Создание системы профилактики низкой успеваемости как средство повышения качества подготовки к ГИА по математике.
статья

Васильева Елена Викторовна

Основные причины низкого качества знаний учащихся, как подсказывает опыт, следующие:

отсутствие мотивации;

низкие способности;

педагогическая запущенность учащихся;

большой перерыв в учебе;

отрицательное влияние вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся.

В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести?

Очевидно, что для повышения эффективности подготовки к итоговой аттестации учитель должен быть готов организовывать систему внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов всех уровней. Необходимо организовать подготовку обучающихся к итоговой аттестации, опираясь на нормативные документы: КИМы, спецификаторы, кодификаторы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Вечерняя (сменная) школа № 9»

г. Ульяновск

2018 г.

Выступление на педсовете по теме

«  Создание системы профилактики низкой успеваемости как средство повышения качества подготовки к ГИА»

Подготовила учитель математики

Васильева Е. В.


Создание системы профилактики низкой успеваемости как средство повышения качества подготовки к ГИА по математике.

Введение государственной итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ в 9, 11(12) классах вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

Состояние качества знаний и успеваемость по математике в нашей школе оставляют желать лучшего.

Многие учащиеся не видят смысла в образованности. Большинство из них выросли в детских домах или семьях, где родители не имеют образования и ведут часто асоциальный образ жизни, нет настроя на получение знаний, продолжение учебы.

Математика является движущей силой всех наук. Освоение других точных наук напрямую зависит от качества математического образования.

Причин слабой успеваемости не так уж и много.

Основные причины низкого качества знаний учащихся, как подсказывает опыт, следующие:

отсутствие мотивации;

низкие способности;

педагогическая запущенность учащихся;

большой перерыв в учебе;

отрицательное влияние вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся.

В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести?

Очевидно, что для повышения эффективности подготовки к итоговой аттестации учитель должен быть готов организовывать систему внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов всех уровней. Необходимо организовать подготовку обучающихся к итоговой аттестации, опираясь на нормативные документы: КИМы, спецификаторы, кодификаторы. Из кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся по каждому уровню образования  выделяются темы для каждого года обучения, начиная с 5 класса. Составляются таблицы, содержащие информацию:

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые в ходе тестирования

Требования к уровню подготовки учащихся, освоивших общеобразовательную программу основного общего образования (среднего общего) по математике за курс ___ класса

Параграф, стр.

Каждый учащийся получает вначале учебного года такие таблицы и «контролирует» процесс своего обучения  вместе с учителем.

11 класс

Класс: 10-11 (базовый уровень)

Учебники: «Математика. 10 класс.» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый  уровень) / А.Г. Мордкович, И.М. Смирнова- М.: Мнемозина, 2016

«Математика. 11 класс.» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений  (базовый  уровень) / А.Г. Мордкович, И.М. Смирнова- М.: Мнемозина, 2016

Код раздела

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

Проверяемые

требования

(умения)

Что повторить

 1. Алгебра

1.1

Числа, корни и степени

1.1.5

Корень n-ой степени и его свойства

Уметь выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы.

Уметь вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Уметь проводить по известным формулам и правила преобразования буквенных выражений

11кл

стр.5-26,§1-4

1.1.6

Степень с рациональным показателем и её свойства

11кл

стр.35-43, §5

1.1.7

Свойства степени с действительным показателем

11кл

стр.43-57,§6

1.2

Основы тригонометрии

1.2.1

Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла

Уметь выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы.

Уметь вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Уметь проводить по известным формулам и правила преобразования буквенных выражений

10кл

стр.76-82, §8

1.2.2

Радианная мера угла

10кл

стр.76-82, §8

1.2.3

Синус, косинус, тангенс и котангенс числа

10кл

стр.53-75, §6,7

1.2.4

Основные тригонометрические тождества

10кл

стр. 53-75, § 6,7

1.2.5

Формулы приведения

10кл

стр.82-86,§9

1.2.6

Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов

10кл

стр.158-172,  §19,20

1.2.7

Синус и косинус двойного угла

10кл

стр.172-185,§21

1.3

Логарифмы

1.3.1

Логарифм числа

Уметь выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы.

Уметь вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Уметь проводить по известным формулам и правила преобразования буквенных выражений

11кл

стр.85-90, §9

1.3.2

Логарифм произведения и частного

11кл

стр.98-109, §11

1.3.3

Десятичный и натуральный логарифм, число е

11кл

стр.85-90,123-127 §9,14

1.4

Преобразование выражений

1.4.3

Преобразование выражений, включающих корни натуральной степени

Уметь выполнять

вычисления и преобразования

11кл

стр. 26-35, § 4

1.4.4

Преобразование тригонометрических выражений

10кл

стр. 158-198 ,

 § 19-23

2. Уравнения и неравенства

2.1

Уравнения

2.1.2

Рациональные уравнения

Уметь решать уравнения и

неравенства.

11кл

стр. 225-236 ,

 § 24

2.1.3

Иррациональные уравнения

11кл

стр. 225-236 ,

 § 24

2.1.4

Тригонометрические уравнения

10кл

стр. 120-158 ,

 § 15-18

2.1.5

Показательные уравнения

11кл

стр. 74-85 ,

 § 8

2.1.6

Логарифмические уравнения

11кл

стр. 109-116 ,

 § 12

2.1.7

Равносильность уравнений, систем уравнений

11кл

стр. 225-236,269-280

 § 23,27

2.1.10

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений

Уметь решать уравнения, используя свойства функции и их графиков.

10кл

стр.86-120, §10-14

11кл

стр.236-247, § 24

2.1.11

Изображение  на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их системы

11кл

стр. 262-269 ,

 § 26

2.1.12

Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики

Уметь решать уравнения

10кл

стр. 289-302,

 § 32

2.2

Неравенства

2.2.2

Рациональные неравенства

Уметь решать уравнения и

неравенства.

11кл

стр. 247-262 , § 25

2.2.3

Показательные неравенства

11кл

стр. 74-85 , § 8

2.2.4

Логарифмические неравенства

11кл

стр. 116-123 ,  § 13

2.2.7

Равносильность неравенств, систем неравенств

11кл

стр. 247-269

 § 25,26

2.2.8

Использование свойств и графиков функций при решении неравенств

Уметь решать неравенства, используя свойства функции и их графиков.

11кл

стр.247-262, 280-289 § 26,28

2.2.10

Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их системы

11кл

стр. 247-262, 280-289

 §26, 28

3. Функции

3.1

Определение и график функции

3.1.1

Функция, область определения функции

Уметь выполнять действия с функциями

10кл

стр. 5-13, § 1

3.1.2

Множество значений функции

10кл

стр. 2-13, § 1

3.1.3

График функции. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлений.

10кл

стр. 13-23, § 2

3.1.4

Обратная функция. График обратной функции

10кл

стр. 23-28 , § 3

3.1.5

Преобразование графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат

10кл

стр. 102-114, § 13

3.2

Элементарное исследование функций

3.2.1

Монотонность функции. Промежутки возрастания и убывания

Уметь выполнять действия с функциями.

Уметь строить и

исследовать простейшие

математические модели

10кл

стр. 257-265, § 30

3.2.2

Четность и нечетность функции

10кл

стр. 13-23, § 2

3.2.3

Периодичность функции

10кл

стр. 13-23, § 2

3.2.4

Ограниченность функции

10кл

стр. 13-23, § 2

3.2.5

Точки экстремума (локального максимума и минимума) функции

10кл

стр. 247-262, § 30

3.2.6

Наибольшее и наименьшее значения функции

10кл

стр. 289-302,  § 32

3.3

Основные элементарные функции

3.3.4

Степенная функция с натуральным показателем, её график

Уметь выполнять действия

с функциями

11кл

стр. 43-57, § 6

3.3.5

Тригонометрические функции, их графики

10кл

стр. 86-120, § 10-14

3.3.6

Показательная функция, её график

11кл

стр. 57-74, § 7

3.3.7

Логарифмическая функция, её график

11кл

стр. 90-98, § 10

4. Начала математического анализа

4.1

Производная

4.1.1

Понятие о производной функции, геометрический смысл производной

Уметь выполнять действия с функциями. Уметь строить и

исследовать простейшие

математические модели.

Уметь использовать

приобретённые знания

и умения в практической

деятельности и

повседневной жизни.

10кл

стр. 198-229, § 27

4.1.2

Физический смысл производной, нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком

10кл

стр. 198-229, § 27

4.1.3

Уравнение касательной к графику функции

10кл

стр. 257-265, § 29

4.1.4

Производные суммы, разности, произведения, частного

10кл

стр. 240-257, § 28

4.1.5

Производные основных элементарных функций

10кл

стр. 240-257, § 28

4.2

Исследование функций

4.2.1

Применение производной к исследованию функций и построению графиков

Уметь выполнять действия с функциями, использовать

приобретённые знания

и умения в практической

деятельности и повседневной жизни.

10кл

стр. 283-289, § 31

4.2.2

Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально- экономических задач

11кл

стр. 283-289, § 32

4.3

Первообразная и интеграл

4.3.1

Первообразная элементарных функций

Уметь выполнять действия с функциями, использовать

приобретённые знания

и умения в практической

деятельности и повседневной жизни.

11кл

стр. 139-1, § 16

4.3.2

Примеры применения интеграла в физике и геометрии

11кл

стр. 148-164, § 17

6. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

6.1

Элементы комбинаторики

6.1.1

Поочередной и одновременный выбор

Уметь моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий

11кл

стр.183-206, § 19-20

6.1.2

Формулы числа сочетаний и перестановок. Бином Ньютона

6.2

Элементы статистики

6.2.1

Табличное и графическое представление данных

Уметь моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий

11кл

стр. 164-183, § 18

6.2.2

Числовые характеристики рядов данных

6.3

Элементы теории вероятностей

6.3.1

Вероятности событий

Уметь моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий

11кл

стр. 208-225, § 22

6.3.2

Примеры использования вероятностей и статистики при решение прикладных задач

5. Геометрия

5.2

Прямые и плоскости в пространстве

5.2.1

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые; перпендикулярность прямых

Уметь выполнять действия с геометрическими

фигурами, координатами и векторами.

10кл

стр. 319-324, § 36

5.2.2

Параллельность прямой и плоскости, признаки и свойства

10кл

стр. 324-329, § 37

5.2.3

Параллельность плоскостей, признаки и свойства

Уметь выполнять действия с геометрическими

фигурами, координатами и векторами.

10кл

стр. 329-332,  § 38

5.2.4

Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства; перпендикуляр и наклонная; теорема о трех  перпендикулярах

10кл

стр. 350-365, § 44-45

5.2.5

Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства

Уметь выполнять действия с геометрическими

фигурами, координатами и векторами.

10кл

стр. 365-371,  § 46

5.2.6

Параллельное проектирование. Изображение

пространственных фигур

10кл

стр. 336-344,  § 40-41

5.3

Многогранники

5.3.1

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность; правильная призма

Уметь выполнять действия с геометрическими

фигурами, координатами и векторами.

10кл

стр. 310-319, § 35

5.3.2

Параллелепипед; куб, симметрия в кубе и параллелепипеде

10кл

стр. 310-319, § 35

5.3.3

Пирамида, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность; треугольная пирамида, правильная пирамида

Уметь выполнять действия с геометрическими

фигурами, координатами и векторами.

10кл

стр. 310-319, § 35

5.3.4

Сечение куба, призмы и пирамиды

10кл

стр. 344-350, § 42

5.3.5

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр)

10кл

стр. 382-391, § 49-50

5.4

Тела и поверхности вращения

5.4.1

Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка.

Уметь выполнять действия с геометрическими

фигурами, координатами и векторами.

11кл

стр. 289-293, § 29

5.4.2

Конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка.

11кл

стр. 289-293, § 29

5.4.3

Шар и сфера, их сечения

11кл

стр. 293-306, § 30-31

5.5

Измерение геометрических величин

5.5.2

Угол между прямыми в пространстве; угол между прямой  и плоскостью; угол между плоскостями

Уметь выполнять действия с геометрическими

фигурами, координатами и векторами.

10кл

стр. 350-365 , § 43-45

5.5.6

Площадь поверхности конуса, цилиндра, сферы.

11кл

стр. 353-361, § 42-43

5.5.7

Объём куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, шара

11кл

стр. 329-353, § 37-41

5.6

Координаты и векторы

5.6.1

Декартовы координаты на плоскости и в пространстве

Уметь выполнять действия с геометрическими

фигурами, координатами и векторами.

11кл

стр. 361-367, § 44

5.6.2

Формула расстояния между двумя точками; уравнение сферы

11кл

стр. 361-367, § 44

5.6.3

Вектор, модуль вектора, равенство векторов, сложение и вычитание векторов и умножение вектора на число

11кл

стр. 367-371, § 45

5.6.6

Координаты вектора; скалярное произведение векторов; угол между векторами

11кл

стр. 371-378, § 46-47

Итоговая работа по математике 10 класс.

Вариант 1

Часть 1

Ответом на задания B1–B11 должно быть целое число или конечная десятичная дробь. Единицы измерений писать не нужно

В1. Найдите точку минимума функции        c90ecddc2593dc579ef6e82c4c5f8100.

В2. Найдите наименьшее значение функции ddc95b341f100a7f564622a0b45cdf64 на отрезке ed964c48d80b286bb76f5938d0aa0bc7

В3. Найдите наибольшее значение функции 5206f116b8ebc60b7563d7e31fbdc7f1 на отрезке 0c8cfffccff117380bceb4bf268ee7c3.

В4. Найдите точку максимума функции 0a4c67d1d13de653b57db872ccabbb4e

В5. Материальная точка движется прямолинейно по закону 957c4bf0ff713beb3b9821139c7ce673 (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 9 с.

В6. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точкеx0.

get_file?id=5528

В7. На рисунке изображён график bb22502d91a5906412aa5004ab2b82a5 производной функции 50bbd36e1fd2333108437a2ca378be62 и восемь точек на оси абсцисс: 0a886d8d7f69aab15bc76ccaf23ce109 2d7616976eeff7d7dd56512675ccb59b 79a60d393eb31d182ec89074101f9c00 3bde5c71067f2d0732e27d1598d0e3f1, 96633bb730e5b646bb4cde4a0398ff84. В скольких из этих точек функция 50bbd36e1fd2333108437a2ca378be62 возрастает?

b8_2_plus_101.0.eps

В8. Найдите значение выражения 7764537c13b7649246094875597d2baf.

В9. Найдите 7f8759236dd69ebc91db8e8cfa1e9e9c, если 60e4aa159b1d769d1a7e36da00f39fe3 и 5671e1eeda33fb6341853b8aae81cd66

В10. Найдите корни уравнения: d17fcea8457b601ebd38b519ac8c01d8 В ответе запишите наибольший отрицательный корень.

В11. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).http://reshuege.ru/pic?id=p27243

Часть 2

Для записи решения и ответов на задания C1–C2 запишите сначала номер выполняемого задания, а затем полное обоснованное решение и ответ.

В начале учебного года провожу входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся.

Чтобы достичь положительных результатов я:

- на каждом уроке провожу обязательный устный счёт;

- включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям;

- в содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи;

- итоговое повторение строю на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Мною разработана система контроля, которая:

во-первых, позволяет мне иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов,

во-вторых, способствует повышению мотивации учащихся к учению.

В систему контроля ЗУН я включаю различные виды диагностических карт    

Диагностическая карта

подготовки к государственной итоговой аттестации по математике

ученика ____   класса МБОУ «В(С)Ш № 9»                   

Проверяемы навыки

Числа и вычисления

Сравнение рациональных чисел

Действия с обыкновенными дробями

Действия с десятичными дробями

Степень с целым показателем

Задачи

Задачи на проценты

Составление буквенного выражения по условию задачи

Составление уравнений по условию текстовой задачи

Текстовые задачи

Алгебраические выражения

Область определения выражения

Числовые подстановки в буквенные выражения

Преобразование целых выражений (ФСУ)

Действия с алгебраическими дробями

Квадратные корни

Выражение из формул одну величину через другие

Разложение многочлена на множители

Степень с целым показателем

Уравнения и неравенства

Уравнения

Линейные

Квадратные

Дробно-рациональные

Система линейных уравнений

Неравенства

Свойства неравенств

Линейные

Квадратные

Системы линейных неравенств

Числовые последовательности

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Формула общего члена

Формула суммы первых членов

Формула общего члена

Формула суммы первых членов

Функции

Линейная

Квадратичная

у=kx, у=k/x

Интерпретация графика реальной зависимости

Геометрия

Треугольник

Многоугольники

Окружность и круг

Векторы

Статистика и теория вероятностей

Описательная статистика

Вероятность

Комбинаторика

Можно сделать следующие выводы:

Чтобы предотвратить низкую успеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов; установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы; систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам; организовывать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, познавательный интерес к учению.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...

"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" (методический доклад)

Современных образовательный процесс немыслим без поиска новых эффективных технологий, которые содейсвуют развитию творческих способностей учащихся. В методическом докладе приводятся примеры использова...

Междисциплинарные задачи как средство повышения качества подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике

Аннотация: в статье рассматриваются задачи междисциплинарного обучения и функции междисциплинарных задач в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации....

«Межпредметные связи в обучении математики как средство повышения качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации»

Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных ди...

Реализация междисциплинарных связей электротехники и математики как средство повышения качества подготовки специалистов.

Реализация междисциплинарных связей электротехники и математики как средство повышения качества подготовки специалистов....