статья "Современное преподавание русского языка и литературы с использованием театральной педагогики"
статья

Лымарева Наталия Владимировна

Школьная театральная педагогика –это междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Так как именно в школьной «атмосфере» формируется личностное становление самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение своим телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, которые необходимы человеку для перспективного успеха в любой сфере деятельности. А как использовать театральную педагогику на уроках русского языка и литературы рассказывается в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное преподавание русского языка и литературы с использованием театральной педагогики

Учитель должен быть артист, художник,

горячо влюблённый в своё дело.

А.П. Чехов

Когда я шла на первый в своей жизни урок, я знала одно: в каких бы условиях я не работала, каких бы детей по уровню подготовки не обучала, я буду творить и учить этому своих подопечных. Прошли годы, многое поменялось в образовании, на смену одному поколению пришло другое «цифровое» поколение, но для меня приоритетным останется творческий подход. А.П. Чехов справедливо заметил:«Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют».

Уроки русского языка и литературы XXI века, какими они должны быть? Как сделать процесс обучения эффективным для ребенка, который живет в век интернета и виртуального пространства, в совершенстве владеет компьютерными технологиями? Как научить детей видеть прекрасное, читать классическую литературу, любить и ценить свой родной язык? Эти вопросы, наверное, возникают у каждого учителя русского языка и литературы, основной задачей деятельности которого становится мотивация детей к чтению.

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение федеральных государственных стандартов  определяют главные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. А одной из основных целей филологического образования является развитие речевой культуры учащихся, совершенствование их коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, поиск содержательных компромиссов, формирование способности к социальной адаптации и социальной мобильности в условиях постоянно меняющегося мира.

Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить   их творческие способности, где важная роль, безусловно, отводится урокам русского языка и литературы.

Считаю целесообразным обращение педагогов-филологов к средствам театральной педагогики. Художественное творчество, в том числе и актерское мастерство, самобытно и ярко раскрывает природу личности ребенка-творца.

Цель театральной педагогики – раскрепощение психофизического аппарата ученика.И я, как школьный учитель, выстраиваю систему взаимоотношений таким образом, чтобы создать максимальные условия для предельно свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.

Театральная педагогика предлагает увидеть значимость деятельности, в которой дети, общаясь между собой, будут открывать новое через заданную игру, пробы и ошибки. Дело в том, что детям сложно организовать такую поисково-творческую деятельность, и они будут бесконечно признательны учителю, который организовал для них это исследование-общение. Равноправие педагога и детей не только в праве на ошибку, но и в адекватной заинтересованности. Наставнику тоже должна быть интересна игра, он самый активный болельщик за успешность мероприятия (игры). Хотя роль учителя только организационная, так как  он выступает в роли режиссера, ему необходимо создать ситуацию успеха и обеспечить контроль над всеми участниками игрового процесса. И здесь от учителя потребуются следующие компетенции:

  • педагогу необходимо в совершенстве владеть содержательным материалом предмета, что даст ему уверенность в поведении и скорость в его игровой методологической трансформации материала в игровую задачную форму;
  • ему необходимо овладеть приемами режиссерско-педагогического сценирования, а именно:
  • уметь перевести учебный материал в игровые проблемные задания;
  • распределить содержание урока по смысловым логически взаимосвязанным эпизодам;
  • уловить главную проблему учебного материала и перевести ее в последовательный ряд игровых задач;
  • постоянно накапливать арсенал нужных ходов.

Только в этом случае можно надеяться на возможность импровизации во время урока, без чего урок станет неинтересным и скучным.

Также учителю архиважно помнить об основных приемах «театральной педагогики»:

 активные действенные формы подачи и усвоения материала (та же игра);

сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия;

 эмоциональная значимость материала для воспитанника и преподавателя или ученика и учителя;

 сюжетное построение урока. Хорошо организовывает сюжет урока поисковая деятельность: движение от неизвестности к обретению знания;

 ролевая игра. Главное, не смешивать образ и личность. Задачи решать не умеет не ребенок, а герой, которого играет этот ребенок;

 целостное включение личности. Каждое задание преподавателя или учителя формулируется по-разному, чтобы личность включалась в процесс обучения целостно. Очень хорошо работают на реализацию этих задач, в частности, методы социоигровой и интерактивной педагогики, которой посвящено достаточно большое количество педагогической литературы;

 раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления – вот чего мы должны бы добиваться;

 ориентация на коллективное творчество. Для детей сегодня очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе создания общественных ценностей.

В своей работе театральную педагогику я применяю на протяжении более 25 лет. Формы могут быть разные: начиная от «театра одного актера», каким я являюсь на любом уроке, до крупномасштабных постановок драматических произведений, так любимых и детьми, и родителями, и учителями.

Приобщая ученика к театру, я развиваю в нем творческое воображение, фантазию, чувственность, уверенность в себе. Ребята без страха берутся за задания, связанные с импровизацией. Очень часто в театральных постановках и этюдах участвуют подростки, у которых есть проблемы с успеваемостью и поведением.

Хочу отметить, что театрализация положительно сказывается на развитии умственных способностей обучающихся, их читательском опыте, правильности и выразительности речи.

Уроки русского языка и литературы с применением инсценировки проходят более эмоционально и легко. На протяжении всего урока остается заинтересованность учащихся, особенно, если театрализация не обговаривалась с ними предварительно.

Закономерная взаимосвязь литературы и театра постигается учащимися на уроках анализа художественных произведений через вживание в образ персонажа

Так на уроке литературе в 10 классе при изучении пьесы «Гроза» А.Н.Островского предлагаю инсценировку сцены прощания Тихона Кабанова с матерью и женой Катериной. После данной работы ребята могут сделать однозначные выводы относительно характеров данных персонажей, даже некоторые ребята предполагают, чем может закончиться это произведение.

С большим удовольствием мои ученики участвуют в импровизированной инсценировке рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»: рассказ небольшой, слова запоминаются очень быстро, да к тому же произведение юмористическое. После постановки «актеры» и «зрители» без труда делают анализ рассказа и рассуждают над заглавием.

А вот после изучения и анализа пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» учащиеся 8 класса сами предложили поставить пьесу на школьной сцене для родителей и учащихся школы, так как видели в ней большую воспитательную ценность. Ребята уже прекрасно понимали, каким должен быть каждый персонаж, поэтому разбирать пьесу и объяснять характеры героев было не нужно. Успех был ошеломительный!

На уроках русского языка в 6 классе в теме: «Описание интерьера» мы с ребятами описывали рабочий кабинет А.С.Пушкина. Для того чтобы вызвать наибольший интерес к данной работе, я пригласила на урок самого Александра Сергеевича (роль поэта сыграл заранее подготовленный ученик данного класса). «Актер» в свободной форме рассказал о том, как работал Пушкин, чем он пользовался, когда писал свои гениальные произведения, и многое другое. Ребята с большим удовольствием слушали рассказ А.С.Пушкина, а также задавали очень много вопросов, на которые мы все вместе отвечали еще после уроков.

Большую роль на своих уроках отвожу выразительному чтению. Для меня выразительное чтение – это не просто громкое, пафосное чтение, а именно искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Если ребенок не понимает смысла того, о чем читает, то такая деятельность обречена на провал, как бы категорично это не звучало. Конечно, я часто читаю для образца сама, пользуюсь аудиозаписями великих актеров. Очень полюбилось ребятам выразительное чтение басен И.А. Крылова, особенно чтение по ролям.

Совсем недавно на своих уроках стала применять пантомимы. Чаще всего такой вид деятельности интересен ученикам 5-7 класса. Ребятам дается карточка с персонажем или с каким-либо действием, ученики узнают героя, а если это урок русского языка, то должны записать предложение, которое им без слов «продиктовали».

Еще один элемент театральной педагогики, который я использую довольно часто, это ролевая игра. В ролевых играх ученик, во-первых, играет, во-вторых, учится, в-третьих, приобретает жизненный опыт. Игра помогает сохранить интерес к русскому языку и литературе, способствует созданию благоприятного психологического климата, повышает эффективность учебного процесса, учащиеся овладевают видами речевой деятельности как средством общения. В основе ролевой игры обычно стоят реальные или возможные конфликтные ситуации, в которых должно быть задействовано столько лиц, сколько участников в группе. Это может быть собрание любителей книги, заседание в суде, заседание художественного совета, создание фильма, книги, урок-концерт, инсценировка, викторины и т. д. Одни игры похожи на фронтальную беседу, другие требуют групповой работы, а иногда проходят в форме дискуссии, как, например, на уроках русского языка в 5 классе. При изучении темы «Диалог» ребятам дается задание составить диалоги на разные случаи, а затем их проиграть. В 6 классе, при обобщении тем: «Устаревшие слова», «Профессионализмы», «Заимствованные слова», «Диалектизмы» и др. ребятам дается набор слов, относящих к разным лексическим группам, ученики делятся на группы и каждая группа распределяет слова, а затем составляет небольшой текст и выступает в роли жителя определенной местности, человека, живущего в XIX веке, иностранца и т.д.

На уроках в старших классах тоже использую ролевые игры. Например, уроки-суды. Ребята любят примерять на себя роли обвинителей и адвокатов, свидетелей и потерпевших. И не важен приговор, который обязательно выносится в конце урока-суда, важен сам процесс обсуждения, где по-новому звучит текст, где герои могут раскрыться с неожиданной стороны. Стали традиционными в 10 классе уроки-суды над Родионом Раскольниковым из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и  Евгением Базаровым из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в 11 классе суды над Мастером из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Григорием Мелеховым из романа «Тихий Дон». Вживаясь в образ, ученик лучше понимает своего персонажа, а значит, понимает замысел автора, ну а следующий этап – это желание прочитать еще одно произведение этого автора! А все потому, что инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту.

Уроки-спектакли–это сочетание нескольких приемов театральных технологий на одном уроке. Данный урок должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий, от исходного до главного, действие его должно развиваться импровизированно. Очень удачно такие уроки идут как уроки обобщения по пройденной теме.

Приведу пример такого урока в 7 классе «Пока горит свеча» по мотивам православных притч.

Данный урок проходил в рамках недели Православной книги. Ребятами было прочитано много притч разной тематики: о добре и зле, о матери, о совести, о дружбе и многие другие. Так как притча –это кладезь мудрости и нравственности, ребята  многому научились, а на что-то посмотрели другими глазами. Финальным аккордом в изучении и восприятии притчи был урок-спектакль «Пока горит свеча». Урок проводился в нетрадиционной форме, героями притч были ученики седьмого, девятого и одиннадцатого классов. Спектакль был построен  на инсценировании четырёх притч: «Мама», «Все в твоих руках», «Три Я» и «Четыре свечи», каждая мини-постановка сопровождалась грустной, но жизнеутверждающей музыкой. Основной мысльюэтих произведений стали слова Юрия Гарина:

Друг мой! Жизнь под этим небом
Нужно пламенно прожить
Кем бы ты на свете не был,
Не гаси огонь души!

А закончить спектакль мы с ребятами старших классов решили культовой песней группы «Машина времени» «Пока горит свеча» в исполнении самих ребят.

Средства театрализации помогли актёрам и зрителям пережить эмоциональное потрясение. Ребята внимательно следили за каждым словом и действием артистов, а кто-то даже заплакал. А все потому, что вовремя рассказанная притча может помочь воспитать в ребенке черту характера, которой ему очень не хватает, заменив множество книг и нотаций на одну красивую историю. Например, можно долго и упорно говорить о том, что человек сам строит свою судьбу, что именно человек решает, как ему поступать в своей жизни. Но достаточно прочитать ребенку всем известную притчу «Все в твоих руках» и всестановится понятно.

Конечно, подготовка к уроку с использованием театральной педагогики требует больших усилий. Здесь меняется многое. Например, целевая установка, роль учителя и учащегося, правила поведения на уроке, структура урока. Урок становится педагогической пьесой, построенной по всем законам режиссерского мастерства. Меняется суть домашнего задания. Оно часто индивидуально. Это может быть и подбор иллюстраций, подготовка презентации, написание сценария, создание видеофильма, буктрейлера и многое другое. Очень важно проверять и оценивать работу учащихся, пусть это будет не традиционная оценка, а оценка по определенной системе, возможно, по десятибалльной шкале и т.д.

Использование театральной педагогики во внеурочной деятельности делает эту деятельность привлекательной для многих ребят. В своей педагогической практике  активно  использую  групповую форму внеурочной работы. Она имеет чёткую организационную структуру, постоянный состав участников, объединённых общими  интересами.  Ярким примером групповой формы работы является театральный проект. Более 25 лет я руковожу театром-студией «Вдохновение» и мои ученики с удовольствием участвуют во всех театральных проектах.  Наиболее важным в работе по подготовке к спектаклю считаю  выбор репертуара.Пьеса должна нравиться детям и быть им по силам. И обязательно каждая  постановка  должна  выполнять как минимум три  функции:

  • Познавательную
  • Нравственную
  • Эстетическую

 Артисты должны эмоционально пережить свою роль, только тогда они смогут донести и зрителю эти эмоции.Любая деятельность театрального проекта должна быть совместной. Все делаем сообща, помогая друг другу.

Этапы совместной работы

- Выбор произведения (расширение рамок школьной программы, повышение читательской активности).

- Анализ текста (развитие лингвистической компетенции: совместное обсуждение, определение темы, идеи).

- Определение сверхзадачи (ради чего осуществляется постановка, какую идею обучающиеся желают донести до зрителя).

- Изучение эпохи (межпредметная связь, изучение костюма, этикета, исторических событий, происходящих в это время).

- Распределение ролей (способность аргументировать свою позицию, прислушиваться к советам одноклассников).

- Изготовление костюмов и реквизита (способность к самовыражению через различные виды творчества).

- Исполнительское мастерство (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)

        За многие годы работы нами было поставлено большое количество театральных постановок, которые принимали участие в конкурсах различного уровня: районный театральный конкурс «Жар-птица», региональный епархиальный конкурс «Жар-птица», краевой фестиваль театрального творчества имени В.С.Золотухина. Театральные постановки «Жития Святых:Варвары, Георгия Победоносца, Святой Софии и детей ее Веры, Надежды и Любови, Святого великомученика Плакиды, Святой Екатерины», театрализация православных притч «Пока горит свеча», мюзикл «Юнона и Авось», постановка «Страна радости», посвященная семье Николая II, сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», пьеса «Недоросль» и многое другое. Наши выступления всегда вызывают интерес зрителей, а артисты  после выступления долго не расходятся, делятся впечатлениями, которых всегда очень много, и с блеском в глазах спрашивают:«А какой наш следующий спектакль?»

Василий Александрович Сухомлинский когда–то написал такие слова: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Нельзя не  согласиться с великим педагогом, действительно, каждый ребенок индивидуален и к нему нужен особый подход. Мне кажется, что именно  театральная педагогика способна помочь учителю найти эти струны, которые приведут к большому успеху учителя и его учеников.

     Подводя итог, хочется отметить, что применение театральной технологии не только в профильном образовании, но и в образовательном процессе школ оказывает эффективное влияние на весь учебный процесс, в частности, на развитие творческого потенциала личности. Ведь развитие творческой личности, а также создание условий для его самоопределения и самореализации–одна из задач, поставленных перед образованием. Мобилизовать творческий потенциал личности ребенка в современных условиях и использовать его на благо общества –одна из важнейших задач российского образования.

Методическая литература

1.Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. / М., 1998.

2.Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. / М., 1993.

3.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/92538-opisanie-pedagogicheskogo-opyta-ispolzovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание русского языка и литературы с использованием дистанционных технологий обучения

Доклад на Коллегии Министерства образования и науки Республики Татарстан...

Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...

Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы с использованием деятельности музеев.

Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы с использованием деятельности музеев....

Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Преподавание русского языка и литературы с использованием дистанционных технологий обучения.

В условиях постоянно меняющегося мира ученик должен выносить из школы не просто объём знаний, а умение учиться. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом в любой деятельности, нужно быть уверенным ...

Статья "Преподавание русского языка и литературы с использованием технологий дистанционного обучения"

В связи с эпидемией коронавируса  школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционную  форму  обучения. У неё есть и свои плюсы, и свои огромные минусы, но тогда прежде всего решал...

Статья "Преподавание русского языка и литературы с использованием технологий дистанционного обучения"

В школьном образовании дистанционное обучение - образовательная система, которая построена с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических техн...