Статья "Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых"
статья

Измайлова Наталья Владимировна

В статье обоснована актуальность проведения исследований развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых, являющегося составляющей (социальной и эмоциональной) компетентности сотрудника, неотъемлемым компонентом эффективной профессиональной деятельности. Подчеркнута значимость изучения эмоционального интеллекта как компонента общего интеллекта. Обобщены основные представления об эмоциональном интеллекте (теория эмоционально-интеллектуальных способностей, некогнитивная теория эмоционального интеллекта, теория эмоциональной компетентности, двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта). Представлены зарубежные и отечественные диагностические методики определения количественных показателей эмоционального интеллекта, основанные на самоотчете и выполнении заданий. Автором рассмотрена возможность развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых за счет дистанционного обучения и современных обучающих программ по его совершенствованию, приведены особенности эффективного процесса развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых (мотивированность и опора на опыт обучающегося; продолжительность, системность, осознанность, индивидуализация и приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; использование всех каналов восприятия информации; ведение «дневника эмоций»; актуализация результатов обучения; поддержка участников после окончания процесса обучения). Обобщены результаты проведенного теоретического исследования, подчеркнута значимость развитого эмоционального интеллекта как для формирования коммуникативной культуры личности, так и для осуществления профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnogo_intellekta_v_obuchenii_vzroslyh.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых

Аннотация. В статье обоснована актуальность проведения исследований развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых, являющегося составляющей (социальной и эмоциональной) компетентности сотрудника, неотъемлемым компонентом эффективной профессиональной деятельности. Подчеркнута значимость изучения эмоционального интеллекта как компонента общего интеллекта. Обобщены основные представления об эмоциональном интеллекте (теория эмоционально-интеллектуальных способностей, некогнитивная теория эмоционального интеллекта, теория эмоциональной компетентности, двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта). Представлены зарубежные и отечественные диагностические методики определения количественных показателей эмоционального интеллекта, основанные на самоотчете и выполнении заданий. Автором рассмотрена возможность развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых за счет дистанционного обучения и современных обучающих программ по его совершенствованию, приведены особенности эффективного процесса развития эмоционального интеллекта в обучении взрослых (мотивированность и опора на опыт обучающегося; продолжительность, системность, осознанность, индивидуализация и приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; использование всех каналов восприятия информации; ведение «дневника эмоций»; актуализация результатов обучения; поддержка участников после окончания процесса обучения). Обобщены результаты проведенного теоретического исследования, подчеркнута значимость развитого эмоционального интеллекта как для формирования коммуникативной культуры личности, так и для осуществления профессиональной деятельности. Ключевые слова: общий интеллект; эмоциональный интеллект; структура эмоционального интеллекта; компетентность; диагностические методики; развитие эмоционального интеллекта Рост исследовательского интереса к проблематике эмоционального интеллекта (далее − ЭИ) обусловлен, во многом, необходимостью больше уделять внимание психологическим ресурсам личности сотрудника, способным обеспечить его конкурентное преимущество, 2016, Том 4, номер 4 (499) 755 50 99 ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com 2 38PDMN416 повысить личную эффективность и трудовой потенциал организации. ЭИ как сложный психологический феномен, рассматриваемый во взаимосвязи когнитивной и эмоциональной сфер, не представляет собой нового для современной науки понятия, однако акцентирование зависимости социального успеха, умения работать с информацией, высокой компетентности в коммуникациях от гармоничного ЭИ на настоящий день достаточно актуально. Безусловно, область научного исследования ЭИ привлекала интерес как зарубежных ученых, в числе которых Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, А. Нойбауэр, Х. Фройдентхалер, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо, Р. Бар-Он, Х. Вайсбах, К.В. Петридес, Э. Фернхем, так их отечественных коллег − Д.В. Люсина, О.И. Власовой, Г.В. Юсуповой, М.А. Манойловой, А.П. Лобанова, И.Н. Андреевой, Е.А. Орел и других. Работы последних лет, освещающие отдельные аспекты становления и реализации ЭИ, в частности в зависимости от возрастной периодизации (К.С. Кузнецова, Нгуен Минь Ань, Ю.В. Давыдова, Л.Н. Вахрушева); особенностей направления подготовки (И.Н. Мещерякова, О.А. Айгунова); профессиональной специфики (Т.И. Солодкова, Р.А. Кудрин); взаимосвязи с лидерством и эффективностью профессиональной деятельности (А.С. Петровская, О.В. Белоконь), а также общетеоретические исследования (И.С. Степанов, Т.В. Манянина) доказывают потребность в изучении ЭИ как составляющей общего интеллекта. Многогранность интеллекта позволяет дифференцировать ряд его видовых форм: практический интеллект (Р. Стернберг), абстрактный, конкретный, социальный (Э. Торндайк) [15, с. 8-9], натуралистический, духовный, экзистенциальный интеллект (Х. Гарднер), адаптивный интеллект (С. Берт, Д. Уотсон), синтезированный интеллект (Ф. Дитман-Коли, П. Болтс), профессиональный интеллект (М. Смульсон), ЭИ (Дж. Мэйер, П. Сэловей) [3, с. 123], представляющий «все некогнитивные способы познания и управления окружающей действительностью, частью которой является и сам человек» [7, с. 94].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.

Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"...

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка с помощью игры

Эмоциональный интеллект, или EQ, - это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для ре...

Статья "Эмоциональный интеллект как один из механизмов эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса"

Статья освещает понятие эмоционального интеллекта и его значимость в сфере коммуникаций. На личном опыте описано исследование уровня развития эмоционального интеллекта участников образовательного учре...

Развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках английского языка

Современная школа должна быть гуманистической, отсюда возникает необходимость создания доброжелательной атмосферы в классе и развития эмоционального интеллекта учеников на разных ступенях образования....

«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»

Литература –  предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «мод...

Статья на тему "Формирование эмоционального интеллекта учащихся 9–х классов на уроках литературы и во внеурочной деятельности как фактора повышения эффективности обучения"

Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления...