Развитие исследовательского творчества школьников в процессе сетевого взаимодействия "школа - вуз - НИИ"
статья

Зайцева Ольга Аркадьевна

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия 151 школы г. Нижнего Новгорода, Миниского университета и научных структур России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zaytsevoy_o.a._gazeta_niro_n.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зайцева Ольга Аркадьевна,

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа №151 с углублённым изучением отдельных предметов»,

учитель биологии,  преподаватель кафедры биологии, химии и биолого-химического образования,

г. Нижний Новгород

olgazaiceva151nn@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА  ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА – ВУЗ – НИИ»

Активное вовлечение ребенка в исследовательский  процесс является залогом развития гибкой, мобильной, успешной личности. Исследовательская деятельность всегда связана с творчеством. Проблема недостаточной методической и психологической подготовки современных учителей к организации исследовательской деятельности школьников обусловливает поиск новых форм организации процесса обучения, одной из которых является сетевое сотрудничество школ, вузов и учреждений науки.

Развитие творческого мышления и исследовательского потенциала школьников являются приоритетными задачами современной системы образования. Достижение этих задач возможно в процессе постоянного вовлечения обучающихся в творческо-исследовательскую деятельность: активного овладения методами научного познания, формирования научного мировоззрения в процессе «трансляции культурных ценностей» от учителя к ученику, выработки результатов, полезных для человека и общества.

Термин «исследовательское творчество» указывает на непосредственную связь поисковой и творческой деятельности. По мнению многих авторов, творческая деятельность должна непременно приводить к созданию чего-то нового, прогрессивного, обладающего личной и социальной значимостью. Из этого следует, что исследовательская деятельность обучающихся, в большинстве своём не приводящая к созданию продуктов, имеющих общественную новизну и значение, не может являться  творческой. Однако существует противоположная точка зрения: по мнению Льва Семёновича Выготского, любая исследовательская деятельность является творческой; творчество существует «везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни оказалось это новое по сравнению с созданием гениев».

Отмечаемая многими авторами низкая мотивация педагогов к использованию инноваций, трудности перехода от традиционных способов обучения к современным  делают весьма актуальной проблему поиска новых подходов к организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, современных путей, обеспечивающих развитие учителя-исследователя –  эффективного координатора  исследовательского творчества школьников.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций является оптимальной инновационной формой  сотрудничества, обеспечивающей новые возможности для развития исследовательского творчества всех участников образовательного процесса, а также профессионального совершенствования учителя.

С целью развития исследовательских качеств обучающихся, повышения профессионализма учителей, оптимизации профильной подготовки абитуриентов на базе ряда школ г. Нижнего Новгорода в настоящее время работает городская экспериментальная площадка, построенная по схеме взаимодействия  «школа – вуз – научно-исследовательский институт». Участниками сетевого взаимодействия являются Мининский университет (г. Нижний Новгород) –  Балтийский федеральный университет им. Канта (БФУ) (г. Калининград) – Институт  проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН (ИПЭЭ РАН) (г. Москва), а также сетевые школы-партнёры  (школы №151, №173, №129 г. Нижнего Новгорода).

 Совместная деятельность учителей, студентов и преподавателей направлена на реализацию инновационных подходов к процессу обучения биологии. В рамках проекта «Полевая школа выходного дня», организованном  Мининским университетом,  ИПЭЭ РАН на базе агробиостанции НГПУ (Нижегородская область, Краснобаковский район) обучающиеся школ №129 и №151 г. Нижнего Новгорода в сентябре 2018 года НГПУ знакомились с   инновационными подходами к научно-исследовательской деятельности в области орнитологии, современными способами организации мониторинга птиц. В ходе трехдневной экспедиции школьникам удалось изучить птичьи ловушки, освоить методики кольцевания птиц, расширить свои знания в области их анатомии, морфологии и экологии, развить навыки проектно-исследовательской деятельности, пообщаться с ведущими специалистами в области орнитологии ИПЭЭ РАН. Отметим, что данное мероприятие значительно повысило познавательный интерес школьников, развило их способности к творческому поиску, подготовило базу для организации научных исследований, дальнейшей успешной образовательной траектории школьника.  

В ходе реализации проекта «Тьютерское сопровождение деятельности школьников», организуемого в рамках интегрированной клинической практики студентов НГПУ им. К. Минина на базе школы №151 г. Нижнего Новгорода, осуществлялось создание индивидуальных образовательных маршрутов для школьников следующих категорий: обучающиеся с низкой учебной мотивацией, обучающиеся, требующие повышенного внимания в связи с индивидуальными и возрастными особенностями, обучающиеся, испытывающие интерес к исследовательской деятельности. В процессе реализации индивидуальных маршрутов проводились беседы, консультации, научные квесты, уроки-проекты, способствующие повышению мотивации к изучению биологии, развитию исследовательских компетенций школьников, преодолению возрастных особенностей подростков.

 В рамках подготовки работ НОУ проводятся совместные исследования по популяционной морфологии, генетике, биоиндикации на базе кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Мининского университета, использовались экспериментальные данные, полученные в ходе учебных практик студентов по орнитологии, молекулярной биологии, биоинженерии на базе научных лабораторий БФУ им. Канта, орнитологических станций Московской области. Работа школьников и студентов над совместными проектами, организация в ходе клинических практик профориентационных мероприятий, посещение студенческих стендовых сессий, по результатам опроса школьников, значительно повысила их интерес к научно-исследовательскому творчеству, способствовала формированию проектно-исследовательских умений.

                

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских умений учащихся в процессе работы по созданию проектов и написании рефератов по географии.

Как сделать учебный процесс увлекательным и интересным, открыть значение получаемых в школе знаний, и их практическое применение в жизни?Одним из эффективных методов является метод создания прое...

Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии

Мною был проведен эксперимент, который заключается в том, что в одной школе был внедрен исследовательский подход, в другой нет....

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена изучению  форм и методов работы, нацеленых на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию...

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена описанию форм и методов исследовательской деятельности, применение которых  нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовате...

Аляпышева И.И. «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности»

И.И. Аляпышева, учитель английского языка  гимназии №74Текст выступления  «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности» на Санкт-Петер...

Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии

Современному обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению любой проблемы, способные, анализировать, сравнивать, исследовать. В XXI веке стало очевидным, что умения и навыки исследо...

Доклад "Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания"

Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, та...