Применение здоровьесберегающей технологии при использовании интерактивной доски на занятиях естественнонаучного цикла
статья

Шевырева Ольга Дмитриавна

Статья содержит информацию о безопасной работе с интерактивной доской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-primenenie_zdorovesberegayushcheytehnologii.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА ЗАНЯТИЯХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА 

О. Д. Шевырева

olgashevyreva@yandex.ru

МБОУ Калачеевская СОШ № 1, г. Калач Воронежской обл.

У кого есть здоровье – у того есть надежда

У кого есть надежда – у того есть всё!

Восточная мудрость.

Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие обучающегося и учителя. Но сегодня у педагога есть замечательные помощники в деле обучения - компьютеры и иные средства информатизации, способные работать в интерактивном режиме.

Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет мне реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала на уроках естественнонаучного цикла и внеурочных занятиях, связанных с научно-исследовательской деятельностью.

Выделяю следующие основные преимущества работы с интерактивными досками:

  • актуализирует подачу материала, позволяя эффективно работать с различными ресурсами;
  • предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
  • делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;
  • развивает мотивацию.

Использование информационных технологий в ОУ помогает мне делать работу привлекательной для детей с ОВЗ, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы. В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стараюсь развивать восприятие ребенка, которое связано с функционированием различных сенсорных систем: и визуальной, и аудиальной и особенно кинестетической. Именно кинестетическая система связана с моторной памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания. Интерактивная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. Они не боятся выходить к доске.

Интерактивную доску  использую и во внеурочной деятельности в курсе «Клуб юных исследователей». Эксперименты, проводимые с использованием цифровых датчиков, выводятся на экран. Ученики самостоятельно  умеют задать команду «начать эксперимент», «сохранить показания датчиков», «сопоставить полученные графики». На этих занятиях мы проводили эксперименты с датчиком температуры, датчиком частоты сердечных сокращений, цифровым микроскопом.

Но применять цифровые образовательные ресурсы нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка. Не секрет, что в России только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию, 40% находятся в «группе риска». По данным специалистов Института возрастной физиологии РАО, именно со школой связано от 20 до 40% негативных факторов, ухудшающих здоровье детей. Учёные РАО даже ввели особый термин — «школьные факторы риска».

Во-первых, доска и проектор должны быть правильно установлены:

  • Желательно установить проектор стационарно, так же как и доску. Это решит проблему настройки и калибровки доски во время урока.
  • Доску следует устанавливать с учетом роста, чтобы каждый участник образовательного процесса: учитель или ученик, не испытывал затруднений при работе с доской
  • Расположение проектора должно быть на максимально коротком расстоянии от доски, чтобы луч проектора не попадал в глаза учителю и ученикам. Одно из решений – это использование  короткофокусного проектора.
  • Размещение доски  должно учитывать возможное попадание солнечных бликов. Интерактивную доску лучше расположить посередине или справа (подальше от окна). Если доска уже установлена, то выходом из сложившейся ситуации будут шторы из плотного материала.

Во-вторых, следует помнить о временных ограничениях работы с мультимедийным оборудованием. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж). С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Не стоит забывать, что  важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко и я стараюсь на уроках естественнонаучного цикла по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. 

Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:

1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)

  1.    Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
  2.    Рациональная организация труда учителя и учеников.
  3.    Создание комфортного психологического климата.
  4.    Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
  5.    Чередование различных видов деятельности на уроке.
  6.    Использование аудиовизуальных средств обучения.

Однако применение интерактивной доски, на мой взгляд, нужно сочетать с использованием традиционных форм урока, что позволит периодически переключать внимание учеников.

Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке. Не нужно забывать про оздоровительные моменты на уроке: физминутки, динамические паузы, минутки релаксации. Созданы специальные комплексы упражнений для нормализации осанки, для восстановления сил, для снятия утомления, для снятия напряжения с мышц туловища, для глаз. Для снятия зрительной нагрузки во время работы с интерактивной доской я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.  На уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку при работе за компьютером, с интерактивной доской, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Зарядка для глаз проводиться, не всегда стандартно: я предлагаю ребятам не только инструкции по снятию утомления глаз, но и  стереограммы.  Они, как известно, рекомендованы людям, много работающим за компьютером. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз. Дети обожают определять изображение, спрятанное на рисунке.

Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует так же внимательно подходить к выбору учебного материала. Информация для размещения на доске должна быть правильно оформлена.

  • Фон не должен быть слишком ярким. Шрифт должен максимально контрастировать с фоном. Недопустимо использовать слишком мелкий шрифт.
  • Не нужно перегружать страницу текстом, изображениями, схемами, диаграммами.
  • Необходимо использовать качественные изображения.
  • Присутствие анимированных картинок должно быть оправданным и не отвлекать от сути рассматриваемого материала.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

Закончить статью мне бы хотелось словами Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья - ничто».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе http://www.openclass.ru/epublish/2/12
  2.  Курганский С. Факторы воздействия специфики крайнего севера на школьное образование – М.: Народное образование. – 2007. – №2. – 210с.
  3.  СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" http://www.tehdoc.ru/files.1760.html
  4.  Шаповалова Т.В. Разнообразие форм информационных технологий на уроках английского языка http://ito.1gb.ru/tesises/90
  5.  Шачнев Д. Здоровьесбережение школьников при работе с интерактивной доской. http://interaktiveboard.ru/publ/7-1-0-35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски на уроках истории и обществознания в рамках здоровьесберегающих технологий

По данным  официальной статистики здоровье наших детей значительно ухудшилось. Становится очевидной необходимость использовать для сохранения здоровья детей в школе здоровьесберегающие технологи...

Презентация Power Point: “Формирование социокультурной компетенции школьников в условиях межкультурной коммуникации, использование здоровьесберегающих технологий при использовании ИКТ на учебных занятиях”.

Задачи, решаемые в процессе использования технологии : Внедрение новых ИКТ в процесс обучения иностранным языкам.Совершенствование учебной, организационной, учебно-исследовательской деятельности ...

Доклад «Использование интерактивной доски на занятиях"

Доклад "Использование интерактивной доски на занятиях". В докладе содержится материал, применяемый на занятиях в коррекционном классе....

Презентация к уроку технологии с использованием интерактивной доски по теме: " Моделирование фартука", 5 класс.

Урок в 5 классе по теме " Моделирование фартука" сопровождается  показом слайдов с применением интерактивной доски....

Применение здоровьесберегающих технологий при использовании учебно-лабораторного оборудования и в медиатеке

Статья посвящена тому, что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?...

Использование интерактивной доски в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Данная работа знакомит с применением ИД SMART Board на уроках гуманитарного цикла, использованием новых возможностей, позволяющих усилить мотивацию учения и учитывать индивидуальные особенности учащих...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Методическая разработка«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»...