутом классе», по сравнению с традиционным классом, большее количество времени являются активными обучающимися нежели чем пассивными. Под традиционным здесь я имею ввиду класс, где учитель преподносит материал в одном темпе, ориентируясь на гипотетического среднего ученика.  Они больше вовлечены в процессы более высокого когнитивного уровня, где они применяют, анализируют и используют знания  чем просто запоминают. Более того, меняется роль ученика, теперь он должен быть более самостоятелен и ответственен за своё обучение . Учитель в такой модели является фасилитатором, организатором и драйвером групповой работы, индивидуальным помощником каждого ученика.  Он готовит видеоматериал, записывает краткие видео, где излагает тему будущего занятия либо дает ссылку на готовые ресурсы, где размещены видео уроки (например infourok.ru, youtube, khanacademy.org и другие) , задает детям просмотреть этот материал к уроку. В технологии «перевернутый класс», учителю важно быть уверенным, что все ученики будут просматривать видео внимательно. Поэтому на первых порах учеников обучают как нужно правильно смотреть видео уроки дома. Конечно же, домашнее задание не ограничивается только просмотром ролика, ученики должны подготовить вопросы по увиденному материалу, либо сделать небольшой тест на понимание полученной информации, также они могут включиться в групповое обсуждение видео урока в мессенджерах или на электронных образовательных  платформах. Учитывая свои индивидуальные способности и особенности, ученики могут просматривать урок в том темпе, столько раз и в то время, когда им наиболее комфортно. На уроке же, учитель организовывает работу таким образом, чтобы все ученики могли стать активными участниками образовательного процесса. Планирует групповую работу, готовит уточняющие вопросы и задания, для более глубинного и основательного понимания материала, индивидуально работает с отстающими либо успевающими учениками.

Важными результатами применения перевёрнутого обучения можно назвать улучшение в общем образовательных результатов обучающихся ( многие педагоги отмечают улучшение успеваемости учеников). Еще одним положительным эффектом данной технологии является развитие самого учителя. Когда педагог записывает на видео свои уроки и старается в максимально доступной форме, в зависимости от уровня класса, для которого делается этот урок, изложить материал, у него появится огромная возможность для анализа самого себя, того, как он подает и излагает новую для учеников тему. Кроме этого, «перевернутое» обучение дает толчок к профессиональному сотрудничеству учителей, ведь можно объединить усилия и записывать уроки на видео совместно!

Несмотря на очевидные плюсы данной технологии, у нее есть также и риски, которые нужно обязательно учитывать. Они есть не только из-за реалий нашей страны, а в общем с ними сталкиваются учителя по всему миру.  Во-первых, абсолютно у всех учеников должна быть техническая возможность для просмотра учебных видео, во-вторых, нужно добиться того, чтобы ученики выполняли домашнее задание, и были готовы взять на себя ответственность за свое обучение, в-третьих, несмотря на всю простоту идеи, учителю может потребоваться достаточно много времени для подготовки уроков, для записи учебных материалов, в-четвертых, у учеников, привыкших к получению знаний в форме лекций, может появиться ощущение, что уроки потеряли былую ценность и достаточно просто просматривать видео уроки дома Безусловно процесс перехода и внедрения данной модели потребует тщательной подготовки и анализа цифровых ресурсов, технологий со стороны учителя. Более того, нужно заручиться поддержкой администрации школы, учитывая особенности нашей забюрократизированной системы образования , где новые формы преподавания не всегда легко и быстро можно внедрить.  Также, провести беседы  с родителями, которые на первых порах, могут подумать, что учителя свою работу переложили на плечи их детей. «Начинайте с малого и делаете вещи проще» советует Джонатан Бергманн, ведь необязательно «переворачивать» все уроки сразу, можно «перевернуть» часть и постепенно обучать все заинтересованные стороны новому подходу.

Как родитель, я хотел бы, чтобы мои дети обучались у учителей, практикующих «перевернутое обучение. Мне часто приходится помогать готовить своему ребенку домашнее задание, и, если поначалу это довольно легко, но уже примерно с третьего класса, по отдельным предметам, неспециалисту бывает довольно тяжело оказать достойную и правильную помощь. Гораздо эффективнее было бы поработать и закрепить все вопросы по новой теме с учителем, который знает, как правильно и точно помочь тому или иному своему ученику.

Несмотря на простоту начальной идеи, перевернутое обучение обернулось сильным инструментом, который может трансформировать традиционное образование. Ключевым моментом здесь также является и то, что при не должном понимании технологии учителями и применении, при всей кажущейся простоте, не получается достичь желаемых результатов. Очень важно помнить, что технология «перевернутое обучение» -это не  онлайн обучение, не подмена учителя на виртуальные уроки, не массовый открытый онлайн курс, не изоляция ученика от учителя! Это методика, нацеленная на увеличение времени эффективного взаимодействия педагога и учащегося, это создание атмосферы, где ученик берет ответственность за свое обучение, это класс, где учитель не центральный актер на сцене, а помощник рядом, где создается архив уроков, с возможностью их просмотра в любое время, где ученики могут получить персональную поддержку в обучении.

Литература:

1.        Bergmann J. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Published book from ISTE and ASCD. 2012. 112с.

2.        Flipped Learning Global Initiative [Электронный ресурс]-http://flglobal.org/ - (Дата обращения 20.11.2018)

3.        Tucker B. The Flipped Classroom. Online instruction at home frees class time for learning [Электронный ресурс]/ Tucker B.//Education Next/ 2012 -№1-Режим доступа: https://www.educationnext.org/the-flipped-classroom - (Дата обращения: 20.11.2018)

4.        Библиотека электронных ресурсов [Электронный ресурс]-Режим доступа-https://library.educause.edu/~/media/files/library/2012/2/eli7081-pdf.pdf – (Дата обращения: 20.11.2018)

5.         Ищенко, А. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения [Электронный ресурс] /А. Ищенко // Учительская газета - независимое педагогическое издание – 2014 - Режим доступа http://www.ug.ru/method_article/876 -(Дата обращения: 21.11.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в обучении английскому языку

В брошюре речь пойдет преимущественно о компьютерных технологиях, используемых для повышения мотивации к изучению языка....

Применение современных образовательных технологий при обучении физике - необходимая составляющая образовательных стандартов второго поколения

Педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, со...

Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения

Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения базируется на лучших педагогических практиках старой фортепианной школы и на...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения по физической культуре

Индивидуальный подход в преподавании физической культуры тесно связан с методикой проведения занятий. Планируя работу, всегда учитываю возрастные , типовые и индивидуальные особенности детей ,провожу ...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения по физической культуре

Индивидуальный подход в преподавании физической культуры тесно связан с методикой проведения занятий. Планируя работу, всегда учитываю возрастные , типовые и индивидуальные особенности детей ,провожу ...