Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах средствами регионального компонента
опыты и эксперименты (5, 6 класс)

Ченикалова Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Работу выполнила: Ченикалова Ольга Ивановна, учитель математики МБОУ «СОШ № 25 г. Владивостока Научный руководитель : Савельева Нина Николаевна, к.п.н ., доцент ДВФУ

Слайд 2

Цель работы : разработка и реализация математических заданий для формирования вычислительных навыков у учащихся 5- 6 классов средствами регионального компонента. З адачи : 1. Проанализировать учебную и научно - методическую литературу по теме исследования. 2. Выбрать наиболее эффективные методы и средства повышения вычислительной культуры учащихся. 3. Разработать алгоритм составления заданий и создать банк задач с региональным компонентом для 5-6 классов, направленных на формирование вычислительных навыков. Предполагаемые результаты : уровень развития вычислительных навыков будет способствовать формированию общеучебных умений и навыков, развитию самостоятельности, умению добывать и усваивать знания из различных источников информации, формированию навыков творческой и поисковой деятельности, воспитанию интереса и любви к родному городу.

Слайд 3

Что такое вычислительный навык Навык – это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием по элементарной сознательной регуляции и контроля Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами, характеризующийся такими качествами, как правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

Слайд 4

Методы и приемы формирования вычислительных навыков у учащихся 5-6 классов традиционные инновационные самостоятельные работы, тестовые задания, письменные проверочные работы, математические диктанты, устные вычисления, дидактические игры и др. - «Технология совершенствования вычислительных умений» В.Н. Зайцева (тренажеры Зайцева); «Формирование вычислительных навыков на уроках математики 5-9 классов» Н.Н. Хлевнюк , М.В. Иванова и др. (полный пакет уровневых тестов для контрольного устного счета); - формировании вычислительных навыков с использованием специально разработанных заданий, содержащих региональный компонент.

Слайд 5

Региональный компонент отражает национальные и региональные особенности конкретного субъекта РФ. Главной целью является -воспитание личности и гражданина, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Слайд 6

Региональные компоненты имеют свои определенные задачи: Образовательные – формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта, региона, его населения, природного окружения, показ сложной структуры всех аспектов. Воспитательные – развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своей малой Родине, укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей, наличие для большого количества учащихся богатых возможностей изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей и других родственников. Развивающие – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, стремления получить больше знаний о родном городе; соответствующая ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии.

Слайд 7

При составлении заданий можно придерживаться следующего алгоритма: 1 . Найти в различных источниках (учебниках, книгах, журналах, интернет ресурсах и т.д.) познавательную информацию о городе, содержащую цифровые данные. Текст должен производить эмоциональное впечатление , чтобы возбудить любопытство учащихся (создать ситуацию интеллектуальной интриги ). 2 . Преобразовать текстовую информацию . Выбрать математическое содержание. Для этого: даты, числовые данные представляем в виде примера или нескольких примеров, уравнения, таблицы и т.д. (можно воспользоваться любым сборником задач или учебником, а также составить пример самостоятельно). 3. Когда задания составлены, их обязательно надо решить, определить уровень сложности, подготовить иллюстрации и интересные факты.

Слайд 8

Задание № 1 Выполните действия, прочитайте текст. Выполните задание. Осенью 0,254 + 0,746; 32 ∙ 0,25; 7,38: 1,23; 2,658 + 4,342 ( 1867) года во Владивостоке побывал известный русский путешественник и географ Н.М. Пржевальский. По его данным, в городе проживало: Служащих, солдат и матросов с их женами и детьми: 125,63 + 222,37 ( 348 ); Разного свободного сословия с семьями: 56,24 + 32,76 ( 89 ); Поселенцев и отставных солдат: 40 ∙ 0,8 ( 32 ); Их жен и детей: 62,14 – 57,14 ( 5 ); Прочих жителей: 86,4 : 2,4 ( 36 ); Вычислите сколько всего жителей было. Ответ: 510.

Слайд 9

Задания на отработку вычислительных навыков, составленные учащимися 5-6-х классов Задание № 2 Выполните действия. Прочитайте текст. Площадь Владивостока 256,254+74,946 (331,2) км². Для сравнения на этой территории может поместиться 1000,3658-248,3658 ( 752) Ватикана, либо 58,68:0,36 ( 163) Монако, ну или 0,005•400 ( 2 ) Лихтенштейна... Задание № 3 Выполните действия, вместо примеров запишите ответы. Прочитайте текст . Самая высокая гора города – Холодильник, ее высота составляет 0,2•1285 (257) метров. На ее вершине стоят корабельные пушки, которые охраняли город от японского флота. Рядом с раритетными пушками расположена действующая военная часть. Каждый гость нашего города влюбляется в него через 40000•0,00025 (10) минут пребывания в нем. .

Слайд 10

Выполните сложение и вычитание десятичных дробей. Запишите ответы в порядке записи примеров и вы узнаете в каком году был основан город Владивосток . 1) 0,43 + 0,57 2) 2,6 + 5,4 3) 17,65 – 11,65 4) 12,21 – 12,21 Ответ : 1860 год …Утро 20 июня 1860 г. было теплым, но пасмурным. Над густо-зелеными сопками висели тяжелые серые облака. Из них сыпалась мелкая морось. Однако эта не очень-то приятная погода не повлияла на хорошее настроение русских моряков, стоявших на палубе военного транспорта «Маньчжур», неспешно входившего в бухту Золотой Рог… Командир транспорта капитан-лейтенант Алексей Карлович Шефнер , осмотрев в подзорную трубу живописную местность и облюбовав для стоянки небольшую бухточку у подножья южного склона прибрежного хребта, приказал спустить на воду шлюпку. Сойдя в нее вместе с прапорщиком Н.В. Комаровым, Шефнер распорядился грести вдоль берега, чтобы выбрать участок, наиболее подходящий для высадки прибывших сюда на корабле сорока солдат. Через час-два на берегу забелели палатки. В назначенный час на флагштоке взмыл ввысь бело-сине-красный государственный флаг Российской империи. Прапорщик Комаров салютовал трехцветному стягу саблей. Парадный церемониал свидетельствовал - военный пост Владивосток на берегах Японского моря учрежден.

Слайд 11

Владивосто́кский фуникулёр —единственный на Дальнем Востоке . Функционирует с мая 1962 года . Расположен на склоне сопки Орлиной, обращённой к бухте Золотой Рог Маршрут фуникулёра очень короткий — он составляет (181,439+123,561) ∙ 0,6 (183 м). Время в пути 0,48:0,32 ( 1,5 минуты ). Перепад высот между нижней и верхней станциями 1400 ∙ 0,05 (70 м) .

Слайд 12

Выполните умножение и деление десятичных дробей. Расположив ответы по порядку, узнаете, когда была построена в нашем городе Триумфальная арка. 1) 2,5 ∙ 0,4 2) 6,4 : 0,8 3) 8,1 : 0,9 4) 0,25 ∙ 4 Николаевские триумфальные ворота называют одним из самых красивых и величественных сооружений Владивостока. Они были построены в 1891 году в честь визита в город наследника царского престола Николая Александровича – будущего российского императора Николая II. Он посетил приморскую столицу в рамках своего кругосветного путешествия, которое, по мнению его отца, императора Александра III, было необходимо для расширения кругозора цесаревича: ведь ему предстояло управлять огромной империей. В 1930 году с приходом к власти большевиков арка Цесаревича – как символ ненавистного царского режима – была взорвана. Восстановили ее только в 2003 году. С тех пор Николаевские триумфальные ворота считаются одной из визитных карточек Владивостока. А еще местные жители говорят: того, кто пройдет под сводами арки, ждет счастье. Ответ: 1891 г.

Слайд 13

Задание № 5 (текст из открытых источников) Нашему городу посвящено много стихов и песен. Каждой строчке стихотворения соответствует пример. Выполните действия и расположите ответы в порядке возрастания. Прочитайте . К подножию высоких таёжных холмов 5,124 ∙ 0,8 4,0992 На берег лежавшего рогом залива 0,35 ∙1,4 0,49 Сошли смельчаки, где дубы вековые 1,2 ∙ 4,6 5,52 Заложен здесь город рубежный красивый 2,01 ∙ 4,9 9,849 Во славу отчизны любимой своей 20,84 – 6, 14,54 Не слышали раньше людских голосов 77,28 : 13,8 5,6 Проходцами дальних коварных морей 5,124 ∙ 1,3 6,6612 Сынами родной и великой России 15,7 - 9,18 6,52 С изгнаньем незванных приветствовал Ленин 5,13 + 16,5 21,63 Ценой многих жизней, трудом поколений 42 - 24,4 17,6 Далёкий, но «нашенский» Владивосток 32,224 : 1,06 30,4 В тревогах был выращен юный росток 63 : 3,5 18 Хранит он в названиях улиц и сопок 507 : 8,45 60 И город своих не забыв патриотов 290 : 7,25 40 Все добрые, светлые их имена 5,6 : 0,008 700 С почетом и свято на все времена 43,927:1,09 40,3 Владивосток Евгений Васильев На берег лежавшего рогом залива К подножию высоких таёжных холмов Сошли смельчаки, где дубы вековые Не слышали раньше людских голосов. Сынами родной и великой России, Проходцами дальних коварных морей Заложен здесь город рубежный красивый Во славу отчизны любимой своей. Ценой многих жизней ,трудом поколений, В тревогах был выращен юный росток. С изгнаньем незваных приветствовал Ленин Далёкий, но «нашенский » Владивосток. И город своих не забыл патриотов С почётом и свято на все времена Хранит он в названиях улиц и сопок Все добрые светлые их имена.

Слайд 14

Задания на отработку вычислительных навыков, составленные ученицей 5«В » класса Яловец Елизаветой. Выполните действия. Вместо знака вопрос, последовательно запишите ответы на примеры. Прочитайте текст. Золотой мост — вантовый мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Был построен в рамках программы подготовки города к проведению саммита АТЭС. Открыт 11 августа (?) года. В каком году был открыт Золотой мост? 1) 0,549 + 1,451 2) 4,05 + (-4,050) 3) 0,005 * 200 4) 1,60 * 1,250 Ответ: 2012 г. Золотой мост впечатляет размерами и действительно немного напоминает мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско. В длину он составляет почти (?) м, в ширину — 30 м, а главная его особенность — огромные пилоны V-образной формы, не имеющие верхней диафрагмы, высотой с 70-этажное здание. Сколько метров составляет длина моста? 1) 1,6 * 0,625 2) 0,160 * 18,750 3) 5,324 + 2,676 4) 7,680 : 0,96 Ответ: 1388 м.

Слайд 15

Выполните действия. Вместо знака вопрос, последовательно запишите ответы на примеры. Прочитайте текст. «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» — памятник на центральной площади Владивостока, один из символов города. Памятник с самого начала задумывался как высотная доминанта центральной площади Владивостока. Он был торжественно открыт 29 апреля (?) года, когда площади ещё не существовало, и центральная улица Ленинская (ныне Светланская ) круто обрывалась к бухте Золотой Рог. Автором памятника был известный московский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР Алексей Ильич Тенета. В каком году был открыт памятник? 1) 1,60 * 0,625 2) 6,367 + 2,633 3) 3,20 * 1,875 4) 0,681 + 0,319 Ответ: 1961 г.

Слайд 16

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ
РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Слайд 1 ( тема)

       Данная работа была выполнена в рамках программы профессиональной

переподготовки   «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Слайд 2. (актуальность)

         Важнейшей задачей обучения математике, является обеспечение учащихся прочными знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни.

         Данная тема актуальна, так как вычислительные навыки необходимы в жизни каждому человеку. Математика является одной из важнейших наук на Земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей повседневной жизни.

Вычислительные навыки формируются у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в начальной школе и в 5-6 классах. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий.

Формирование вычислительных умений и навыков традиционно считается одной из самых «трудоемких» тем. Развитие вычислительных навыков — это длительный и сложный процесс, результативность которого зависит от индивидуальных особенностей учащегося, уровня его подготовки и от способов организации вычислительной деятельности, также от методических и педагогических подходов которые осуществляются к образованию учащихся и их математическому образованию в целом.

В настоящее время наблюдаются следующие противоречия:

- с одной стороны снижение интереса у обучающихся к математическим вычислениям из-за их однообразия, монотонности и присутствия в повседневной жизни вычислительной техники;

- с другой стороны необходимость формирования вычислительных приемов, умений и навыков связана с возрастающей практической значимостью школьного курса математики, высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников, большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики.

                  Слайд 3.        Немного теории

Навык  это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием по элементарной сознательной регуляции и контроля.

Вычислительный навык  это высокая степень овладения вычислительными приемами.

Приобрести вычислительные навыки значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

           В зависимости от степени овладения учеником учебными действиями, оно выступает как умение или навык, характеризующийся такими качествами, как правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность.

                 Слайд 4.

 На сегодняшний день существуют традиционные и инновационные  приемы и методы формирования вычислительных навыков.

                Слайд 5    (р.к.)

            При анализе учебной и научно - методической литературы по теме  я увидела, что принцип региональности совсем не затрагивает общеобразовательную область -  математику и заданий с региональным компонентом для формирования вычислительных навыков нет. Поэтому я решила их разработать.

         Региональный компонент в заданиях по математике может способствовать повышению интереса учащихся к математике и формированию у них вычислительных навыков. Составление таких задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными, но и развивает учебные умения, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, умение делать выводы и др.). 

                Анализируя программу по математике в 5-6 классах, я отметила, что учащиеся должны владеть определенным набором вычислительных умений и навыков. Однако большое количество учащихся не владеют данными  навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:

           - низкий уровень мыслительной деятельности;

 - отсутствие соответствующей подготовки;

 - неразвитое внимание и память учащихся;

 - недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;

 - отсутствие интереса к учению;

 - отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками в период обучения.

Учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные методы и приемы.  Не секрет, что современные школьники «впитывают» в себя информацию только ту, которую считают нужной. Поэтому традиционная трансляция (пересказ)  материала  не отвечает современным требованиям к уроку. Задача современного учителя организовать работу так, чтобы учащиеся самостоятельно «добывали» знания.      На уроке необходимо создать такую ситуацию – ситуацию «успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания ученика, а во вселении веры в ребенка, что он может и у него получится. Нужно помочь ребенку поверить в собственные силы, мотивировать его на учебу.

             Наибольший эффект в развитии вычислительных навыков достигается если привлекать учащихся к самостоятельному составлению задач. Русский педагог К. Д. Ушинский уделял серьёзное внимание идее развития самостоятельности у учащихся в обучении. В системе обучения он рекомендует умело организовывать опыт самостоятельной деятельности детей с учётом их особенностей.

       Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и задач с использованием регионального компонента.

                                       

                                      Слайд 6. (задачи р.к.)        

                                      Слайд 7. (алгоритм)

Составление задач в виде домашнего задания в первую очередь предназначено для того, чтобы заинтересовать наиболее пассивную часть класса, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его проведении. Для этого я составила алгоритм, которого необходимо придерживаться при составлении заданий содержащих региональный компонент.

Составление таких заданий при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными, но и развивает учебные умения, мыслительные операции (анализ, синтез).

 Постепенно учащиеся «втягиваются» в работу над составлением задач, математическая составляющая усложняется, заинтересованность возрастает, вычислительные навыки формируются. Свои задачи они предлагают на уроках решить своим одноклассникам или группе учащихся.

Задачи с региональным компонентом можно применять на уроках различного вида: закрепления изученного материала; применения знаний, умений; проверки и контроля; а также на комбинированных уроках по отработки вычислительных навыков.  

Слайд 7-15

Задания на отработку вычислительных навыков составленные учащимися 5 - 6-х классов.  (2014-15, 2015-16 уч. год)

          Создания задач наилучшим образом соответствует позиции обучающегося – возможности получения знаний о своем городе с минимальными затратами времени, в удобной форме, в привычное урочное время.

Возможно, ученик считает ненужными для себя некоторые учебные предметы, но региональный компонент в них, знания о своей родной местности по этому предмету он обязательно усвоит. Это является одним из способов повышения интереса к математике и формированию вычислительных навыков.

           Хочется отметить, что работа с данными заданиями не заканчивается в 6 классе. При подготовке к ОГЭ в 9-х классах в прошлом учебном году я возвращалась к этим заданиям и предлагала учащимся поработать с ними  вновь.   Это вызвало интерес, заинтересованность и учащиеся пытались свои же задания выполнять без телефона – калькулятора с которым они уже образуют единое целое. Многие были удивлены, что они в 5-6 классах составляли такие примеры и решали их.  

     Использование заданий, содержащих региональный компонент, способствует не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка, его мировоззрения.

 

       Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету и положительной эмоцией на уроке.  А также раскрывается прикладная сущность предмета «математика».

           Риски в работе:    

1.         Практическое применение данного метода обучения возможно только при наличии необходимых материальных средств.

2.        Необходимость длительно поддерживать интерес учащихся.

3.        Наличие времени на уроках.

       

       Т.к.  я не коренной житель города Владивостока, то для себя я узнала об истории города очень много.

       Таких заданий у меня накопилось около 200.

Слайд 16.     Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы

Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления актив...

формирование вычислительных навыков на уроках математики

Самообразование учителя. Цель данной работы: выявление значения устных упражнений как одного из  наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков учащихся 5-9  классов...

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах при проведении устного счёта

Устные вычисления помогают лучшему усвоению приёмов письменных вычислений, т.к. письменные вычисления включают в себя элементы устных вычислений. Практическое значение умения считать устно состоит в т...