Конкурсная работа «Лучшие практики наставничества в общеобразовательной организации»
методическая разработка

Меньших Татьяна Тимофеевна

Работа учителя в школе-сложный многогранный труд. Особенно сложно бывает тем, кто первый раз ступил на этот путь. Неудовлетворенность своей работой, отсутствие поддержи молодых специалистов - одна из самых распространенных причин, по которым молодые специалисты отказываются от профессии. Очень важно в самом начале своей педагогической карьеры поддержать молодого специалиста и делать это на непрерывной основе. Если мы хотим, чтобы наши школы были успешными, чтобы сократился отток молодых специалистов, необходимо реализовывать наставнические программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа «Лучшие практики наставничества в общеобразовательной организации»

Работа учителя в школе-сложный многогранный труд. Особенно сложно бывает тем, кто первый раз ступил на этот путь. Неудовлетворенность своей работой, отсутствие поддержи молодых специалистов - одна из самых распространенных причин, по которым молодые специалисты отказываются от профессии. Очень важно в самом начале своей педагогической карьеры поддержать молодого специалиста и делать это на непрерывной основе. Если мы хотим, чтобы наши школы были успешными, чтобы сократился отток молодых специалистов, необходимо реализовывать наставнические программы.

Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:

- систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;

-систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в свою педагогическую деятельность;

-совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

Данная практика позволяет обогатить знания молодого специалиста, совершенствовать навыки преподавания и профессионального развития.

Местом реализации практики является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Кирсанова Тамбовской области. В 2021-2022 учебном году в МБОУ «СОШ № 1» города Кирсанова пришел молодой специалист, учитель истории и обществознания Муравьева Яна Юрьевна, студентка 4 курса педагогического института ТГУ имени Г.Р. Державина. Опыта преподавания истории и обществознания у нее не было. Решением педагогического совета школы было решено назначить молодому специалисту педагога-наставника, и я была назначена наставником молодого специалиста.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя, я определила цели и задачи своей работы.

Цель практики наставничества: создание условий для адаптации молодого специалиста и обеспечение баланса состава педагогических коллективов и преемственность традиций российской школы.

Для достижения поставленной цели я наметила основные задачи  практики :

1.Создать условия для профессиональной адаптации молодого специалиста в коллективе.

2. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.

3. Обеспечить вовлечение молодого специалиста во все сферы школьной жизни.

4. Включить молодого специалиста в исследовательскую деятельность, развивать профессиональное мышление.

5.Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого специалиста.

        Особенностью данной практики является тот факт, что Яна Юрьевна является выпускницей нашей школы, моей ученицей. Поэтому нас связывают  не только приятные воспоминания о прожитых школьных уроках, но и процесс установления взаимопонимания с педагогическим коллективом проходит гораздо быстрее.

        Здесь мне пришлось столкнуться с проблемой восприятия Яны Юрьевны не как выпускницы нашей школы, а как коллеги, единомышленника, соратника по работе.

Для достижения поставленных задач я наметила основные этапы и условия реализации практики. Мною была разработана технологическая карта педагога- наставника, которая включает в себя три этапа: «Адаптация», «Проектирование», «Рефлексия». (Приложение № 1 «Технологическая карта»).

На мой взгляд именно коучинг - поэтапное развитие и обучение молодого специалиста является условием успешной реализации данной практики наставничества.

Суть коученга заключается не в том, чтобы указать молодому специалисту на его ошибки, а в том чтобы молодой специалист научился выявлять свои преимущества и ошибки.

Алгоритм внедрения практики следующий:

На «адаптационном» этапе необходимо установить «обратную связь», так как основой наставничества является: открытость, взаимодействие и взаимный интерес. Очень важно выявить, что нужно молодому специалисту, чтобы привести его к профессиональному росту.

Основным методом работы на данном этапе является посещение уроков молодого специалиста. В результате индивидуальной беседы и посетив уроки Яны Юрьевны, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

- недостаток практических навыков в учебно- воспитательной работе, недостаток знаний по предмету, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета.

Практика показывает, что в первые дни работы молодого специалиста ему необходимы практические советы: проведение и анализ урока, формы, методы и приемы обучения, использование дидактического и наглядного материала. Итогом работы первого этапа я считаю, раскрытие профессионального потенциала молодого специалиста.

        

На «проектировочном» этапе необходимо составить перспективный план развития молодого специалиста. Как наставник, я понимаю, что знает или не знает, умеет делать или не умеет делать молодой специалист. Исходя из этого я составляю стратегию дальнейшего развития. Для этого с Яной Юрьевной мы разработали отдельные уроки и рассмотрели ряд вопросов: оценивание устного и письменного ответа обучающего (поскольку это вызывало затруднения и неуверенность в своих силах), современные образовательные технологии, методики и результаты их применения, конструирование учебного материала.

Я не готова подвести итоги второго этапа, так как прошло очень мало времени, но если «горят глаза» молодого специалиста, если к концу первого полугодия у Яны Юрьевны будет сформирован свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения - итог второго этапа достигнут. Главный результат работы второго этапа, на мой взгляд -устранить зависимость молодого специалиста от наставника, содействовать его становлению как самостоятельного учителя.

        На «рефлексивном» этапе мои усилия должны быть направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности, овладение эффективными способами преодаления трудностей, возникающих в работе. Это могут быть педагогические чтения, ярмарка педагогических идей, мастер- классы.   В целях патриотического воспитания обучающихся, Муравьева Яна Юрьевна занимается подготовкой школьной команды для участия в областной военно- патриотической игре «В зоне повышенного внимания», собирает краеведческий материал, ведет проектную деятельность.

Подводить итоги третьего этапа еще рано, но если у молодого специалиста будет сформирована потребность в непрерывном образовании, стремление к инновационной деятельности, самосовершенствованию и педагогическому росту-это отличный результат работы третьего этапа.

         Данная практика наставничества создает ситуацию успеха у молодого специалиста, помогает преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии.

«Не относись к наставнику как к Богу.

В образовании нет места чудесам.

Учитель лишь укажет вам дорогу,

«А вот пройти по ней ты сможешь только сам».

                                                       Дмитрий Эйт.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый информационный банк лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях: структура и содержание

В статье представлены описание структуры и содержания, функционирования единого информационного банка лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовател...

Конкурсная работа на Всероссийский конкурс для учителей общеобразовательных организаций «Лучший урок, посвящённый Дню народного единства»

Цель: Формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к ближнему. Задачи: 1. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. 2. Развивать интерес к народным играм. 3. Формировать...

ОПИСАНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. БАЛЯГА

В данном сборнике обобщена практика средней общеобразовательной школы с.Баляга Петровск-Забайкальского района Забайкальского, которая принимала участие в реализации мероприятий, направленных на повыше...

Организация работы учителя-логопеда специальной (коррекционной) общеобразовательной организации образования VIII вида

Организация работы учителя-логопедаспециальной (коррекционной)общеобразовательной организации образованияVIII вида...

Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"

laquo;Современная практика по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в  разные формы наставничества в рамках реализации проекта ...