Методические указания по организации исследовательской деятельности обучающихся
методическая разработка

Сергей Агбанович Цыренжапов

Данные указания призваны помочь обучающимся при проведении исследовательской деятельности. Изложены вопросы, связанные с терминологией, этапами работы, методами исследования, видами ученических исследовательских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx50.81 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х.Намсараева»



Методические указания по организации исследовательской деятельности обучающихся


Разработал: учитель истории

Цыренжапов С.А.









c. Кижинга

2020 г.





Цыренжапов С.А., учитель истории и обществознания МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х.Намсараева», с. Кижинга.

Методические указания по исследовательской деятельности обучающихся. Пособие для обучающихся. МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х.Намсараева» с. Кижинга. , 2020 г., 28 стр.

Данные указания призваны помочь обучающимся при проведении исследовательской деятельности. Изложены вопросы, связанные с терминологией, этапами работы, методами исследования, видами ученических исследовательских работ.

Оглавление

1. Введение стр. 4

2.Что есть наука? стр. 5-8

3.Терминология научной деятельности стр.8-9

4.Этапы работы над исследованием стр. 9-11

5.Методы исследования стр. 11-12

6.Методы работы с информацией:

а) библиографический поиск информации стр. 12-15

б) библиографическое описание стр. 15-17

в) оформление библиографических

ссылок стр. 17-18

7.Роль творчества в исследовательской деятельности. Методы творческого
решения проблемы исследования стр. 18-22

8. Виды ученических исследовательских работ:

а) реферат стр. 22- 24 б) доклад стр. 25-27

9. Заключение стр. 27

10. Литература стр.28

Введение

Перед системой современного образования стоит задача подготовить учащихся к самостоятельной жизнедеятельности, сформировать умения ориентироваться в постоянно меняющемся мире, осваивать информационное пространство. Одним из путей решения данной задачи является организация исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность обладает большим образовательным, развивающим потенциалом. Она способствует углублению теоретических знаний, развивает системное логическое мышление, творческие способности учащихся.

В настоящее время в учебном процессе современных образовательных учреждений прослеживается активный интерес к исследовательской деятельности. Учитывая это обстоятельство, перед образовательными учреждениями стоит задача - обучить учащихся технологии самостоятельного исследования.

Данные методические рекомендации призваны помочь учащимся в организации исследовательской деятельности.

Что есть наука?

Во-первых, наука - это исследовательская деятельность ученых, направленная на получение новых общественно значимых знаний о действительности.

Основными компонентами исследовательской деятельности являются: определение проблемы, постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

Во-вторых, наука - это система особого рода знаний, научных знаний, которые должны отвечать определенным критериям.

Непосредственная цель и высшая ценность исследовательской деятельности - объективная испита. Научное знание соответствует объективному положению вещей, направлено на отражение закономерностей действительности, не является чьей-то выдумкой.

Научное знание - это знание объяснительное, раскрывающее существенные свойства, основные характеристики изучаемых предметов, явлений, процессов.

Научное знание - это знание доказательное. знание, подтвержденное фактами, аргументами.

Чтобы получить научное знание, необходимо решить триединую задачу: описать, объяснить, предсказать процессы и явления действительности.

К описанию мы можем отнести всё то, что информирует нас о названии (обозначении) объекта или явления, его строении, названии его частей, о ходе развития явлений, событий, процессов, об общих и отличительных, необходимых и достаточных, существенных и не существенных признаках объектов или явлений, на основании которых их можно было бы узнавать, упорядочивать и приводить в систему,

К объяснению относится все то, что информирует нас о связях и отношениях объектов и явлений, причем о таких связях и отношениях, которые имеют устойчивый характер. В отличие от описаний, объяснения включают в себя две части: утверждающую и доказующую. В первой части объяснений формулируются законы, свойства, принципы в виде словесных утверждений или четких формулировок, в виде формул, теорем. Во второй части строится доказательство.

Предвидение в своей сущности сходится к тому, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответствии с выявленными законами, сконструировать модель будущего по тем единичным фрагментам, которые существуют сегодня.

Научные знания, полученные, в ходе исследовательской деятельности ученых, образуют в своей совокупности систему наук. В целом, весьма условно систему наук можно подразделить на 3 большие группы (подсистемы) - естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам.

Гуманитарные науки - общественные науки (история, политическая экономия, филология и др.), имеющие отношение к сознанию человека и человеческому обществу.

Естественные науки - науки (биология, геология, география, физика, астрономия, химия и др.), изучающие законы развития природы.

Технические науки - науки (космонавтика, сельскохозяйственные науки, металлургия и др.), решающие не только познавательные, но и социально-практические

проблемы. Поэтому здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа.

Резкой грани между этими подсистемами нет - ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Так. например, на стыке технических и общественных наук находится техническая эстетика, между естественными и техническими науками -бионика, между естественными и общественными науками - экономическая география.

В-третьих, наука - это совокупность исследовательских институтов, академий, университетов, иными словами определенный социальный институт.

Оформление науки в качестве социального института произошло в 17 - начале 18 вв. когда в Европе были образованы первые научные академии, началось издание научных журналов. До этого сохранение и воспроизводство науки как самостоятельного социального образования осуществлялись преимущественно неформальным образом - путём традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личною общения учёных. До конца 19 в. наука оставалась "малой", занимая в своей сфере относительно небольшое число людей. На рубеже 19 и 20 вв. возникает новый способ организации науки - крупные научные институты и лаборатории, с мощной технической базой. Современная наука всё глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и политико- административную и военную сферу.

По данным ЮНЕСКО, за последние 50 лет ежегодное увеличение числа научных работников составляло -7%, в то время как численность всего населения возрастала лишь на 1,7 % в год. 90 % всех ученых, населявших планету Земля - наши современники.

В научном мире ученый обычно имеет определенное звание и степень. Ученые звания и степени присваиваются специалистам с высшим образованием, определяют их научную квалификацию, достижения в развитии науки, техники и культуры. В разных странах имеются особенности в аттестации научных и научно-педагогических работников, исторически сложившиеся терминологии ученых званий и ученых степеней.

В нашей стране установлены: ученые степени - доктор наук, кандидат наук; ученые звания - профессор, доцент, старший научный сотрудник, ассистент и младший научный

сотрудник

Лица, окончившие английские и американские университеты и др. высшие учебные заведения, получают ученую степень бакалавра наук (или искусств), которая присваивается после сдачи специальных экзаменов, а иногда и защиты небольшой по объёму реферативной диссертации. Вторая ученая степень в англо-американской системе - магистр наук (или искусств). Для получения этой степени надо иметь ученую степень бакалавра и пройти дополнительный курс обучения в течение 1-2 лет: в некоторых университетах, кроме того, требуется защитить и диссертацию. Следующая ученая степень - доктор наук (математических, физических и др.).

Какими качествами характера должен обладать настоящий исследователь, ученый?

- психологические качества: увлеченность наукой, желание узнать больше, самостоятельность, критичность и др.;

- специальные исследовательские знания и умения: знания в области исследуемой науки, знание методов научного познания, умения теоретически осмысливать исследуемое явление;

- нравственные качества: трудолюбие, упорство, честность, настойчивость достижения цели.

Терминология исследовательской деятельности

Если мы обратимся к этимологии слова «исследование», то заметим, что под исследованием понималось прежде способность восстанавливать нечто «из следа», с тем, чтобы, таким образом, по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах раскрыть сущность вещей.

Научно-исследовательская деятельность — деятельность ученого по изучению проблемы, возникшего противоречия, характеризующаяся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, направленная на получение общественно значимых новых знаний в общекультурном значении.

Исследовательская деятельность школьника отличается от научно-исследовательской деятельности ученого тем, что ее результатом является научное знание, обладающее не объективной, а субъективной новизной.

Основными терминами исследовательской деятельности являются: проблема, тема, объект, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.

Проблема исследования - вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Тема исследования — это лаконичная формулировка проблемы исследования; это содержание работы, заключенное в одной фразе.

Объект исследования — процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию. Объект исследования - это область поиска, то на что направлено исследование.

Предмет исследования - это отдельный аспект объекта, точка зрения, с которой рассматривается объект. Предмет - это то, что находится в границах объекта. На предмет исследования направлено основное внимание исследователя.

Цель исследования - представление о результатах исследования.

Задача исследования - шаг, этап достижения поставленной цели. Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы (пунктов плана реферата).

Гипотеза исследования - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Метод исследования - способ решения проблемы исследования.

Этапы работы над исследованием

На первом этапе работы исследователь должен ответить для себя на следующие вопросы:

Проблема исследования

Что хочу, что нужно изучить, исследовать?

Тема исследования Как назвать научную работу?

Объект исследования

| Что исследую? Какой процесс или явление?

Предмет исследования

Как рассматриваю объект, какие

отношения, свойства, функции

объекта раскрываю в своем

исследовании?

Цель исследования

Что хочу получить в результате исследования/

Задачи исследования

Гипотеза следования

Что нужно сделать, чтобы была достигнута цель исследования?

Мои варианты, предположения
относительно решения поставленной
ппроблемы исследования?

Методы исследования

Какими способами намереваются
достичь поставленной цели

исследования?

Исследование предполагает также следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы:

Этап поиска и обработки информации (цель: найти информацию об объекте исследования и обработать ее);

Этап преобразования поступившей информации (цель: смодифицировать, преобразовать найденные знания об объекте исследования);

Этап творческого разрешения проблемы исследования (цель: самостоятельно открыть закономерности, присущие исследуемому объекту).

Структура исследования определяется различными комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными повторениями и изменениями.

Методы исследования

Исследовательская деятельность предполагает три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа:

Этап поиска и обработки информации (цель: найти информацию об объекте исследования и обработать ее);

Этап преобразования поступившей информации (цель: смодифицировать, преобразовать найденные знания об объекте исследования);

Этап творческого разрешения проблемы исследования (цель: самостоятельно открыть закономерности, присущие исследуемому объекту).

Структура исследования определяется различными комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными повторениями и изменениями.

Способ достижения поставленной цели называют методом.

Методы работы с информацией: методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей.

Методы творческого решения проблемы исследования: метод структурного анализа проблемы исследования; метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм», метод аналогий, «синектика», метод «Если бы...», метод образной картины и др.

Для успешного проведения самостоятельного учебного исследования необходимо знать основные пути к источникам научной информации и иметь представление о таких важных источниках научной информации, как монографии, сборники, журнальные статьи, брошюры, рецензии и т.д., знать, как их находить в библиотечных фондах, уметь вычленять в них нужную информацию, правильно ее обрабатывать.

Библиографический поиск информации

Поиски необходимой литературы — продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской работы.

Характеристика литературных источников

Монография — это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.

Брошюра — непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило научно-популярного характера.

Сборник научных статей — издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.

Журнальная статья — научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.

Рецензия — критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.

Аннотация — краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том. для какого круга читателей оно предназначено.

Тезисы доклада — краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения.

Учебное и методическое пособия — издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий.

Чтение научной литературы

Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть культурой чтения. Культура чтения включает в себя: регулярность чтения, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного материала, необходимо уметь быстро читать. Скорость чтения — не самоцель. Она обязательно должна сопровождаться качеством усвоения содержания текста, его воспринимаемостью, осмыслением и запоминанием самой существенной информации.

Для исследователя важно уметь определять цели чтения, владеть различными его видами.

Цели чтения

Информационно-поисковая — найти нужную информацию.

Усваивающая — понять информацию и логику рассуждения.

Аналитико-критическая — осмыслить текст, определить к нему свое отношение.

Творческая — на основе осмысления информации дополнить и развить ее.

Виды чтения

Просмотровое чтение используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, поскольку с их помощью читатель может только предположить, что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.

Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц. Цель — познакомиться с характером информации в целом, уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение: провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.

Изучающее чтение предполагает доскональное освоение материала. отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение — два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации: второе — поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли.

Основное качество квалифицированного профессионального чтения — гибкость, требующая от читателя умение управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к энциклопедии и специальным словарям. Статьи энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной проблемы, но и список основных опубликованных по ней работ. Получив общую информацию по теме исследования, можно уже направиться к каталогам.

Каталоги — это существующие в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.

В предметном каталоге названия книг размещены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик.

В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

Во «владениях библиотеки» необходимо внимательно изучите каталоги и картотеки. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Перепишите с карточки каталога точную и полную библиографическую информацию о книге, статье. Свои записи лучше делать на отдельных карточках. На основе этих карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется список литературы.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии .
    Абульханова-Славская К.А. ' Субъект действия. взаимодействия. познания
    (Психологические, философские, социокультурные аспекты). - Воронеж. 2001. - С.
    36-53.
  2. Алексеев П.Г". Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г.
    Алексеев, А.В.Леонтович. А.С.Обухов. Л.Ф.Фомина ' Исследовательская работа
    школьника. - 2002. - №1. - С. 24-33.
  3. Асмолов А.Г. Динамический подход к психологическом}' анализ} деятельности
    А.Г.Асмолов //Культурно-историческая психология и конструирование. 
    М. 1996.
  4. Багишаев З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития З.Я.
    Багишаев // Педагогика. - 2003. -№9. - С. 10 - 14.

Библиографическое описание

Библиографические ссылки и список использованной литературы составляют библиографический аппарат научных работ. Эта часть научного труда основывается на библиографическом описании документов.

В библиографическом описании применяются такие условные, знаки:

. - (точка и тире) - для выделения областей описания:

: (двоеточие) - перед сведениями, относящимися к заглавию, перед издателем;

(косая черта) - перед сведениями об ответственности:

: (точка с запятой) - для отделения друг от друга групп авторов (основных от других лиц. принимавших участие в создании документа), перед вторым местом издания: . (запятая) - перед годом издания;

(две косые черты) - при описании составной части документа перед сведениями об источнике, в котором она опубликована.

/. Библиографическое описание книги с указанием одного, двух и трех авторов Книга одного автора:

Боханов А.Н. Император Александр III / А.Н. Боханов. - 3-е изд. - М. Рус. Слово. 2004. – 5 Книга двух авторов:

Олейник О.Ю. Интеллигенция, эмиграция, отечество: проблема патриотизма в творческом наследии представителей российского зарубежья 20-30-х годов О.Ю. Олейник. В. С. Меметов: Иван. Гос.ун-т. - Иваново : ИвГУ. 1997. - 242 с.

2. Библиографическое описание электронного сетевого ресурса

Репина Е.А. Агрессивный текст как тип текста [Электронный ресурс] Н.А. Репина. - Режим

доступа: http://www.textolody.ry\public\adress.html (10 янв. 2000).

2. Библиографическое описание статьи

Статья из газеты

Босенко В. Последний приют Ахматовой , В. Босенко ' Лит. газ. -2001 .-7-13 марта(№ 10). -С. 11.

Статья из журнала

Кириллова II. Б. Медиакультура, миф и политика Н.Б. Кириллова \\ Философские науки. - 2006. -.N06. - С. 26 - 44.

Оформление библиографических ссылок

При написании научной работы автор обязан давать библиографические ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Библиографическая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, представляет необходимую информацию о нем. дает возможность разыскать документ, а также получить представление о его содержании, объеме, языке текста и т.д.

Внутритекстовые библиографические ссылки

Внутритекстовые библиографические ссылки применяют в том случае, если значительная часть ссылки вошла в основной текст работ и изъять ее из текста и перенести под строку за текст невозможно, не заменив этот текст другим. Внутритекстовые ссылки оформляются в тексте работы в квадратных скобках.

Во внутритекстовой ссылке на произведение, включенное в список литературы, после > поминания о нем или после цитаты в квадратных скобках проставляют номер, пол которым оно значится в списке.

Например:

А.Б. Евстигнеев [13] и В.Е. Гусек [2'~] считают....

Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом:

В своей книге Ю.А. Барсов [20. С. 29] писал....

Подстрочные ссылки

Подстрочные ссылки применяют в тех случаях, когда в тексте их помещать невозможно, чтобы не усложнять его чтение. Подстрочные ссылки располагают под текстом каждой страницы и отделяют от него строкой (линией) в 20 печатных ударов и пробелом в 1,5 интервала.

Например:

.. .Счастье оно было завоевано длительным общ/ением с романом. - пишет Л. Погожева в статье '•Возвращение к Стендалю.'Лит.газ. 1976. 7 янв. с .8

Роль творчества в исследовательской деятельности

Методы творческого решения проблемы исследования

Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью». Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное.

Методы творческой деятельности: метод структурного анализа проблемы исследования; метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм», метод аналогий. «синектика», метод «Если бы...», метод образной картины и др.

Метод структурного анализа проблемы исследования состоит в том. чтобы исследователь выделил структурные компоненты исследуемой проблемы, определил отличительные черты каждого компонента.

Метод образной картины воссоздает такое состояние у исследователя когда восприятие и понимание объекта как бы сливаются, происходит целостное, нерасчлененное видение объекта. Исследователь с помощью рисунков, символов, ключевых терминов выражает основы исследуемой проблемы.

Метод эвристических вопросов разработан древнеримским оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод «мозгового штурма»

Один из эффективных методов решения творческих задач — мозговая атака или мозговой штурм. Писатель Г. Кружков так пишет о методе «мозгового штурма»: «Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают... играть в «чепуху», т.е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут. — даже самые фантастичные. Например, нужно построить небывалых размеров купол над стадионом. Один говорит: «Насыпать гору, покрыть ее асфальтом, а потом гору выскрести из-под асфальта». Второй: «Вырыть яму и вывернуть ее наизнанку». Третий: «Поймать миллион пауков и заставить их сплести купол из паутины». Четвертый: «Натянуть огромное полотнище, а потом намочить и заморозить» и т.д. А магнитофон крутится и заносит всю эту чепуху на пленку. Потом ученые эту пленку внимательно прослушивают. Среди вороха бредовых идей очень часто оказывается именно та неожиданная, но верная идея, которую раньше никак не могли найти».

Основная задача метода «Мозговой штурм» — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Каждый может высказывать свои идеи, их дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого — фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. «Штурм» длится 10—15 минут.

Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод «Если бы ...». Суть метода состоит в том. чтобы описать, что произойдет, если что-то измениться. Например, исчезнут в словах окончания и т.п.

Метод «Синектика» это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Различают несколько типов аналогий:

Прямая аналогия. Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области науки, техники или из живом природы для нахождения образца решения.

Например, дана задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой — пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной?

Группа исследователей в своих поисках рассмотрит, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, в частности стволы деревьев; как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.

Личная аналогия (эмпатия). Исследователь представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом) и пытается осознать, как бы он действовал в данных обстоятельствах.

Представив себя заслонкой, мы сначала стали бы уворачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключен ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она. как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь менялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

Символическая аналогия. Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другому, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное (см. таблицу).

Определяемое понятие

Определение

Вентилятор

Жесткий ветер, настольный сквозняк, застывший вихрь

Раствор

Взвешенная неразбериха

Книга

Молчаливый рассказчик, диалог наедине

Пламя

Видимая теплота

Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска образной характеристики защиты процесса были предложены такие метафоры: живая броня, невидимая кольчуга, отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем нарастающего льда.

Фантастическая аналогия. Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей. После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху. Например, в XVII в. движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Английский врач и физиолог У. Гарвей ввел новую аналогию — насос — и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

Творческий характер учебному исследованию придают и приемы содержательно-смыслового анализа собственного мышления, которые предполагают получение ответов на следующие вопросы: что хочу исследовать; почему, для чего провожу исследование на данную тему; почему выбрал для исследования именно эту. а не другую проблему: в чем смысл проводимого мной исследования: что знаю, а что хотел

интересующей проблеме; в чем состоит проблемная ситуация; что требуется сделать для устранения проблемной ситуации; что мешает решению проблемной ситуации или достижению цели; какие вопросы необходимо раскрыть для решения проблемы; какими методами исследования стоит воспользоваться, почему именно этими и др.

Виды ученических исследовательских работ

Реферат

Реферат (от латинского геего - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная учебно-исследовательская работа школьника, где автор раскрывает суть исследовательской проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на ее решение.

Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала должно носить проблемно-тематический характер.

Примерная структура реферата

Титульный лист.

Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследовательской проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата).

Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

Список литературы.

Требования к оформлению реферата

  • Объем реферата может колебаться в пределах 8—15 печатных
    страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
  • Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением
    культуры изложения.
  • Должна быть соблюдена последовательность написания
    библиографического аппарата.

Список литературы:

  1. Андреев В.И. Программирование деятельности / В.И.
    Андреев. -М.: Высш. Школа, 1981. -240с.
  2. Багишаев З.Я. Приоритеты современного образования и
    стратегия его развития / З.Я. Багишаев // Социсс. - 2003. - №9. - С.
    10- 14.

• Обязательно должны иметься ссылки на используемую
литературу.

Ссылки по тексту реферата

Например: .... В своей статье Ю.А. Багишаев [2. С. 40] писал ....

• Печатать реферат рекомендуется на бумаге стандарта А4 (210х297мм) с полями: левое поле - 30мм; правое поле — 10мм; верхнее - 15мм; нижнее - 20мм. При оценивании реферата учитываются обычно следующие критерии:

НОВИЗНА ТЕКСТА:

  • актуальность темы исследования;
  • новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании
    нового аспекта известной проблемы, в установлении новых связей -
    межпредметных, внутрипредметных;
  • наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;
  • стилевое единство текста, единство жанровых черт.

СТЕПЕНЬ РАСКРЫТИЯ СУТИ ВОПРОСА:

  • соответствие плана теме реферата;
  • соответствие содержания теме и плану реферата;
  • полнота и глубина раскрытия основных понятий темы;
  • обоснованность способов и методов работы с материалом;
  • умение работать с исследованиями, критической литературой; умение
    систематизировать и структурировать материал;
  • умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения
    по одному вопросу.

ОБОСНОВАННОСТЬ ВЫБОРА ИСТОЧНИКОВ:

  • полнота использования работ по проблеме,
  • привлечение наиболее известных исследований, последних
    статистических данных.

СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОФОРМЛЕНИЮ:

  • насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, спи
    сок литературы;
  • оценка грамотности и культуры изложения, владение терминологией, соблюдение требований к объему реферата и культура оформления.

Доклад

Доклад — публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.

1. Структура доклада.

1. Вводная часть: обоснование темы + актуальность темы +главный тезис
(основное научное положение).

II. Основная часть: аргументация, доказательства + факты, подтверждающие
выдвинутый тезис.

III. Заключительная часть: выводы, подтверждающие или опровергающие
выдвинутый тезис.

2. Особенности построение доклада.

Как начать доклад?

Можно завоевать внимание слушателей следующими способами:

  • задать проблемный или оригинальный вопрос по теме выступления;
  • начать с интересной цитаты по теме выступления;
  • начать с конкретного примера из жизни.

После оригинального начала доклада должны следовать обоснование темы, ее актуальности, а также научное положение - тезис.

Как заинтересовывать слушателей в ходе основного изложения'?

  • рассказать необычные факты;
  • рассказать то, что непосредственно касается всех слушателей;
  • рассказывая, быть конкретным и определенным;
  • использовать образные сравнения и контрасты;
  • использовать раздаточный материал;
  • сопровождать выступление мультимедийной презентацией основных
    положений доклада.

Как закончить доклад?

  • кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в ходе
    доклада;
  • процитировать что-либо по теме доклада;
  • создать кульминацию, оставив слушателей в размышлении над
    поставленной проблемой.

Резюмирующие фразы доклада: таким образом ...; итак, можно утверждать ...; основная идея сводиться к следующему ...; подытожим сказанное ....

3. Типичные ошибки при выступлении

  • злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, усложняю
    щими восприятие главной мысли;
  • наличие слов-паразитов: «вот», «значит», «так сказать» и т.д.;
  • чрезмерная громкость голоса: слушатели через 8-10 минут не воспринимают такую речь;
  • построение сложных предложений, в которых количество слов пре
    вышает 14—15: такие фразы не воспринимаются, смысл ускользает за сложностью грамматической конструкции;
  • монотонная интонация без акцентов на значимых моментах доклада и т.д.

4. Оцениваемые характеристики доклада:

  • Тема и цель доклада: Ясна ли тема доклада? Четко ли сформулирована цель?
  • Содержание: Интересно? Логично и ясно? Продуман ли план?
    Убедительно?
  • Речь и язык: Нет ли двусмысленностей? Непринужденность языка?
    Чрезмерно специфическая терминология? Длинные предложения?
    Запутанные конструкции? Многословие? Оригинальность идей?

    Избитые выражения? Риторические вопросы? Бесцветный язык?
  • Произнесение: Уверенность в себе? Контакт с аудиторией. Звучность
    голоса
    . Освоен материал на память? Слишком зависит от записей?
  • Внешность и манеры: Непринужденно держится? Уверенно ли?
    Выражение лица? Обращена речь ко всем? Смотрит на слушателей?
  • Поза: Скованная? Неудобная? Прямая, энергичная? Сутулится?
  • Жесты: Уместны ли? Осмыслены ли? Слишком много? Мало жестов?

5. Требования к докладу.

Доклад должен быть:

  • информативным;
  • содержательным;
    » интересным;
  • убедительным.
  1. Регламент доклада: 7-8 минут.

Заключение

Данные рекомендации призваны помочь учащимся при проведении и оформлении исследовательских работ. Изложены вопросы, связанные с определением науки, терминологией научной деятельности, этапами работы над исследованиями, методами исследования. Особое внимание уделено методам работы с информацией: как вести библиографический поиск информации, правильно оформлять библиографические ссылки.

Также большое внимание уделено методам творческого решения проблем исследования – таким как методы «мозгового штурма», синектики.

Очень подробно изложены вопросы, связанные с такими видами ученических исследовательских работ как рефераты и доклады: их примерная структура, требования к оформлению, критерии оценивания, особенности построения, типичные ошибки.

Надеюсь, что данное пособие поможет учащимся в первых шагах в науку.

Литература:

1. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности
учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина

// Исследовательская работа школьника.- 2002. -№1 .-С. 24-33.

2. И.Г.Гоман «Исследовательская деятельность — условие развития
творческой личности» /Журнал « теория и практика дополнительного
образования», №6 2007 г.,с.36- 38/

3. Н.И.Голавская , Л.Е. Кононова «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся» /Материалы региональной НПК «Инновационные технологии в образовании», У.-У., 2003 г., с. 16- 17./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности с обучающимися

Материалы сборника подготовлены коллективом методистов информационно-методического кабинета отдела образования. В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деят...

Выбор оптимальных методических форм повышения готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся.

В статье указаны оптимальные методические формы повышения готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся....

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Литература

Методические указания по организации самостоятельной работы  обучающихся по дисциплине Литература разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального образования ...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык

Методические указания по организации самостоятельной работы  обучающихся по  дисциплине Русский язык разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального обра...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной учебной дисциплины "Физическая культура" по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

В методических указаниях даны основные требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Физической культуре», основные понятия и определения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 12 Химия

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Химия» разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образователь...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский язык) для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

   Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного формирования устойчивых навыков и умений по разн...