Методы, формы и средства организации деятельности, учащихся на уроках химии
методическая разработка

Юлия Игоревна Корнетова

Методы, формы и средства организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету «Химия». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №1»

671840, Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6

Корнетова Юлия Игоревна – учитель химии

Методы, формы и средства организации деятельности, учащихся на уроках химии.

На своих уроках я использую 3 метода обучения учащихся: пассивный, активный и интерактивные методы. Выбор метода основывается на возрастных способностях детей.

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

  • лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Я использую этот вид урока в старших классах (10, 11) для облегчения перехода детей от обучения в старших классах к учебе в высших учебных заведениях. Такой вид обучения широко распространен в вузах, т.к. там учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

Словесные методы:

  • объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
  • рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);
  • работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
  • беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

Практический метод:

  • наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
  • опыты - самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.
  • практические методы учения это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
  • Упражнения — это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Методы проблемного обучения: 

  • проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
  • частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
  • исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
  • объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
  • Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения, которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • Кейс-метод. Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
  • Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Формы организации деятельности учащихся:

  1. индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, задачу, проводит опыт и т.д. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя.
  2. групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются:
  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников;
  • величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.
  1. фронтальная форма. Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Умение держать в поле зрения весь класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся. Учитель может заранее проектировать, а затем и воссоздавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам цели урока.
  2. коллективная форма. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».
  3. парные. Один из активно применяемыми формами организации урока для меня это работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.
  4. классные и внеклассные;
  5. школьные и внешкольные.

С формами и методами обучения сочетаются средства обучения, однако если методы отвечают на вопрос «как учить?», то средства - «чем учить?», «с помощью чего учить?». Средства обучения используются мною - учителем и учащимися как орудия познавательной (учебной) деятельности. В обучении они участвуют дважды: вначале как предмет усвоения, а затем как средство усвоения новых знаний.

В учебном процессе я использую следующие виды средств обучения:

Простые средства:

  • словесные (учебники и другие тексты);
  • визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:

  • механические визуальные приборы (лабораторное химическое оборудование.);
  • аудиовизуальные (звуковой видеоурок, презентация);
  • средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Предназначение дидактических средств.

  1. содействовать осознанию  содержания учебных тем;
  2. способствовать прочному усвоению учащимися программного материала.

Средства обучения.

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

На уровне урока

  • языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;
  • средства наглядности (схемы, плакаты, диаграммы и т.п.);
  • учебные компьютерные программы по теме урока;
  • интернет;
  • организующе-координирующая деятельность учителя;
  • уровень квалификации и внутренней культуры учителя;
  • формы организации учебной деятельности на уроке.
  • отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;
  • отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;
  • тестовый материал;
  • средства наглядности (модели);
  • технические средства обучения.

На уровне предмета химии

  • система условных обозначений (химические знаки, химические величины и т.д.);
  • искусственная среда для накопления навыков по предмету химия;
  • учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по химии.
  • учебники и учебные пособия;
  • дидактические материалы (тесты, задачники);
  • методические разработки (рекомендации) по химии;
  • справочники по химии.

Материальные и идеальные средства не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний, учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенных новых знаний; идеальные средства - с пониманием материала, логикой рассуждений, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта.

При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.

Все перечисленные методы, формы и средства организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету «Химия». Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках

Методический материал для учитей физичкской культуры. В помощь начинающим свою трудовую деятельность учителям физической культуры....

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языкаВ современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках

Методический материал для учитей физичкской культуры....

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

СодержаниеМетоды, формы и средства организации деятельности учащихся:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

Основные методы, используемые на уроках физической культуры:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуальный.Методы, направленные на совершенствование и развитие физических спосо...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках английского языка

В современной школе приоритетная роль отводится деятельности учащихся. Это накладывает определенный отпечаток на выбор методов, форм и средств организации учебно-познавательной деятельности....

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

Основные методы, используемые на уроках физической культуры:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуальный.Методы, направленные на совершенствование и развитие физических спосо...