Дементьева Татьяна Валентиновна Педагогические технологии сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Дементьева Татьяна Валентиновна

ГБОУ общеобразовательная школа   № 584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Педагогические технологии  сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

 

            Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования Российской Федерации.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни.  Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с НОДА, в процессе которой у каждого обучающегося  сформируется механизм компенсации имеющихся  дефектов, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

        Дети  достаточно неплохо  справляются  с обучением на первой ступени (основное общее образование), при этом закономерности между  двигательными нарушениями  и качеством освоения программ явно не выделяются.

         Учащиеся второй ступени (среднее общее образование) обучаются по специально адаптированной Программе специальной общеобразовательной школы для детей с ОВЗ.

Задачами такой программы ставятся:

— обучение и социально-бытовая адаптация детей с интеллектуальными нарушениями;

— коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых умений и навыков.

      Опираясь на опыт работы школы, можно сказать: образование детей с ОВЗ строится по специальным учебным планам, адаптированным программам обучения.

       Организация УВП у  детей с ОВЗ  базируется на следующих общих принципах:

1. Работа с детьми должна осуществляться специалистами с дефектологическим образованием или людьми, специально подготовленными через систему повышения квалификации.

2. Каждый специалист планирует свою работу с учетом рекомендаций других специалистов (преемственность).

3. Индивидуально-дифференцированный  подход  необходимо сочетать  с групповыми формами работы.

4. При определении объема и характера проводимых занятий с детьми, необходимо осуществлять ежедневный учет психофизического состояния учащихся.

5. Весь учебный процесс  строится таким образом, что у детей формируется активная жизненная позиция, оптимизм, коммуникативная активность, уверенность в своих силах.

6. В коррекционном процессе работа по развитию нарушенных функций сочетается с формированием приемов их компенсации.

     Сейчас  перед учителем стоит задача не только дать  учащимся знания, умения и навыки, но и сформировать у них  универсальные учебные действия  (УУД) для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Для формирования и развития УУД у учащихся, для получения полноценного образования учителю необходимы эффективные педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dementeva_t_584.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дементьева Татьяна Валентиновна

ГБОУ общеобразовательная школа   № 584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Педагогические технологии  сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

 

            Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования Российской Федерации.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни.  Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с НОДА, в процессе которой у каждого обучающегося  сформируется механизм компенсации имеющихся  дефектов, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

        Дети  достаточно неплохо  справляются  с обучением на первой ступени (основное общее образование), при этом закономерности между  двигательными нарушениями  и качеством освоения программ явно не выделяются.

         Учащиеся второй ступени (среднее общее образование) обучаются по специально адаптированной Программе специальной общеобразовательной школы для детей с ОВЗ.

Задачами такой программы ставятся:

— обучение и социально-бытовая адаптация детей с интеллектуальными нарушениями;

— коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых умений и навыков.

      Опираясь на опыт работы школы, можно сказать: образование детей с ОВЗ строится по специальным учебным планам, адаптированным программам обучения.

 

       Организация УВП у  детей с ОВЗ  базируется на следующих общих принципах:

1. Работа с детьми должна осуществляться специалистами с дефектологическим образованием или людьми, специально подготовленными через систему повышения квалификации.

2. Каждый специалист планирует свою работу с учетом рекомендаций других специалистов (преемственность).

3. Индивидуально-дифференцированный  подход  необходимо сочетать  с групповыми формами работы.

4. При определении объема и характера проводимых занятий с детьми, необходимо осуществлять ежедневный учет психофизического состояния учащихся.

5. Весь учебный процесс  строится таким образом, что у детей формируется активная жизненная позиция, оптимизм, коммуникативная активность, уверенность в своих силах.

6. В коррекционном процессе работа по развитию нарушенных функций сочетается с формированием приемов их компенсации.

     Сейчас  перед учителем стоит задача не только дать  учащимся знания, умения и навыки, но и сформировать у них  универсальные учебные действия  (УУД) для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Для формирования и развития УУД у учащихся, для получения полноценного образования учителю необходимы эффективные педагогические технологии.

   Современная педагогическая технология в УВП - это  модель педагогической деятельности  по проектированию, организации и проведению высокоэффективного  учебного – воспитательного  процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя,  т.е.  содержательная  техника  реализации учебного процесса.  Само слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и  учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Переход  из начальной  в основную школу связан с непростым адаптационным периодом. Критерием успешной адаптации служит степень сохранности психологического и физического здоровья школьников. Понятие «адаптация» тесно связано с понятием «готовность к обучению в средней школе».

 Можно выделить основные составляющие такой готовности:

  • сформированность учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
  • способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);
  • способность к саморегуляции;
  • качественный тип взаимоотношений (более «взрослый») с учителями и одноклассниками.

Для успешного обучения детей с ОВЗ необходимо учитывать  специфику возрастного психофизического развития обучающихся, психолого-педагогическую компетенцию родителей и  педагогических работников. В современной школе много факторов риска  дезадаптации,  которая  проявляется в проблемах школьного обучения:

  • появление неуспешности в учебе;
  • снижение учебной мотивации;
  • возникновение конфликтных ситуаций в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
  • нарушение поведения.

Но гораздо чаще адаптационные трудности связаны с учебой. Показателем  адаптированности в первую очередь является  сформированность универсальных учебных действий (УУД).  Это означает: умение учиться.

Здесь на помощь педагогу приходят личностно – ориентированные технологии, которые  ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, стремящегося к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации).  Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный.

Строя УВП с учётом индивидуального подхода, учитывая особенности физического, психического развития обучающихся с ДЦП, необходимо использование   здоровьесберегающих  образовательные технологий::  системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.  Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.  На всех этапах  урока проводятся коррекционно-развивающие упражнения, суть которых заключается в коррекции нарушенных психофизических процессов. Следующим условием здоровьесбережения является возможность предоставления обучающимся двигаться. Это различные физминутки, элементы психогимнастики,  динамические паузы в процессе урока.

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения  дети с ограниченными возможностями здоровья  имеют больший шанс приобрести  необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе.  С помощью  информационных технологий учащимся становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры; управление непосредственно окружающей его обстановкой даёт ему веру в свои силы. Следует отметить, что в УВП  активно используемые    инновационные  технологии (проектное обучение, ИКТ, практико-ориентированные технологии) дают положительный результат.

Современные технологии обучения и их использование в УВП

Технология

Характерные черты технологии

Элементы технологии, используемые в коррекционной  школе

1

Технология коррекционно-развивающего обучения

Урок как система реабилитации

Обучение, основанное на интересе, успехе, доверии

Адаптация содержания, коррекция учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия

Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления

Использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов)

Формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов

Взаимообучение, диалогические методики

Оптимальность темпа с позиции полного усвоения

  • Опорные конспекты, опорные чертежи, сборные модели, наборы геометрических фигур в 3D
  • Сенсорные модели для иллюстрации абстрактных понятий
  • Объекты, с которыми можно манипулировать
  • Раздаточный материал для не пишущих детей: элементы для составления  формул, формулировок из слов
  • Алгоритмы выполнения заданий по различным предметам
  • Упрощённая терминология
  • Мнемотехника

Продуктивная обработка информации: задания, предполагающие самостоятельную обработку информации. Чтобы облегчить процесс запоминания текстов изложений, стихов,  песен применяется данный прием мнемотехники (пиктограммы), который заставляет   работать не только механическую память, но и наглядно-образное мышление. Происходит продуктивная обработка информации

2

Игровая технология

Самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более общей технологии;

в качестве урока или его части (введение, контроль);

технология внеклассной работы.

  • Ролевая игра
  • написание эссе (я – президент Гондураса, что бы я изменил в стране)
  • Конкурсы
  • Творческое коллективное задание
  • Театрализация
  • Работа над проектами
  • Часто используются на уроках для активизации учебного процесса для снятия  напряжения, которое обычно наступает в момент речи, ролевая игра, элементы театрализации.

3

Технология дифференцированного обучения

Это технология обучения в одном классе детей с разными возможностями учебной деятельности.

 

При обязательном достижении базовой подготовки обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности.

  • Система и маркировка разноуровневых заданий,
  • дидактический материал, обеспечивающий дифференцированный подход,
  • применение элементов игровой технологии и  технологии коррекционно-развивающего обучения

4

Технологии коллективного способа обучения

Ориентация на конечный результат

Передача полученных знаний друг другу

Сотрудничество и взаимопомощь между учениками

Обучение по способностям на основе разнообразия тем и заданий при разделении труда

  • Реализация коллективных проектов
  • Совместные творческие задания
  • Сотрудничество учащихся при выполнении практических и лабораторных работ

5

Технологии проблемного обучения

 Моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы; усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя

  • Домашние задания частично поискового характера
  • Постановка учебной проблемы на уроке и ее решение

6

Здоровьесберегающие технологии

Совокупность  принципов, приемов, методов, которые, дополняя все технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения

-Обстановка и гигиенические условия в классе

-Количество видов учебной деятельности

-Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

-Количество видов преподавания

-Чередование видов преподавания

-Место и длительность применения ТСО по СанПиН 2.4.2.28 21-10

-Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

-Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

-Психологический климат на уроке

-Эмоциональные разрядки на уроке

7

Компьютерная технологии

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения

- компьютерное моделирование при реализации творческих проектов  (проектное обучение)

- применение тестовой системы опроса  на компьютере разных модефикаций

- интерактивные учебники

- частично поисковые задания, осуществляемые с использованием Интернет- ресурсов

8

Технология личностно-ориентированного обучения и индивидуализации обучения

Диалогичность

Деятельностно-творческий характер обучения

Поддержка индивидуального развития ребенка

Предоставление ребёнку свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения

  • Реализация коллективных проектов с разделением ролей и функций
  • Урок, проводимый в форме беседы
  • Получение новых знаний на уроке посредством активной деятельности учащихся
  • Творческие задания, даваемые детям в соответствии с их наклонностями и интересами

Организация образовательного процесса

Содержание обучения для детей с тяжелыми двигательными нарушениями имеет ряд общих черт с содержанием обучения в общеобразовательной школе: обучение является цензовым, т. е. обеспечивает школьникам образование в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы;  в учебных планах и программах реализуется принцип последовательности изучения предметов; построение программ соответствует основным дидактическим принципам.

Сравнительный анализ традиционного и технологического подходов к процессу обучения

Позиции для сравнения

Традиционная практика обучения

Технологии обучения

1

2

3

Возможность предварительного проектирования процесса обучения

Нет возможностей, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме уже много раз

Есть.  Педагог, освоив технологию, может воспользоваться готовым проектом урока

Основания для построения

Традиция, интуиция педагога, метод проб и ошибок; личностные качества и профессионализм педагога

Научные (в основе каждой их технологий обучения лежит одна или несколько научно-педагогических  теорий)

Возможности передачи и заимствования с другими педагогами

Ограничены. При изучении педагогического опыта перенимаются, в лучшем случае, отдельные приемы работы педагога

Большие: поскольку наука универсальна и объективна. В технологиях практически не проявляются личностные качества педагога

Способ целеполагания

Через деятельность учителя или изучаемое содержание

Через действия учащихся, которые участвуют в разработке целей урока, учебной деятельности

Контроль

Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным темам в разные дни); итоговый

«Встроенный» в процесс, обеспечивающий обратную связь: все учащиеся опрашиваются по всем учебным элементам

Коррекция

Коррекция проблем усвоения учебного материала (корректируется учителем)

Учащиеся формулируют затруднения, проблемы и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель помогает, консультирует)

Достижение запланированного результата

Результат достигается  не всегда

Результат достигается. Если нет, то технология пока не освоена или для ее применения нет соответствующих условий

Организационно-педагогическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение

Основная образовательная программа

Основная образовательная программа по выбору школы

Коррекционные программы

Программы логопедических и дефектологических занятий и уроков

Программы дополнительного образования

Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Под ред. В.Л. Андрианова. Л., 1987

Формы и методы инклюзивного образовательного процесса в классе:

  • постановка практических и познавательных задач;
  • целенаправленные действия с дидактическим материалом; многократное повторение практических и умственных  действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;
  • дидактические игры;
  • создание условий для применения полученных  умений  и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
  • Наглядные методы:  обследование предметов (зрительное, тактильно-    кинестетическое, слуховое, комбинированное);
  • наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
  • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
  • Словесные методы: речевая инструкция, беседа, описание предмета;  указания и объяснение как пояснение способов выполнения
  • метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
  • вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
  • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата

Формы работы

Формы работы на уроке с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные; возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми

Вариативные формы образования

Информационные методы — беседа, консультирование,

методы использования средств массовой информации, литературы  и искусства, Интернет  ресурсы, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи;

Практически-действенные методы — приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;

Нетрадиционные методы — арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), ритмика.

Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, порицание).

Система оценивания достижений

В Программах для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  имеется перечень того, что должны знать дети (уровень минимальной готовности обучения в общеобразовательной школе должны знать по программе VI вида, уровень максимальной готовности должны знать ФГОС)

 Для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата в коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций.

Предметы коррекционного цикла выбираются в зависимости от имеющихся у детей нарушений.

В них включены:

1. Занятия адаптивной  физкультурой.

2. Логопедические занятия.

3. Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных психических функций.

Содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры речевых, двигательных нарушений для каждого обучающегося

индивидуально.

Рекомендации

     В своей работе специалист должен руководствоваться  следующими положениями:

                              приучение учащихся к самостоятельному овладению знаниями;

  • выбор для каждого обучающегося индивидуального темпа обучения;
  • достижение результата, а не затраченное время — главный критерий обучения;
  • использование системы контрольных промежуточных  работ, которые корректируют результаты  деятельности учащихся;
  • обязательное владение базовым компонентом образования при максимальной индивидуализации обучения.

    Вопросы индивидуализации обучения решаются через:

  • гибкий учебный план (или индивидуальный маршрут);
  • адаптирование программы обучения в соответствии с возможностями ребенка;
  • общеобразовательные программы, приспособленные для коллективного и индивидуального обучения;
  • вариативные программы обучения с увеличением сроков обучения;
  • реализация базового стандарта образования за 10—11-й классы с увеличением сроков обучения на 1—2 года;
  • компьютеризация обучения (компьютеры и сопутствующие компьютерные средства), позволяющая включить в учебный процесс всех учащихся и, самое главное, учащихся с тяжелым поражением рук.

Для возможности организации индивидуально - дифференцированного подхода в классе одновременно с учителем работает помощник учителя (воспитатель).

Учитывая психологические и психопатологические особенности детей с тяжелыми нарушениями в развитии при ДЦП, можно условно разделить видоизменение учебных программ на два направления:

  • адаптация базисных школьных программ в соответствии с особенностями детей;
  • выделение самостоятельных направлений в учебном процессе с разработкой индивидуальных учебных программ, соответствующих индивидуальным психологическим особенностям учащихся.

  

           

Инклюзия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условия современной школы  может быть успешно реализованной  при  наличии  и соблюдении  двигательного, ортопедического режима и режима нагрузок, а также наличия специального оборудования для передвижения, специальной мебели и приспособлений для воспитания и обучения данной категории детей (доступная среда).

Адаптивная школа – это школа для всех учащихся с разными уровнями способностей. В адаптивной школе должна быть создана определённая образовательная среда, помогающая каждому ребёнку быть личностью.

«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать»  (Коко Шанель.)

Список использованной литературы:

Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Сфера, 2001.

Максимов А.Е. Развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата с применением тренажерных устройств в условиях коррекционного учреждения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природных материалов различной структуры для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Необходимость решения проблемы осознания младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья собственной уникальности,  своих скрытых талантов, необходимость раскрытия творческого потенци...

авторской программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающегося раннего юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы.

Проект программы сориентирован на ребенка юношеского возраста, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и предусматривает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение основных новообр...

Работа с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках технологии

В данной статье представлены осовные принципы работы с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках технологии....

Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.

Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....

"Инновационная технология БАК (биоакустическая коррекция) в работе с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"

Говоря о современных технологиях реабилитации особых детей и взрослых, можно перечислить большой ряд форм и методов, созданных как зарубежными, так и отечественными производителями.Сегодня, на нашей в...

Развитие критического мышления на уроках географии у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. Современные образовательные стандарты предъявляет новые требования к современному уроку. Теперь...