Формирование познавательной активности обучающихся на уроках информатики в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс
статья

Вельчинская Ольга Александровна

           Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Конструктивно выполнить задачи образования помогает системно-деятельностный подход к обучению. Уроки информатики вносят наиболее весомый вклад в развитие познавательной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx51.52 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики и информатики Вельчинская Ольга Александровна, МБОУ СШ №16

 «Формирование познавательной активности обучающихся на уроках информатики в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс"

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.

           Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Конструктивно выполнить задачи образования помогает системно-деятельностный подход к обучению. Уроки информатики вносят наиболее весомый вклад в развитие познавательной деятельности детей.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД  –  это  система  способов  познания окружающего  мира,  построение  самостоятельного  процесса  поиска, исследования  и  совокупность  операций  по  обработке,  систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Обеспечивают общеучебный комплекс компетенций.

Важнейшим этапом формирования познавательной активности обучающихся я считаю проведение диагностики уровня развития познавательных универсальных учебных действий.

За основу можно взять следующее:

ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

  1. Методика «Что нам интересно?» (анкета). Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учеников.
  2. Методика «Тройные сравнения». Цель: установить наличие у учащихся внешних и внутренних мотивов учения, их направленность и силу (задачи по трем признакам: полезность, сложность, проблемность).
  3. Методика лабораторного эксперимента (составление задач различного характера: одни требуют простого воспроизведения знаний, другие – установление причинной зависимости, выделение закономерностей, третьи практического использования знаний, четвёртые – творческого подхода к их решению).
  4. Методика «Свободные задания». Требует выполнение дополнительных заданий дома.
  5. Методика выявления мотивационных установок в действии. Решение одинаковых по степени трудности задач, каждый раз, при этом меняя содержание мотивационных установок.
  6. Методика «Составление контрольных заданий». Задание: составить достаточное количество задач и вопросов, с помощью которых можно проверить усвоение пройденной темы.

        Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Вы, наверное, часто  замечали, что слова  "Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем "Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации ИНТЕРЕС всегда имеет приоритет над прагматикой, особенно среди учащихся младшего и среднего звена. В старшей школе в соответствии с возрастными особенностями мотивация должна носить преимущественно прагматический характер.

Мне хотелось бы рассказать о тех приемах и методах создания мотивации, которые  я применяю на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.

  1. Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Поставим себя на место ученика. Что ждёт он от урока информатики? Большинство детей, наверное, приходит на информатику с основной целью – развлечься посредством возможностей компьютерной техники. Средствами развлечения могут выступать игры, видео, музыка, изображения, то есть всё то, что привлекает визуально, позволяет интерактивно участвовать. Всё это называют одним словом – «мультимедиа».

Для развития  познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо представить учебный материал в виде:

  • презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо);
  • компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);
  • интерактивных программ, тестов (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки);
  • графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК);
  • видео или мультипликационных фильмов
  1. Обращение  к жизненному опыту детей.

Задание заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет принтер.

Затем решается вопрос о его технических характеристиках (дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы "Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения принтера с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ, как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации через Интернет в Базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

По этой же теме предлагаю выполнить проект по созданию Базы данных для хранения и поиска часто используемой информации. Ребята самостоятельно определяют тему своего проекта. Например: подарок маме «Справочник кулинарных рецептов». Источником информации служат записные книжки  мам.  Такая База данных позволяет надёжно сохранить и быстро найти в домашнем компьютере любой рецепт.

Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для формирования познавательной активности. Более важно то, что учащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. 

  1. Ролевой подход и  деловая игра.

Урок в 9-м классе. Тема «Массивы». Для усвоения понятий «Информационный массив», характеристики массива  и операции над элементами массива в роли элементов выступают учащиеся класса. Они сами дают имя массиву (например, «9 А»).  Каждому присваивается свой номер в массиве (индекс). По команде учителя ученик по индексу называет значение элемента (например,  свою фамилию, если массив имеет строковый тип;  или свой рост, если тип числовой и т.д.) В результате выполнения операций над массивом ребята перестраиваются по возрастанию, убыванию и т.д. Затем уже без особых проблем описывают массив и операции над ним,  используя знаковую форму представления информации.

Ролевая игра всегда оживляет урок, делает его интересным, даёт возможность учителю даже самый сложный для понимания материал сделать доступным для усвоения. При этом ребята младшей и средней школы охотно исполняют свои роли и учатся, играя. Для многих из них становится очевидным, что практически любая формула описывает реальный процесс или объект в жизни.  

В 11 классе  перед изучением темы «Реляционные базы данных» можно подвести практические итоги изучения темы «Системы управления базами данных». Можно провести урок в форме деловой игры «Монополия». На занятии перед учащимся можно поставить две практические задачи: 

  • создать двумя фирмами электронную базу данных учебных заведений г. Новый Уренгой;
  • показать, насколько программный продукт  каждой фирмы лучше  программного продукта конкурирующей фирмы.

Тем самым на уроке смоделирована рыночная ситуация, в которой выпускники могут скоро оказаться. Ребята показали свои знания по теме «Системы управления базами данных» и проявили максимум изобретательности, чтобы именно их программный продукт был на рынке реализован. Затем выступили «юридические консультанты» и рассказали о правовой охране программ и данных, а также о защите информации.  После урока ученики сами предложили темы деловых игр по интересующим их вопросам  в  соответствии с предстоящими темами уроков.

  1. Решение нестандартных задач.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, я использую такие задачи для мотивации учебной деятельности при изучении тем «Системы счисления», «Кодирование информации», учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство. Практически невозможно объяснить ученикам, где в реальной жизни им может пригодиться умение переводить числа из одной системы счисления в другую. Но на экзаменах такие задания есть, это весьма нудное и не требующее особых мыслительных действий занятие, по моим наблюдениям, не представляет никакого интереса для учащихся. Для повышения интереса к изучению этой темы использую следующие задачи:

Пример 1: «Узнай знак зодиака»

В декартовой системе координат постройте фигуры знаков зодиака по точкам, координаты которых вы получите, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления. Сравните построенную вами фигуру с образцами некоторых знаков зодиака и запишите название знака.

При изучении темы «Кодирование информации» показываю ребятам, как можно зашифровать текст и обмениваться такими посланиями между собой. Это очень нравится детям. После чего я нередко сама получаю от них зашифрованные послания с вопросами и ломаю голову, ища ключ к шифровке, поддерживая игру, что немало способствует созданию взаимопонимания между мной и учениками.

Пример 2: «Шифр Цезаря»

Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

Для  психологической разрядки на уроках, требующих сосредоточенности и больших умственных усилий  использую задания, позволяющие ненадолго переключиться на другие области знаний.

Пример 3. «Опознай пословицу»

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале

  • Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)
  • Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
  • Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)
  • Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)
  • Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить).

  1. Исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у  учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно-иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.

Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности я широко использую проекты на всех ступенях обучения информатике, Начиная с мини-проектов в среднем звене до сквозных проектов в профильных классах. При этом проект, особенно исследовательский, часто является не только формой контроля знаний, но и формой изучения нового материала. Выполняя один проект, можно изучить параллельно как минимум две темы. Например, при изучении темы  «Компьютерное моделирование» в 10 классе на профильном уровне  можно изучить электронные таблицы MSExcel как средство создания и исследования модели.

Пример 1: Исследовательский проект «Прогнозирование численности населения города  Новый Уренгой».

Этапы моделирования:

  • Постановка задачи, определение необходимых исходных данных  для компьютерного моделирования.
  • Поиск информации о численности населения г. Новый Уренгой за последние 10 лет.
  • Создание табличной модели исходных данных в программе  M.S.Excel.
  • Сознание графической модели динамики численности населения  г. Новый Уренгой.
  • Определение типа графической модели.
  • Прогнозирование численности населения с использование    созданной математической модели.

Пример 2: Создание презентации в программе PowerPoint «ЯНАО».

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования познавательной активности, без которого все описанные выше примеры могут просто не сработать. Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.  И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования познавательной активности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС

Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к  жизни, обеспечить ребенку общекул...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.

Развитие интереса обучающихся к предмету информатика не может полагаться только на содержание изучаемого материала. Если  учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный ма...

Отчет по проблеме "Повышение познавательной активности обучающихся на уроках информатики"

Основная задача, которая, согласно ФГОС,  стоит перед системой образования – переход на компетентностную  модель, реализация  которой  осуществляется путем системно-деятельностного...

Разноуровневые задачи как средство формирование познавательной активности обучающихся в курсе информатики

Данный проект «Разноуровневые задачи как средство формирования познавательной активности обучающихся в курсе информатики» носит практико-ориентированный характер, так как он  отличает...

Система работы учителя по развитию познавательной активности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации нацпроекта «Образование».

Представлена презентация системы работы учителя по развитию познавательной активности на уроках биологии...