Сказкотерапия – как один из методов коррекционной работы в сенсорном развитии ребёнка
статья

Сказкотерапия – как один из методов коррекционной работы

в сенсорном развитии ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – как один из методов коррекционной работы

в сенсорном развитии ребёнка

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Сказка является удивительным явлением человеческой культуры, многогранность которого порождает интерес специалистов самых разных областей научного знания. Исчерпывающую оценку сказкам дал Ушинский: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Ребёнок из содержания сказки улавливает те моменты, которые имеют место в его жизни: еда, отход ко сну, игра и другие события повседневной жизни. Он может слушать одну и ту же сказку много раз и радуется   сочетанию   звуков   и   слов,   не   вникая,   не   будучи   не   в   состоянии вполне вникнуть в содержание. Сказочники   воспроизводят   мир   во   всей   его   предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным   светом,   лесным   шумом,   посвистыванием   ветра,   ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чертами окружающего мира.

Таким   образом,   ясностью   и   доступностью   образных   решений   делает сказки благодатным педагогическим материалом в сенсорном развитии детей.

   Существование   скрытого   за   незатейливым   на первый  взгляд сказочным повествованием   развивающего  потенциала  сказки давно осознано в педагогике. Однако на сегодняшний день нельзя сказать, что этот   потенциал   максимально   востребован.   Не   существует   общепринятого определения сказки; проблема типологии сказок также не имеет однозначного решения,   что   можно   объяснить   чрезвычайным   разнообразием   сказок   по героям, сюжетам, композиции, а также тем, что до сих пор не найден тот решающий   признак,   который   мог   бы   быть   положен   в   основу   различения сказок. Лишь выделена волшебная сказка и ее роль в психическом развитии ребёнка. Сказки   увлекают   яркими   образами,   которые   созвучны   внутренним ожиданиям ребёнка, создают эмоциональный и положительный жизненный фон, укрепляют   оптимистическое   восприятие   мира.   Ведь стремление к новому, яркому, необычному, умение удивляться, склонность к преувеличениям,   способность   мечтать,   эмоциональная   отзывчивость, потребность   в   сопереживании   и   деятельном   добре   –   всё   это   привлекает ребёнка к сказке. Сказка говорит с ребёнком на близком ему языке, смотрит на действительность его глазами.  Благодаря голографической функции сказки ребёнок может представлять   мироздание   в   его   трехмерном   пространственном   (высота, ширина,   длина)   и   временном   измерениях   (прошлое,   настоящее,   будущее). Более того, универсальный мир сказки способен актуализировать все органы чувств.

С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра.

Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения людей.

Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Сказки расширяют познания детей. Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением.

Сегодня метафорические ресурсы сказок успешно изучены многими психологами и используются для благоприятного и лечебного воздействия на детское сознание. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка.

Приемы работы со сказками:

  • Работа с рисуночной схемой сказки. Этот вид работы применяется при изучении сказок со сложным сюжетом. Например, ребенку предлагается рисуночная схема сказки «Три поросенка»: лист бумаги, на котором схематично изображены герои сказки - волк и поросята. Педагог рассказывает сказку, а ребенок находит изображения персонажей сказочного повествования.
  • Рисование сказки.
  • Приём «Сказки в заданном ключе» модифицируют знакомые сюжеты. Варианты: «Я — герой сказки» (ребенок фантазируют о том, что произойдет если, например, герои сказки придут к нему в гости;  «Открытые сюжеты» (это сказки с незавершенным финалом, который ребенок придумывает по собственному усмотрению);  «Анализ ситуаций » (предложить ребёнку помочь главному герою решить проблемную ситуацию); «Цепочка событий» (ребёнок заглядывает в прошлое или будущее сказочных героев);  «Эмпатийное повествование» (ребёнок представляет себя на месте одного из героев и рассказывает, что бы он почувствовал, как бы воспринял существующее событие).
  • Драматизация сказки позволяет развивать  творческие умения и навыки; учит умениям изготавливать предметы декорации. Драматизируя сказку, ребёнок переводит образы воображения на язык жестов, мимики и слов. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием: слово с действием, с образом.
  • Сюжетно-ролевая игра по материалам сказки.
  • Игра – путешествие, где содержание сказки выступает как некое правило действия для участников игры. Например, можно выбраться из лабиринта, если действовать в строгом соответствии с заданным содержанием.
  • Отгадывание загадок, которые включены в сказку в форме познавательных задач. Например, волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит загадки.
  • Придумывание «нарисованной» сказки.

При работе со сказкой Н.Я. Большунова рекомендует:

- развивая представления о величине, форме, расстоянии, времени, опираться на кинестетику ребенка. Это означает, что перцептивные действия необходимо организовывать через действия детей с предметами, причём действие должно быть соотнесено с точным словом и желательно жестом;

- развивая представления о величине предъявлять детям не менее двух объектов, готовить детей к соизмерению предметов при помощи условной мерки;

- развитие представлений об эталонных мерах длины при помощи сказочных героев;

- для измерения объема использовать опыты.

Отбор содержания сказок основывается на педагогических принципах:

- целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

- культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры;

- возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Занятия со сказкой состоят из трех этапов:

1. Организационный этап нацелен на формирование у детей познавательного интереса, связанного с новой областью знаний. На этом этапе дети учатся выражать свои интересы, свое настроение, понимать желания и потребности других детей.

2. Практический этап, где дети применяют на практике ранее полученные знания и умения и приобретают новые.

3. Заключительный этап. Цель - осмысление детьми полученных знаний и умений, т.е. осознание ими возможности использования приобретенных знаний и умений в различных ситуациях.

Структура занятия со сказкой:

1.Ритуал входа в сказку позволяет создать настрой на совместную работу.

2. Повторение пройденного на предыдущем занятии, чтобы актуализировать знания.

3. Расширение знаний, опыта. Знакомство с новой сказкой.

4. Закрепление приобретённых знаний с помощь игр, упражнений.

5. Интеграция полученного опыта с имеющимся опытом, знаниями.

6. Резюмирование. Итог занятия.

7. Ритуал «выхода» из сказки, чтобы подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия, как один из методов развития личности дошкольника, ее коммуникативных навыков и познавательных способностей»

Дошкольный возраст – синзетивный, т.е.  наиболее чувствительный для развития этических представлений воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликать...

АДАПТИРОВАННАЯ коррекционно-развивающая программа «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  и интеллектуальными нарушениями) и предназначена...

«Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему: «Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Наиболее важной теоретической и практической задачей коррекционной педаг...

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...

Сенсорное развитие ребёнка

   Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе обра...