«Эффективное использование цифровой образовательной среды на уроках математики»
учебно-методический материал

Неганова Ольга Викторовна

Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo_25.02.2021.docx202.41 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре

учителей математики

по теме «Эффективное использование цифровой образовательной

 среды на уроках математики»

(Слайд 1)

 Древняя китайская мудрость гласит:

«Расскажи мне -  и я забуду, покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня – и я пойму».

Салман Хан,

руководитель Khan Academy – платформы для образования,

Всемирного сервиса для получения знаний.

Входит в список 100 самых влиятельных людей планеты:

 «В вихре информационной революции жизнь меняется с молниеносной скоростью, поэтому способность к творчеству и аналитическое мышление не являются больше дополнительными опциями, они более не роскошь, а средство выживания.

Слайд 2

Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.

Слайд 3

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. Мы в своем выступлении остановимся на одном средстве: использование в образовательном процессе Школьной Цифровой Платформы.

В Перечне поручений Президента РФ от 30.01.2019 читаем:

Правительству РФ с участием ПАО «Сбербанк» и АСИ принять решения:

а) о проведении в 2019/2020 учебном году апробации цифровой платформы персонализированного обучения, обеспечивающей реализацию индивидуальных траекторий обучения и оценки результатов, на базе организаций, реализующих программы основного общего образования, не менее чем в 5 субъектах РФ. Срок – июль 2019 г.

Были определены этапы работы:

2018-2019 учебный год

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

РАЗРАБОТКА АЛЬФА-ВЕРСИИ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ

ВНЕДРЕНИЕ ПМО В 3ШКОЛАХ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

2019-2020 учебный год

АПРОБАЦИЯ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И УСТАНОВКА АЛЬФА-ВЕРСИИ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ

РАЗРАБОТКА КОНТЕНТА

АПРОБАЦИЯ ПМО В 5 РЕГИОНАХ, 15 ШКОЛ

2010-2021 учебный год

МАСШТАБИРОВАНИЕ

РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И МАСШТАБИРОВАНИЕ БЕТА-ВЕРСИИ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ 100+ ШКОЛ

Слайд 4

С 1 сентября 2019 года наша школа приступила к апробации персонализированной модели образования (ПМО) с использованием школьной цифровой платформы.

Научным руководителем программы «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» является Елена Ивановна Казакова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Слайд 5

Когда мы с детьми начали осваивать персонализированную модель образования, то в первую очередь установили общие правила работы, был создан, так называемый, Кодекс взаимодействия. В последствии, при переходе на дистанционное  обучение, данный кодекс был трансформирован применительно к ситуации. Обучающиеся были ознакомлены со структурой  построения модуля, учились ставить учебные цели и производить отбор заданий под поставленные цели.

(Переход на платформу)

Образовательный процесс строится по модульному принципу. Основную работу обучающийся выполняет в классе в своем индивидуальном темпе. Нет строгого деления на классную и домашнюю работу. Обучающийся всегда может вернуться к заданию, в котором допущены ошибки, и выполнить его заново. Ориентация на цели, выбор учебных целей, уровня их достижения самим обучающимся – системообразующий фактор ПМО. Все это положительно влияет на мотивацию обучающегося.

.

Выстраивая логику модулей, разработчики продумывали, как постепенно, от класса к классу, развивать математические и геометрические способности. Материалы Платформы можно по-разному соединять с работой по учебникам: — можно дополнять учебники и программу заданиями модулей; — можно создавать свои модули и задания, если вам привычно двигаться в своей логике, опираясь лишь на часть материалов Платформы; — можно отказаться от учебника и работать целиком по модулям Платформы  — их хватит для полноценного изучения математики, алгебры, геометрии в 5–9-х классах; — можно свободно менять программу модулей, переставлять их местами, брать что-то из других классов, добавлять свои модули.

(Показываем работу учителя с планом, как элементом рабочей программы учителя)

Что важно? Во-первых, у модулей Платформы есть пересечения со всеми ведущими УМК. Во-вторых, мы понимаем, что цель изучения математики, алгебры, геометрии в школе — не «вызубрить все формулы, определения, теоремы», а научиться понимать и анализировать, применять полученные знания в повседневной жизни, создавать и творить новое.

Цифровая платформа позволяет учителю как использовать готовый модуль, так и добавлять свой материал в модуль или полностью создать свой модуль Учитель может создать авторский модуль на школьном уровне и работать по нему, для этого можно сделать копию существующего модуля на ШЦП и внести в него необходимые правки.

Слайд 6

Раздел мы называем модулем, и в ПМО именно модуль, а не урок  является основной дидактической единицей. Как правильно спланировать изучение того или иного модуля учителю, чтобы предоставить детям возможность двигаться к цели в своем темпе? Для этого составляется Карта модуля.   В отличие от ежедневных планов-конспектов и технологических карт уроков, технологическая карта модуля пишется одна для нескольких уроков. Учебный модуль содержит основных 4 компонента: мотивирующий этап, этап планирования, этап реализации и этап подведения итогов. 

(Пример технологической карты модуля «Проценты», 5 класс)

Каждый модуль начинается с мотивирующего и проблемного задания. Мотивирующие задания позволяют обучающимся понять зачем изучать данный модуль, увидеть его связь с ключевыми идеями, определить свою готовность к изучению модуля. Кто-то из учеников сможет ответить на поставленный вопрос сразу, для кого-то это будет сделать сложно. Учитываются все мнения учащихся, но при этом никогда не говорим, кто из учеников прав. В момент дискуссии мы выясняем какие дополнительные знания надо получить, чтобы мы могли однозначно ответить на поставленную проблему. И обязательно в конце модуля, подводя итоги, с учащимися возвращаемся к проблемному вопросу. Как правило, практически все обучающиеся в этом случае уже могут дать правильный ответ на этот вопрос. Задания в модуле формируем по целям обучающихся:

 (Смотрим фрагмент урока: постановка учебных целей)

(Работаем с модулем)

Задания внутри модуля разбиты на уровни:

Уровень 1.0 служит в основном для информирования и диагностирования обучающихся и ориентирован на освоение цели уровня 2.0.

Уровень 2.0 – это уровень простейшего понимания. Задания данного уровня подобраны таким образом, чтобы при решении обучающийся показал свое понимание изучаемого материала и его применение на базовом уровне.

Уровень 3.0 – целевой уровень. Учащиеся должны уметь анализировать и применять изученное к различным примерам. Синтез нескольких простых элементов.

Уровень 4.0. На этом уровне обучающийся показывает умение исследовать, проектировать, переносить достигнутые образовательные результаты в другую область. Применение знаний в практических ситуациях. На данном уровне обучающийся демонстрирует углубленные знания и умения за пределами содержания изучаемой темы, применяет полученные знания в новом контексте.

Большой плюс в данной модели, что разработчики предусмотрели различные формы оценивания выполнения заданий: самопроверка учащимся по ключам, проверка учителем, автоматическая проверка, проверка работы одноклассником.

– Задания базового уровня проверяются автоматически, и учителю не нужно тратить на это время, он может уделить больше внимания оценке проектных и творческих заданий, обратной связи для ученика.

Важно, что задания на автопроверку формируются таким образом, что их нет в знаменитых ГДЗ (готовые домашние задания, популярные ресурсы в интернете, где есть ответы на задачи из популярных учебников.— это позволяет с высокой степенью уверенности делать вывод об освоении ребёнком базового материалы.

- Проверка работ по ключам дает учащимся возможность проверить свои работы самостоятельно, увидеть свои ошибки и провести работу над ними.

- На платформе представлены задания для взаимопроверки. Учащийся самостоятельно выбирает кому отправить работу на проверку.

- Проверка учителем.

На платформе предусмотрена обратная связь с учителем.

Использование платформы, как инструмента персонализированного образования, комбинированного обучения позволяет уделять обучающимся более индивидуальный подход, чем обычно дает традиционное обучение.

Стоит отметить, что цифровая платформа - инструмент персонализированной модели образования, ее можно использовать не на каждом уроке.

Сочетание модулей по математике и разнообразие задач в них обеспечивает необходимую степень гибкости и свободы учеников в отборе учебного материала, что делает возможным персонализированное образование в условиях классно-урочной системы.

На платформе учащийся не работает целый урок. Работа с цифровой платформой строго регламентируется нормами САНПиН.

Часть урока учащийся занят самостоятельной работой по индивидуальному маршруту.  При этом учитель организует работу детей и мониторинг учебной деятельности.

(показываем на платформе как отслеживается выполнение заданий)

Наличие индивидуального учебного маршрута не означает, что учащийся находится на уроке без внимания, а если необходимо, помощи учителя.

На уроках мы предоставляем ученикам возможность к взаимодействию.  А задания в модуле подбираются таким образом, чтобы их выполнение предусматривало коммуникацию между учениками. Здесь и работа в парах, группах, осуществление взаимопроверки или взаимопомощи, решение исследовательских и проектных задач.

Хочется остановиться на такой форме работы, как парковка идей

(Смотрим фрагмент урока)

 Парковка идей, проводимая в конце урока или на этапе подведения итогов модуля, также способствует развитию коммуникативных навыков, критического мышления и эмоционального интеллекта. Парковка идей — рефлексивная техника, представляющая собой письменное выражение идей, предложений, вопросов, озарений и выводов учеников, родителей. «Парковка идей» позволяет ученикам высказать свое мнение, а учителю — получить обратную связь, корректировать преподавание в соответствии с предложениями или объяснить детям, почему конкретное предложение не удастся реализовать.

Парковка идей: визуализируется на большом листе бумаге или досках и располагается на видном месте в классе таким образом, чтобы каждый имел к нему доступ, куда можно наклеивать стикеры Лист флипчарта или доска делится  на 4 поля.

К каждой области прикрепляется стикер с ответом на вопрос:

+  Что у меня получается хорошо?

Δ  Что хотелось бы изменить и сделать иначе?

?  Какие у меня есть вопросы?

!  Что я сегодня узнал/узнала?

●Что у меня сейчас получается хорошо?

●Что хотелось бы поменять и сделать иначе?

●Какие у меня есть вопросы?

●Что я сегодня удивительного узнал(а)?

Вы можете придумать для каждого вопроса знаки и визуализировать их.

Например +, Δ, ?, !.

Для оценки работы в группе учащимся предлагается Чек-лист

Работа в группах

 Самооценка

+/-

Взаимооценка

+/-

 Я  всегда активно участвовал во  всех заданиях группы (пары).  

 

Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары).  

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу

 

Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.  

 

 Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.  

 

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

 

Я подавал группе правильные ответы.  

 

 Он давал группе правильные ответы.  

 

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.  

 

 Он  работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.  

 

 Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим.    

 

Он выполнял не только свое задание, но и помогал другим.  

 

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.  

 

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.  

 

Какие же преимущества платформы мы видим?

В заключении хотелось отметить, что как и у многих образовательных платформ, так и у ШЦП есть свои достоинства и недостатки. Но платформа постоянно совершенствуется, исправляются ошибки, меняется содержание заданий.

Используя активно в своей работе цифровые ресурсы, мы в то же время глубоко убеждены в том,  что никакой цифровой сервис не сможет заменить учителя, эта профессия остро востребована сейчас и останется такой в будущем. Да, у нас появляется множество дополнительных ресурсов для обучения и источников информации, но роль учителя главная, только он может направлять ребёнка, прививать ему любовь к саморазвитию, обеспечивать, несмотря ни на что, получение им полезных навыков.

И в заключение хотелось бы сказать «Учитель школы востребован временем только тогда, когда он сам на острие этого времени». Удачи всем нам на этом пути!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и эффективное использование цифрового образовательного ресурса учителя английского языка

Цифровой образовательный ресурс – это инструмент, без которого невозможен труд учителя, стремящегося к повышению качества знаний учащихся, отвечающего требованиям современной педагогики, запроса...

Эффективные приемы использования интерактивной доски на уроках математики

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и р...

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка...

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка.

В работе рассматривается роль ИКТ в обучении иностранному языку на современном этапе, виды ИКТ, преимущества использования цифровых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку,этапы...

Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

В своей работе автор статьи изучает электронные и цифровые образовательные ресурсы, определяет их значение и роль для учителя и обучающихся в соответствии с задачами, которые ставит перед государством...

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка в условиях традиционной системы и при организации дистанционного обучения

Режим социальной изоляции, связанный с пандемией COVID-19, оказал существенное влияние на образование в целом и обучение иностранным языкам, в частности. Использование дистанционных форм работы явилос...