Педагогның һөнәри стандарты
статья

Татарстан Республикасы Зеленодол муниципаль районы

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagognyn_honri_standarty.docx75.93 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогның һөнәри стандарты. Профессиональный стандарт педагога

       Профессиональный стандарт педагога должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования. Профессиональный стандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт). Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня  квалификации педагогов. Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

      Повышение эффективности общего образования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации",  ФГОС общего и дошкольного образования определили долгосрочные цели развития образовательных организаций и дошкольных образовательных организаций. Обновленные цели системы российского общего образования повышают традиционные и создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом.

   Квалификация   педагога – отражает  уровень  профессиональной  подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.

    Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

    В профстандарте  сформулированы следующие новые компетенции, которыми должен обладать педагог.

  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении
  • Владение ИКТ-компетенциями.

  Руководителю образовательной организации необходимо учесть приоритетные отличия управления в контексте компетентностного подхода от традиционного подхода.

Таблица 1. Приоритетные отличия управления в контексте компетентностного подхода от традиционного подхода

 C:\Users\123\Documents\Безымянный.png   Из перечисленных в таблице отличий нетрудно заметить, насколько компетентностный подход меняет привычные цели, задачи, содержание процесса управления образовательной организацией. В процессе принятия управленческого решения руководителю необходимо принимать во внимание и учитывать  происходящие изменения. Более того, руководитель собирает вокруг себя команду единомышленников, которые понимают и принимают необходимость изменений, активно поддерживают начинания.

      Необходимым условием успешного освоения новых компетенций является организация методической работы как целенаправленного, целостного, непрерывного процесса, направленного на повышение профессионализма и квалификации преподавателей как показателя качества кадрового потенциала учебного заведения. Кроме того, любая инновационная деятельность нуждается в управлении и организованном методическом сопровождении

     В процессе проведения деловых игр, мастер-классов, уроков и других интерактивных форм работы выясняется, что разные учителя, воспитатели владеют перечисленными компетенциями в разной степени. И далеко не всегда  степень владения зависит от стажа работы педагога. Практика показывает, что для эффективного овладения новыми профессиональными компетенциями  каждым учителем, воспитателем должны быть созданы определенные условия. Во многом успешному освоению новых компетенций способствует методическая работа в школе, в том числе, работа межпредметных (в рамках предметных областей) и межшкольных методических объединений по освоению профессионального стандарта, формированию метапредметных компетенций обучающихся и др., индивидуальная работа с учителем и т.д.

        Профессиональный стандарт заставляет по-новому взглянуть на систему методической работы в образовательном учреждении. Так, например, необходимо учитывать в методической работе право директора и педагогического коллектива сосредоточить усилия на конкретных аспектах образовательной деятельности, в том числе учебной, воспитательной, внеклассной,  ставить акценты в связи с конкретными особенностями образовательного учреждения и социального окружения.

Необходимым условием становится вовлечение в оценку качества профессиональной деятельности педагога всех участников образовательного процесса, но с учетом их функций.

      Ключевая идея профессионального стандарта – умение педагога работать с разными категориями детей и подростков – не будет качественно реализована, если мы не поймем, что современный учитель, воспитатель – это социальный терапевт, который должен вовремя «распознать» проблему ребенка и направить его к специалисту -  социальному педагогу, школьному психологу, дефектологу, логопеду для оказания помощи в решении трудной жизненной ситуации. А это значит, что каждый учитель, воспитатель должен научиться результативно взаимодействовать с другими специалистами, работающими в образовательном учреждении и вне его.

      Нам предстоит еще и еще раз переосмыслить суть и процесс оценки качества  деятельности учителя, так как нас должны интересовать не только количественные показатели его работы – результаты сдачи ЕГЭ, предметных олимпиад, побед на конкурсах и соревнованиях разного уровня. Это очень важно, но с позиций владения новыми компетенциями, важным показателем качества работы педагога становится его умение и результат работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ, детьми из асоциальных семей и семей-мигрантов, не знающими русского языка, с трудными обучающимися, с талантливыми детьми. И здесь уже будет важен не только количественный, но и качественный результат – «был» и «стал».

     О каких реальных изменениях в методической работе в образовательном учреждении можно говорить уже сейчас, опираясь на имеющийся опыт работы?

      Рассмотрим несколько примеров. Все чаще необходимым инструментом управленческой деятельности в освоении профессионального стандарта  является мониторинг  профессиональной  педагогической деятельностив ходе которого «выявляется информированность педагога о новых достижениях в области специализации, знание теории и методики преподаваемого предмета, современных технологий обучения и воспитания, научных основ общей педагогики и психологии, закономерностей и способов формирования ключевых компетентностей учащихся».

     Данные мониторинга позволяют провести анализ готовности педагогического коллектива к работе с новыми технологиями, к освоению новых профессиональных компетенций. Этот анализ проводит созданная рабочая группа. Она же используя анкетирование, интервьюирование, посещение уроков и т.д., сопоставляет полученные результаты с требованиями  ФГОС, профессионального стандарта педагога. Среди последующих действий – корректировка программы развития образовательного учреждения, системы методической работы, работы над методической темой и др. Действенным фактором совершенствования методической работы является системное взаимодействие с муниципальной методической службой. Необходимым условием совершенствования системы методической работы в образовательном учреждении является использование возможностей сетевого взаимодействия в освоении профессионального стандарта педагога, ФГОС, инновационных технологий в рамках муниципального района, а также образовательного округа.

Актуальной для системы методической  работы образовательного учреждения в связи с освоением профессионального стандарта педагога становится создание условий для коррекции проблемных зон педагогической деятельности. Безусловно, на решение этой задачи работают повышение квалификации,   стажерская практика,  наставничество,  индивидуальные  программы повышения профессионального мастерства, психологическая помощь и т.д. Успешное решение задачи развития инновационной деятельности в образовательном учреждении предполагает наличие мотивации, желания у педагога заниматься этой деятельностью. А сколько педагогов-инноваторов  желательно иметь в педагогическом коллективе? Кого  надо мотивировать на занятие инновационной деятельностью? Чтобы ответить на эти вопросы, руководитель и его заместители могут провести анализ качества педагогической деятельности учителей и воспитателей. В основу анализа мы взяли модель, разработанную Пановой Н.В. [6]

   Модель, отражающая категорию качества педагогической деятельности, может включать несколько уровней. К первому уровню  - нормативному - можно отнести педагогов, которые, добросовестно работая, чаще всего обеспечивая качество знаний и умений, ориентируются на стандарт образования, эталонное качество  педагогической деятельности. Они стремятся к его сохранению и поддержанию.

Преобразующий уровень включает педагогов, которые достигают «позитивного результата педагогической деятельности за счет освоения и поиска нового, которое уже, как правило, где-то, кем-то реализуется; учителя более полно отражают свою индивидуальность в педагогической деятельности, для них характерен ориентир на нормы индивидуального подхода». [6]

      Педагоги, находящиеся на творческом уровне профессиональной деятельности, «ориентированы на нормы, идеалы, устанавливающие перспективные цели в данном виде деятельности, и индивидуальные нормы, что характерно   для преподавателей, занимающихся исследовательской работой, имеющих собственные методики преподавания, постоянно находящихся в творческом поиске».[6]

 

    Разработчики ориентировались на то, что хотя введение профессионального стандарта будет обеспечиваться государственными структурами, но осуществлять это введение будут, в конечном счете, люди. Поэтому  профстандарт  педагога – документ рамочный, т.к. предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и др.) Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.

    Профессиональный стандарт педагога должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования. Профессиональный стандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт).

  Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов. Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

     Устанавливается новый уровень кооперации субъектов образовательного процесса и его индивидуализации: вводится требование определять «совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ государственного стандарта второго поколения для начальной школы со стандартами основной школы по русскому языку

Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеу...

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)...

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

Проект внедрения международных стандартов при подготовке специалиста среднего звена по специальности 09.03.02 «Информационные системы и технологии» с учетом стандартов Ворлдскиллс Россия по компетенции «Программные решения для бизнеса».

В процессе учебной и производственной практики обучающиеся расширяют и закрепляют знания, полученные в процессе обучения, приобретают умения и навыки в профессиональной деятельности, адаптируются в ус...

. Стандарт без стандарта или, Каким должен быть экзамен по физкультуре («Учительская газета», №33 от 16 августа 2016 года). http://ug.ru/archive/66143

На совещании по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта, состоявшемся уже больше трех лет назад - 13 марта 2013 года, - Президентом РФ Владимиром Пут...