Статья: "Проблемы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями"
статья

Савицкая Наталья Александровна

В статье раскрываются проблемы организации обучения  детей  с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_savitskayan.a._mou_litsey_g._kozmodemyanska.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Савицкая,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Каждый ребёнок – особенный, это бесспорно.  И всё же есть дети, о которых говорят особенный не для того, чтобы подчеркнуть  уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Согласно приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  с 1 сентября 2016 года в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс должен быть организован в соответствии с установленными для данной категории обучающихся федеральными государственными образовательными стандартами.

Все было бы просто, если бы дело касалось только пандусов, лифтов и туалетов для детей-колясочников. Для обучающихся с ОВЗ необходимо специально оборудованное место в классе и, в частности, наличие специальной техники, специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических пособий.

В соответствии с профессиональным стандартом для современного педагога должна быть характерна «готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья». Акцентируется позиция о необходимости владения педагогом методиками и технологиями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В профессиональном стандарте педагога прописаны компетенции, которыми должен обладать учитель при обучении детей с ОВЗ:

  • специальная профкомпетентность (специальные знания о психологических особенностях детей с ОВЗ, умение применять эти знания при организации взаимодействия с ребёнком);
  • социальная профкомпетентность (сформированность у педагога способов совместной деятельности и сотрудничества с ребёнком с ОВЗ);
  • личностная профкомпетентность (способность педагога планировать свою профессиональную деятельность в условиях осуществления обучения ребёнка с ОВЗ).

Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает ряд проблем массовой школы  в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Основным «барьером» является не страх перед неизвестным,  не страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, не психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми,  не профессиональная неуверенность учителя и  не нежелание изменяться.

Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, так как  инклюзия требует изменения содержательной и организационной стороны учебного процесса.

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.

Если говорить о качестве инклюзивного процесса в системе образования: необходима разработка комплекса программ мониторинговых исследований, связанных с оценкой процесса инклюзии как в общеобразовательном учреждении, так  и в системе в целом. Это позволит получить информацию по вопросам методического обеспечения системы инклюзии, а также психологической поддержки инклюзивного процесса.

Список источников:

  1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 83-92.
  2. Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. - (Качественное образование). - (Стандарты и пути) // Национальные проекты. - 2009. - N 12. -С. 70-71.
  3. Жуков В. В.  Кто стучится в класс ко мне? / В. В. Жуков. - (Школа и родители) // Директор школы. - 2007. - N 3. - С. . 86-91.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье представлены методы и приёмы обучения детей,  испытывающих трудности в учебной деятельности...

Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуал...

Обучение детей с особыми образовательными потребностями

Обучение детей с особыми образовательными потребностями...

Тематический семинар для педагогов "Обучение детей с особыми образовательными потребностями"

В связи с ноыми требованиями ФГОС современные педагоги должны знать и применять методы и приемы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Семинар актуализирует важную информацию по тем...

Выступление по теме "Актуальные модели и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями".

Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута. 1. Администрация школы определяет в какой класс и к каком...

материалы к семинару "Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями"

Представлены материалы из опыта  работы методического объединения учителей математики....