Технологии практической работы, направленные на развитие волевой сферы подростков
статья

Жукова Ольга Михайловна

В статье рассмотрены технологии работы с подростками, направленные на поддержание их психологического благополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_volevoy_sfery_podrostkov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Эти усилия часто называют волевой регуляцией или волей. 

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. [4]

Волевое действие начинается с осознания цели деятельности и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием, менее осознанный характер стремления к цели – влечением. При формировании цели своеобразную роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею. Не всегда желание сразу претворяется в жизнь. У человека может возникать сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов, в результате которой происходит принятие решения, заключающееся в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность, при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий. Заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других, наоборот, заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия.

Подростковый возраст характеризуется слабостью воли, неорганизованностью, сравнительно легким отказом от достижения поставленной цели.  Сами 13-летние подростки очень озабочены проблемой управления своим поведением: в их самоописаниях преобладают указания на недостаток волевых качеств. Умение владеть собой, управлять своим поведением ценится подростком, а отсутствие необходимых качеств вызывает беспокойство. [1]

Л. С. Выготский говорил, что для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». [2] Подросток уже имеет возможности для управления своим поведением, которое привело бы к достижению поставленной цели, но у него еще нет целей, ради которых следовало бы транслировать такое поведение. Цели, которые подросток ставит перед собой, часто не наполнены для него личностным смыслом, ситуативны, заимствованы у других. Поэтому необходимо проводить с подростками работу по выявлению и принятию собственных целей, учитывая тот факт, что цель для подростка должна иметь эмоциональное значение. Систематическая работа в этом направлении приведет к эффективности в формировании и развитии волевой сферы личности.

Технологии развития волевой сферы личности подростка

  1. Техника «Визуализация будущего».

Цель: научиться определять собственные цели и правильно их формулировать.

Возраст: от 12 лет.

Техника проведения: создание «Карты желаний»; формулирование цели с помощью наводящих вопросов; заполнение таблицы «Определение действий по достижению целей», опираясь на информационные вопросы; упражнение «Конкретизация цели»; осуществление постоянного действия по достижению к проработанной ранее цели в соответствии с технологией «ОТПАД» (Отличная Технология Постоянства Активных Действий).

  1. Творческое задание «16 слов-ассоциаций. Личность».

Цель: осознание внутриличностного конфликта, степени его влияния на свою жизнь в целом, а также определение способа решения проблемной ситуации.

Возраст: от 14 лет.

Техника проведения: ребенок формулирует одним словом свою проблему, а затем, опираясь на это слово, создает ассоциативный ряд из 15 слов. Последнее слово-ассоциация самая важная, потому что она является отражением состояния подростка и одновременно выходом из его проблемы.

  1. Упражнение «Круг воли».

Цель: активизация интереса к волевой сфере личности, уточнение и расширение представлений подростков о волевом компоненте образа «Я».

Возраст: от 12 лет.

Техника проведения: предварительная беседа о воле и волевых качествах личности; далее подростки рисуют круги по количеству обозначенных в процессе беседы волевых качеств, подбирают цвета, с которыми у них ассоциируются волевые качества и закрашивают цветными карандашами в каждом круге ту часть, которая соответствует на их взгляд степени выраженности этого качества у них; затем следует рефлексия.

  1. Деловая игра «Недетский вопрос»

Цель: осознать важности планирования и своевременного принятия решений, научиться ставить цели, действовать, отвечая не только за себя, но и за команду.

Возраст: от 12 лет.

Техника проведения: проигрывание ситуаций и событий, которые происходили в реальности с разными представителями бизнеса (каждый вышел из этих ситуаций по-своему, приведя команду либо к успеху, либо к банкротству). Все результаты решений уже известны, а подросткам предлагается встать на место того или иного бизнесмена и принять собственное решение. В процессе игры роли детей могут меняться, они могут выбирать роль самостоятельно или «по жребию». Подведение итогов в форме анализа и самоанализа.

  1. Упражнение «Именинный пирог»

Цель: научиться слушать себя, определять свои желания, преобразовывать их в цели и составлять план дальнейших действий.

Возраст: от 12 лет.

Особенности проведения: возможно участие как индивидуально, так и в группах.

Техника проведения: педагог предъявляет тему желаний; члены группы обсуждают важность желаний для своей жизни, участникам предлагается сфокусироваться на любой мечте или желании, которые они хотели бы видеть исполненными; затем подростки зарисовывают свое желание, как будто задуманное в день рождения; далее следует обсуждение, педагог помогает детям трансформировать желание в цель и составить план по ее достижению.

В ходе занятий с подростками успехом также пользуются ролевые игры и техника «мозгового штурма», анализ практических ситуаций, тематические обсуждения и дискуссии, межличностная обратная связь и рефлексия, саморегуляция психических состояний.

Список литературы:

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 271 с.
  2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии СПб.: Речь, 2010. 656 с.
  3. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей. М.: Альпина Паблишер, 2012.
  4. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2016. 583 с.
  5. Приложение к газете «Первое сентября» http://psy.1september.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционально-волевой сферы подростков на уроках ОБЖ путем интегрирования с предметом физическая культура

Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные и...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассматриваются задания, используемые на уроках технологии,которые направленны на развитие творческого мышления подростков....

Программа " Коррекция эмоционально – волевой сферы подростков"

Коррекционно- развивающие занятия по развитию ЭВС подростков. Для обучающихся 5-9 классов...

Программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков"

Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 5-9 классов....

Коррекционная программа «Коррекция эмоционально – волевой сферы подростков»

Коррекционная программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков" содержит в себе план и содержание занятий психолога с детьми данной возрастной группы....

Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы подростка в играх на песке.

Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы подростка в играх на песке.Возраст: 11 летЦель: преодоление страхов и негативных переживаний, связанных с прошлым опытом и новым местом учебы; ...