Булашевич А.В, Полянская Е.А. статья "Опыт и перспективы подготовки педагога раннего обучения иностранным языкам в соответствии с профессиональным стандартом педагога"
статья по английскому языку

Булашевич Анастасия Владимировна

Булашевич А.В., Полянская Е.А.

Статья "Опыт и перспективы подготовки педагога раннего обучения иностранным языкам в соответствии с профессиональным стандартом педагога"

Структура

  1. Подведение к тому, что современному обществу нужен ПРОФСТАНДАРТ
  2. Требования, какие предъявляет ПРОФСТАНДАРТ
  3. Что есть на практике (исследование)
  4. Как обстоят дела с подготовкой специалистов в области раннего обучения детей иностранным языкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_i_perspektivy_podgotovki_pedagoga.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

Булашевич А.В., Полянская Е.А.

Опыт и перспективы подготовки педагога раннего обучения иностранным языкам в соответствии с профессиональным стандартом педагога

Структура

  1. Подведение к тому, что современному обществу нужен ПРОФСТАНДАРТ
  2. Требования, какие предъявляет ПРОФСТАНДАРТ
  3. Что есть на практике (исследование)
  4. Как обстоят дела с подготовкой специалистов в области раннего обучения детей иностранным языкам

Если рассматривать образовательную систему страны как целое, то ее потребителями (стейкхолдерами [1]) являются:

  • население, то есть отдельные люди, в первую очередь – сами обучающиеся;
  • бизнес, спрос которого на квалифицированные кадры удовлетворяется системой образования;
  • общество и государство, которые заинтересованы в повышении уровня знаний населения.

Следует отметить, что интересы общества и государства здесь не вполне совпадают равно как и интересы населения и бизнеса.

В случае раннего обучения интересы населения представлены преимущественно родителями, так как сами обучаемые еще не вполне осознают собственные интересы [2]. Интересы бизнеса выражены слабо, так как до поступления обучаемого на рынок труда должно пройти еще много времени. Интересы общества и государства связаны не столько с образовательным компонентом, сколько с воспитательным.

В советский период доминировали интересы государства: различие между бизнесом и государством было почти неощутимо, а население почти не имело реального выбора. Сейчас, в условиях рыночной экономики, наиболее явно проявлены интересы населения, особенно в случае платного обучения. И именно с точки зрения населения образование выступает в первую очередь как услуга, цель которой – повысить стоимость работника на рынке труда [3].

В то же время интересы государства, заинтересованного в качественном воспроизводстве рабочей силы на длинных (порядка поколения) горизонтах планирования, также должны быть защищены [4].

В советский период все школы были государственными, и интересы государства обеспечивались административным путем, прямыми нисходящими по иерархии распоряжениями. Теперь, с появлением негосударственных образовательных учреждений, важным инструментом защиты интересов государства становится его регулятивная функция – лицензирование образовательных учреждений, аттестация кадров и т.д.

Взаимодействие учащихся и их родителей с системой образования происходит в основном через учителей. И если рассматривать это взаимодействие как оказание услуги, то естественным является регулирование государством образовательных услуг точно так же, как и иных услуг. Поэтому естественно появление такого документа как Профессиональный стандарт [5], регламентирующего требования к работнику, оказывающему образовательные услуги в том же ключе, как регулируются требования к работникам, оказывающим иные услуги – наличие сертификата о профессиональном образовании, требования к компетенциям и т.п.

Столь же естественным при трактовке образования как услуги населению, является снижение образа учителя и замена его неким «преподавательским персоналом», а именно такая трактовка содержится в Профессиональном стандарте педагога от 18 октября 2013 г. № 544н.

Здесь следует отметить, что трактовка образования как предоставления образовательных услуг оставляет вне рассмотрения воспитательный компонент системы образования, роль которого особенно важна в раннем возрасте. Именно вследствие наличия воспитательного компонента образ учителя в массовом сознании в прошлом отличался от образа человека, предоставляющего иные (например, транспортные) услуги. Вообще в массовом сознании оказывающий услугу человек имеет статус ниже, чем получающий услугу клиент. [3]

С другой стороны, «Профессиональный стандарт педагога» предъявляет требования, соответствовать которым может лишь выдающийся учитель, что с концептуальной точки зрения не вполне верно: стандарт должен задавать требования сложные, но выполнимые.

Для полного соответствия стандарту учитель должен быть настолько разносторонней личностью, что (по нашему субъективному мнению), должен быть почти универсальным человеком. А именно, учитель должен быть: экспертом в своей предметной области и знатоком в смежных областях, методистом, психологом, коррекционным педагогом, IT-специалистом, юристом, шоуменом, наставником и другом.

Таблица 1. Роли учителя.

Цитата из «Профессионального стандарта педагога»

Эксперт в своей предметной области и знаток в смежных областях

  • Должен знать преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке.
  • Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Методист

  • Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
  • Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
  • Знать основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

Психолог

  • Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
  • Знать основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

Коррекционный педагог

  • Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

IT-специалист

Владеть ИКТ-компетентностями:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность;
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность;
  • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Правовед (юрист)

  • Знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.

Творческая личность и шоумен

  • Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Друг и наставник

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

При введении нового регламентирующего документа один из основных вопросов – мера соответствия реального текущего положения требованиям нового документа, определяющая направление и силу импульса, получаемого регулируемой системой от ввода нового стандарта. Описанное ниже исследование косвенно способствует ответу на этот вопрос.

Весной 2015 года на Кафедре раннего обучения детей иностранному языку, РГПУ им. А.И. Герцена, факультет «Институт Детства» проводилось исследование «Работа и деятельность учителя в сфере раннего обучения иностранному языку».

Основная цель исследования заключалась в сопоставлении реальной работы учителя и ее восприятия обучающимися детьми и их родителями, т.е. основными группами людей, с которыми взаимодействует учитель в ходе своей профессиональной деятельности. Дополнительной целью исследования было выявление соотношения различных видов деятельности учителя.

В качестве базы для эксперимента выступали две площадки – школа №552 Пушкинского района Санкт-Петербурга и интернет-портал «Меташкола». Всего в исследовании приняли участие 43 учителя английского языка из различных городов России.

Возраст ответивших учителей

  • Минимальный возраст респондента        21 год
  • Максимальный возраст респондента        59 лет
  • Средний возраст респондентов        30 лет

На вопрос Где вы работаете, в каком образовательном учреждении (ОУ)?Одно ли у Вас место работы? Ответили 42 респондента.

Здесь респонденты отмечали:

  • одно место работы как:
  • школа,
  • гимназия,
  • вуз,
  • колледж,
  •  гос. учреждение дополнительного образования,
  • курсы,
  • репетитор;
  • два места работы как:
  • школа и репетиторство,
  • курсы и репетиторство,
  • колледж и курсы;
  • три места работы как:
  • в школе, репетитор и переводчик,
  • в школе, репетитор и частная школа,
  • в школе, репетитор и курсы.

Таким образом, мы видим, что у почти половины ответивших (45%) – два и более места работы. Обычно совместительство мешает основной работе, но в данном случае такой вывод был бы недостаточно обоснованным, так как подавляющее большинство ответивших указали в качестве побочной занятости репетиторство. Репетиторство может быть очень незначительным по затратам времени, поэтому нельзя сделать вывод о том, что побочная занятость мешает основной работе опрошенных.

Каков Ваш стаж работы учителем? Ответили 43 респондента.

  • Минимальный стаж респондента        1 год
  • Максимальный стаж респондента        35 лет
  • Средний стаж респондента        7 лет

Какова Ваша квалификационная категория / степень?

  • Учитель одного иностранного языка (бакалавр, магистр, специалист)        59%
  • Учитель двух иностранных языков (специалист)        2%
  • Учитель английского языка и литературы (специалист)        2%
  • Высшее филологическое образование        28%
  • Учитель начальной школы, прошедший курсы повышения квалификации
    для преподавания иностранного языка
            7%
  • Отлично знаю язык, прошел курсы преподавания иностранного        2%

В полученных ответах настораживает то, что почти треть опрошенных практикующих учителей не имеет специфически педагогического образования. И если с преподаванием языка в старших классах вполне справится человек с филологическим образованием, то при обучении младших школьников важнее знать педагогику и дифференциальную психологию, чем преподаваемый язык.

При обучении детей дошкольного возраста и детей с особенностями развития преимущество педагогического образования перед филологическим становится еще сильнее.

Ваша общая нагрузка в учебных часах в неделю на всех местах работы

  • Минимальная учебная нагрузка        8 часов
  • Максимальная учебная нагрузка        60 часов (так!)
  • Средняя учебная нагрузка        28 часов

Как мы видим, средняя учебная нагрузка довольно велика 28 часов в неделю. Нагрузка более 22 часов в неделю у трех четвертей респондентов.

Перечислите, пожалуйста, дела, которые Вы выполняете помимо непосредственного проведения уроков по иностранному языку

Можно было выбрать несколько ответов. Предлагался фиксированный список ответов и дополнительное поле для заполнения «Другое».

Вопросы из списка

Готовлю дополнительные материалы к уроку в электронном виде
(в т.ч. презентация, поиск и загрузка материалов из интернета)
        40 ответов

Читаю дополнительную литературу        39 ответов

Составляю плана / конспект урока        37 ответов

Общаюсь с родителями учеников        37 ответов

Готовлю дополнительные материалы к уроку (поделки, карточки, др.)        34 ответа

Участие в жизни педагогического коллектива (собрания, планерки и пр.)        34 ответа

Участвую в конкурсах        33 ответа

Общаюсь с учениками вне урока        33 ответа

Заполняю разные форм отчетности (не классные журналы)        33 ответа

Готовлю и провожу мероприятия с учениками        31 ответ

Делаю пометки об уроке в своем личном журнале        27 ответов

Выставляю оценки в электронный журнал        26 ответов

Выставляю оценки в бумажный журнал        25 ответов

Проверяю работы учеников        25 ответов

Готовлю кабинет к уроку        20 ответов

Повышаю квалификацию на курсах        30 ответов

Участвую в конференциях        27 ответов

Осуществляю классное руководство        20 ответов

Участвую в научной деятельности        16 ответов

Пишу научные статьи        13 ответов

Такое разнообразие ответов показывает, что выдвигаемые профстандартом к учителям требования разносторонних знаний и умений не являются искусственно навязываемыми, а соответствуют реальной школьной практике.

С другой стороны, если совместно рассмотреть ответ на данный вопрос с ответом на вопрос об учебной нагрузке (средняя 28 часов в неделю), становится очевидным, что для исполнения всех без исключения обязанностей, возлагаемых профстандартом на учителя, у того просто не остается времени. Учитель вынужден постоянно экономить время, и мы предполагаем, что это время экономится в первую очередь за счет работ по самосовершенствованию, по повышению своей собственной квалификации. Это предположение основано на том, что за недостаточно интенсивное  повышение квалификации учитель не получит немедленное отрицательное подкрепление от окружающей среды. А за недостаточно интенсивное «заполнение разных форм отчетности», «участие в жизни педагогического коллектива», «классное руководство» отрицательное подкрепление от окружающей учителя административно-управленческой среды последует сразу.

На вопрос о внеурочной работе учителя всего было получено 580 ответов. Из них 125 (22%) относятся к деятельности, не связанной непосредственно с рутиной процесса преподавания, и могут быть отнесены к повышению квалификации. Здесь нет разбивки ответов по респондентам, поэтому нельзя сказать, что около 20% учителей регулярно уделяют время повышению своей квалификации, но видно, что повышение квалификации учителей всё-таки происходит.  

Как обстоит дело с подготовкой квалифицированных кадров именно в области РАННЕГО обучения детей иностранному языку?

Стоит отметить, что конкретно методика раннего обучения иностранному языку (а именно такое обучение предполагается в начальной школе и в детском саду) наиболее подробна и выделена в качестве отдельной дисциплины, только на факультете Институт Детства РГПУ им. А.И. Герцена. В большинстве вузов Санкт-Петербурга и других городов России, где готовят учителей иностранного языка, данный раздел методики является лишь одним из большого набора элементов всего курса методики обучения иностранному языку. Этот факт важно иметь ввиду, рассматривая учителя с точки зрения профессионального стандарта, где подчеркивается, что учитель, работающий в начальной школе должен выполнять следующие трудовые действия и знания:

  • Формировать метапредметные компетенции, умение учиться и универсальные учебные действия до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования.
  • Объективно оценивать успехи и возможности обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
  • Знать основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста.

В РГПУ им. А.И. Герцена бакалаврам предлагается ряд дисциплин, освоив которые молодые педагоги овладевают спектром профильных знаний и умений и приобретают те необходимые компетенции, владение которыми требует профстандарт:

  1. Психология человека
  2. Психология развития
  3. Социальная психология
  4. Педагогическая психология
  5. Детская психология
  6. Этнопедагогика и этнопсихология
  7. Психология семьи и семейного воспитания
  8. Психодиагностика
  9. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
  10. Методика раннего обучения иностранному языку
  11. Детское лингвострановедение
  12. Детская литература страны изучаемого языка
  13. Детская литература в раннем обучении иностранному языку
  14. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
  15. Информационные и коммуникационные технологии в образовании
  16. Электронно-коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения
  17. Правоведение

Заключительный абзац. Тут наверно стоит сказать о том, что не каждый вуз, готовящий учителей английского языка, предоставляет необходимый по ПРОФСТАНДАРТУ материал студентам. Желательно бы конечно найти списки дисциплин в других вузах, но это еще одно новое исследование.

  1. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем): Учебник. Издательство Томского ун-та, Томск, 2004.
  2. Андреева О. Откуда берутся инопланетяне. «Русский репортер» №42 (170), 2010.
  3. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. Издательство «Интерпракс», М., 1995.
  4. Граничина О.А. Использование современных квазиметрических методов при оценке качества образования в вузе. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Сер. Общественные и гуманитарные науки. – СПб. 2008. № 11(75).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее обучение иностранному языку

Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников...

Доклад" Раннее обучение иностранному языку: состояние и перспективы"

В доклоде раскрываются перспективы преподавания иностранного языка со 2-ого класса....

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Требования к ИКТ - компетентности в соответствии с профессиональным стандартом педагога

Требования к ИКТ - компетентности в соответствии с профессиональным стандартом педагога...

Статья по теме: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО НАВЫКА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Аннотация:  Данная статья посвящена вопросам  профессионального стандарта педагога, трудовой функции преподавателя СПО, совершенствованию системы СПО по ФГОС ТОП 50. Особое внимание уделено ...