Методический семинар «Формирование и развитие читательской компетентности. Технология развития критического мышления».
опыты и эксперименты

Методический семинар был дан в рамках конкурса "Учитель года".

Цель:

- обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

Задачи:

- поиск новых, наиболее рациональных методов обучения;

обмен опытом педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Формирование и развитие читательской компетентности через технологию развития критического мышления».

Цель:

- обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

Задачи:

- поиск новых, наиболее рациональных методов обучения;

обмен опытом педагогической деятельности.

        Здравствуйте, уважаемое жюри и коллеги. Вашему вниманию я хочу представить семинар, который назвала строфой из стихотворения В.Маяковского: «Послушайте!» Помните, что дальше?

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Уроки литературы призваны зажигать детские души стремлением постичь прекрасное, постичь слово. Как же это сделать? Как не потерять светящиеся глаза ребенка и его душу, жаждущую познания? Предлагаю попробовать разобраться вместе.

Тема семинара: «Формирование и развитие читательской компетентности через технологию развития критического мышления».

Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, я принесла на семинар пуанты. Как вы думаете, почему? Что они могут означать? Конечно, это символ, образ. Это и прекрасное, это и искусство, это и сотрудничество, и, конечно, труд. Но труд должен не гнуть человека к земле, а помогать ему парить. Как этого достичь?

Концепция своременного образования ставит перед каждым из нас задачу формировать «целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самстоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих качество современного образования». Современный школьник должен получить не только знания, но и умения применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. Но, к сожалению, достичь этого очень сложно, так как у учащихся снижена мотивация к изучению литературы.

        В 2012 году в нашей школе была проведена диагностика читательской грамотности учащихся по методике PIRLS,PISA. Способность человека понимать тексты, размышлять о них, то есть заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,расширять свои возможности высоко ценится в современном обществе.Эту способность часто называют «читательской грамотностью». Результат диагностики  показал  низкую культуру работы с текстом.

Требования к учащимся                                                Не умеют        

Понимать текст                                                        не проводят глубокий

Интерпретировать информацию                                анализ, не могут

Оценивать информацию                                        интерпретировать и оценивать                                                                        информацию.

Таким образом, возникает проблема: современное образование, федеральные государтсвенные стандарты        требуют развития информационной компетентности, а у большинства школьников снижена культура работы с текстом, не сформированы читательские умения.

        Как разрешить эту проблему? На мой взгляд, помогает снять эти противоречия технология развития критического мышления через чтение и письмо. Почему? ТКМЧП

- позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем;

- помогает определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;

- формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, умение прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;

- развивает культуру диалога и совместной деятельности.

                Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. В России технология появилась в 1997 году.  Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской, Игорем Загашевым, Сергеем Заир-Беком

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

                Я предлагаю вашему вниманию фрагмент урока, выполненного в данной технологии.        

  •   Что показалось вам интересным?
  •  Какие плюсы подобного начала урока вы увидели?
  •  Как вы полагаете, что почувствовали дети на этапе урока?
  •  Как может сложиться дальнейший разговор, начатый таким образом?

Такое начало урока ориентировано на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. На этом этапе сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Ребенок ставит перед собой вопросы: «Что я знаю?» по данной проблеме и  «Что я хочу узнать?»

                

ФАЗА ВЫЗОВА

Задачи :

1)  Активизация познавательной деятельности учащихся. 

2) Постановка целей урока.

Методические приемы :

«Кластер»        

«Загадка»        

«Мозговой штурм»или «Корзина идей»        

«Отсроченная догадка»        

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Театрализация»

«Да – нетка»        

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»

«Дискуссия»

«Перепутанные логические цепочки»

«Проблемный вопрос»

Следующим этапом урока является стадия осмысления. Я предлагаю вам посмотреть еще один фрагмент.

Для чего служит стадия осмысления?

Что происходит на этом этапе урока?

Организация активного чтения;

Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления.

Главными задачами  являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ребенок отвечает на те вопросы, которые сам поставил перед собой.

Методические приемы:

«Зигзаг»

«Инсерт или «Чтение с пометами»        

«Дерево предсказаний»        

«Круги по воде»        

«Чтение с остановками»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Метод «Думательных шляп»

«Кластер»

«Двухчастный дневник»

«Бортовой журнал»

«Ромашка Блума»

«Фишбоун» (рыбный скелет)

«Взаимоопрос»

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Методические приемы :

«Синквейн»

«Письмо к учителю»

«Пятиминутное эссе»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Единство технологии.

        В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  1. Фаза вызова.  Она ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. На этом этапе сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Ребенок ставит перед собой вопросы: «Что я знаю?» по данной проблеме и  «Что я хочу узнать?»
  2. Фаза осмысления.Главными задачами  являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ребенок отвечает на те вопросы, которые сам поставил перед собой.
  3. Фаза рефлексии. «Все может протечь сквозь пальцы, если не рефлексировать». Стадия рефлексии направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

        Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.

        Эффективность приеменения данной технологии на уроках литературы подтверждается диагностикой читательской грамотности по методике PIRLS,PISA.

год

вычитывание

интерпретация

оценка

2012

78%

46,4%

52,2%

2014

88%

69%

67%

2016

 «Зажигать звезды» на уроках очень важно, сохранить у ребенка желание учиться, думать, рассуждать – это и есть задача учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Послушайте!

Слайд 2

Формирование и развитие читательской компетентности через технологию развития критического мышления Методический семинар

Слайд 3

PIRLS, PISA Читательская грамотность – способность человека понимать тексты, размышлять о них, то есть заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои возможности.

Слайд 4

PIRLS,PISA Результаты 2012 года

Слайд 6

Проблема Недостаточно сформированы : культура работы с текстом основные читательские умения умения определять проблему текста, позицию автора, формулировать и аргументировать тезис

Слайд 7

Преимущества технологии развития критического мышления через чтение и письмо атмосфера партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем; определение собственных приоритетов в личной и профессиональной жизни; формирование умения анализировать, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них; развитие культуры совместной деятельности.

Слайд 8

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений)

Слайд 9

Американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит , Дж.Стил. Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской , Игорем Загашевым , Сергеем Заир-Беком . АВТОРЫ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 10

Задачи : активизировать познавательную деятельность учащихся определить цель урока СТАДИЯ ВЫЗОВ А

Слайд 11

Методические приемы

Слайд 12

Задача: отслеживать понимание при работе с изучаемым материалом СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Слайд 13

Методические приемы

Слайд 14

Задача: преобразовать новую информацию в собственное знание учащихся СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Слайд 15

Методические приемы

Слайд 17

Предположения…(заголовок) Символ искусства Символ труда Символ творчества

Слайд 18

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Слайд 19

Эффективность применения технологии

Слайд 20

Диагностика читательских умений в 10-11 классах

Слайд 21

Диагностика предметных умений

Слайд 22

Анкетирование Нравится ли тебе урок литературы?

Слайд 23

Анкетирование Стал ли ты больше читать?

Слайд 24

Подведение итогов

Слайд 25

Обобщение опыта Публикации на персональном сайте http://bichurinaj.wixsite.com/mysite - Мастер-класс по роману "Герой нашего времени" - Итоговое сочинение (подготовка). доклад, презентация, - Рождественские чтения (презентация, доклад) - Конспекты уроков (презентации) "Мастер и Маргарита", Омонимичные части речи, Производные предлоги и тире в ПП, Всевластно ли зло (11 класс), Нормы звучащей речи (10 класс) - Конспекты уроков (планы) «Всевластно ли зло» (11 класс), «Нормы звучащей речи» (10 класс), алгоритм для части В, работа по подготовке к сочинению, сочинение по роману "Герой нашего времени" -Презентации для оформления стенда по развитию речи (пословицы, поговорки, народные приметы, народные праздники на каждый месяц) - Проект по орфоэпии Выступление на Окружных Рождественских чтениях Августовская конференция «» Выступление на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...

Методический материал с презентацией на тему "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при формировании умений информационной переработки текста"

      Данная тема актуальна в связи с введением ФГОС ООО. Современная образовательная технология РКМЧП способствует формированию и развитию умений работать с информацией, текстом...

Методическая разработка «Технологии развития социальной активности: технологии развития социальной креативности»

В методической разработке рассмотрены технологии развития социальной креативности обучающихся для учреждений дополнительного образования....

Педагогические технологии развития читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций школьников на уроках физики

Развитие читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления школьников – это основная задача современного образования. Формирование функциональной гра...