«Эффективное использование цифровой образовательной среды на уроках математики»
учебно-методический материал
Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском семинаре
учителей математики
по теме «Эффективное использование цифровой образовательной
среды на уроках математики»
(Слайд 1)
Древняя китайская мудрость гласит:
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня – и я пойму».
Салман Хан,
руководитель Khan Academy – платформы для образования,
Всемирного сервиса для получения знаний.
Входит в список 100 самых влиятельных людей планеты:
«В вихре информационной революции жизнь меняется с молниеносной скоростью, поэтому способность к творчеству и аналитическое мышление не являются больше дополнительными опциями, они более не роскошь, а средство выживания.
Слайд 2
Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.
Слайд 3
Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. Мы в своем выступлении остановимся на одном средстве: использование в образовательном процессе Школьной Цифровой Платформы.
В Перечне поручений Президента РФ от 30.01.2019 читаем:
Правительству РФ с участием ПАО «Сбербанк» и АСИ принять решения:
а) о проведении в 2019/2020 учебном году апробации цифровой платформы персонализированного обучения, обеспечивающей реализацию индивидуальных траекторий обучения и оценки результатов, на базе организаций, реализующих программы основного общего образования, не менее чем в 5 субъектах РФ. Срок – июль 2019 г.
Были определены этапы работы:
2018-2019 учебный год
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА АЛЬФА-ВЕРСИИ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ
ВНЕДРЕНИЕ ПМО В 3ШКОЛАХ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
2019-2020 учебный год
АПРОБАЦИЯ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И УСТАНОВКА АЛЬФА-ВЕРСИИ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ
РАЗРАБОТКА КОНТЕНТА
АПРОБАЦИЯ ПМО В 5 РЕГИОНАХ, 15 ШКОЛ
2010-2021 учебный год
МАСШТАБИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И МАСШТАБИРОВАНИЕ БЕТА-ВЕРСИИ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ 100+ ШКОЛ
Слайд 4
С 1 сентября 2019 года наша школа приступила к апробации персонализированной модели образования (ПМО) с использованием школьной цифровой платформы.
Научным руководителем программы «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» является Елена Ивановна Казакова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Слайд 5
Когда мы с детьми начали осваивать персонализированную модель образования, то в первую очередь установили общие правила работы, был создан, так называемый, Кодекс взаимодействия. В последствии, при переходе на дистанционное обучение, данный кодекс был трансформирован применительно к ситуации. Обучающиеся были ознакомлены со структурой построения модуля, учились ставить учебные цели и производить отбор заданий под поставленные цели.
(Переход на платформу)
Образовательный процесс строится по модульному принципу. Основную работу обучающийся выполняет в классе в своем индивидуальном темпе. Нет строгого деления на классную и домашнюю работу. Обучающийся всегда может вернуться к заданию, в котором допущены ошибки, и выполнить его заново. Ориентация на цели, выбор учебных целей, уровня их достижения самим обучающимся – системообразующий фактор ПМО. Все это положительно влияет на мотивацию обучающегося.
.
Выстраивая логику модулей, разработчики продумывали, как постепенно, от класса к классу, развивать математические и геометрические способности. Материалы Платформы можно по-разному соединять с работой по учебникам: — можно дополнять учебники и программу заданиями модулей; — можно создавать свои модули и задания, если вам привычно двигаться в своей логике, опираясь лишь на часть материалов Платформы; — можно отказаться от учебника и работать целиком по модулям Платформы — их хватит для полноценного изучения математики, алгебры, геометрии в 5–9-х классах; — можно свободно менять программу модулей, переставлять их местами, брать что-то из других классов, добавлять свои модули.
(Показываем работу учителя с планом, как элементом рабочей программы учителя)
Что важно? Во-первых, у модулей Платформы есть пересечения со всеми ведущими УМК. Во-вторых, мы понимаем, что цель изучения математики, алгебры, геометрии в школе — не «вызубрить все формулы, определения, теоремы», а научиться понимать и анализировать, применять полученные знания в повседневной жизни, создавать и творить новое.
Цифровая платформа позволяет учителю как использовать готовый модуль, так и добавлять свой материал в модуль или полностью создать свой модуль Учитель может создать авторский модуль на школьном уровне и работать по нему, для этого можно сделать копию существующего модуля на ШЦП и внести в него необходимые правки.
Слайд 6
Раздел мы называем модулем, и в ПМО именно модуль, а не урок является основной дидактической единицей. Как правильно спланировать изучение того или иного модуля учителю, чтобы предоставить детям возможность двигаться к цели в своем темпе? Для этого составляется Карта модуля. В отличие от ежедневных планов-конспектов и технологических карт уроков, технологическая карта модуля пишется одна для нескольких уроков. Учебный модуль содержит основных 4 компонента: мотивирующий этап, этап планирования, этап реализации и этап подведения итогов.
(Пример технологической карты модуля «Проценты», 5 класс)
Каждый модуль начинается с мотивирующего и проблемного задания. Мотивирующие задания позволяют обучающимся понять зачем изучать данный модуль, увидеть его связь с ключевыми идеями, определить свою готовность к изучению модуля. Кто-то из учеников сможет ответить на поставленный вопрос сразу, для кого-то это будет сделать сложно. Учитываются все мнения учащихся, но при этом никогда не говорим, кто из учеников прав. В момент дискуссии мы выясняем какие дополнительные знания надо получить, чтобы мы могли однозначно ответить на поставленную проблему. И обязательно в конце модуля, подводя итоги, с учащимися возвращаемся к проблемному вопросу. Как правило, практически все обучающиеся в этом случае уже могут дать правильный ответ на этот вопрос. Задания в модуле формируем по целям обучающихся:
(Смотрим фрагмент урока: постановка учебных целей)
(Работаем с модулем)
Задания внутри модуля разбиты на уровни:
Уровень 1.0 служит в основном для информирования и диагностирования обучающихся и ориентирован на освоение цели уровня 2.0.
Уровень 2.0 – это уровень простейшего понимания. Задания данного уровня подобраны таким образом, чтобы при решении обучающийся показал свое понимание изучаемого материала и его применение на базовом уровне.
Уровень 3.0 – целевой уровень. Учащиеся должны уметь анализировать и применять изученное к различным примерам. Синтез нескольких простых элементов.
Уровень 4.0. На этом уровне обучающийся показывает умение исследовать, проектировать, переносить достигнутые образовательные результаты в другую область. Применение знаний в практических ситуациях. На данном уровне обучающийся демонстрирует углубленные знания и умения за пределами содержания изучаемой темы, применяет полученные знания в новом контексте.
Большой плюс в данной модели, что разработчики предусмотрели различные формы оценивания выполнения заданий: самопроверка учащимся по ключам, проверка учителем, автоматическая проверка, проверка работы одноклассником.
– Задания базового уровня проверяются автоматически, и учителю не нужно тратить на это время, он может уделить больше внимания оценке проектных и творческих заданий, обратной связи для ученика.
Важно, что задания на автопроверку формируются таким образом, что их нет в знаменитых ГДЗ (готовые домашние задания, популярные ресурсы в интернете, где есть ответы на задачи из популярных учебников.— это позволяет с высокой степенью уверенности делать вывод об освоении ребёнком базового материалы.
- Проверка работ по ключам дает учащимся возможность проверить свои работы самостоятельно, увидеть свои ошибки и провести работу над ними.
- На платформе представлены задания для взаимопроверки. Учащийся самостоятельно выбирает кому отправить работу на проверку.
- Проверка учителем.
На платформе предусмотрена обратная связь с учителем.
Использование платформы, как инструмента персонализированного образования, комбинированного обучения позволяет уделять обучающимся более индивидуальный подход, чем обычно дает традиционное обучение.
Стоит отметить, что цифровая платформа - инструмент персонализированной модели образования, ее можно использовать не на каждом уроке.
Сочетание модулей по математике и разнообразие задач в них обеспечивает необходимую степень гибкости и свободы учеников в отборе учебного материала, что делает возможным персонализированное образование в условиях классно-урочной системы.
На платформе учащийся не работает целый урок. Работа с цифровой платформой строго регламентируется нормами САНПиН.
Часть урока учащийся занят самостоятельной работой по индивидуальному маршруту. При этом учитель организует работу детей и мониторинг учебной деятельности.
(показываем на платформе как отслеживается выполнение заданий)
Наличие индивидуального учебного маршрута не означает, что учащийся находится на уроке без внимания, а если необходимо, помощи учителя.
На уроках мы предоставляем ученикам возможность к взаимодействию. А задания в модуле подбираются таким образом, чтобы их выполнение предусматривало коммуникацию между учениками. Здесь и работа в парах, группах, осуществление взаимопроверки или взаимопомощи, решение исследовательских и проектных задач.
Хочется остановиться на такой форме работы, как парковка идей
(Смотрим фрагмент урока)
Парковка идей, проводимая в конце урока или на этапе подведения итогов модуля, также способствует развитию коммуникативных навыков, критического мышления и эмоционального интеллекта. Парковка идей — рефлексивная техника, представляющая собой письменное выражение идей, предложений, вопросов, озарений и выводов учеников, родителей. «Парковка идей» позволяет ученикам высказать свое мнение, а учителю — получить обратную связь, корректировать преподавание в соответствии с предложениями или объяснить детям, почему конкретное предложение не удастся реализовать.
Парковка идей: визуализируется на большом листе бумаге или досках и располагается на видном месте в классе таким образом, чтобы каждый имел к нему доступ, куда можно наклеивать стикеры Лист флипчарта или доска делится на 4 поля.
К каждой области прикрепляется стикер с ответом на вопрос:
+ Что у меня получается хорошо?
Δ Что хотелось бы изменить и сделать иначе?
? Какие у меня есть вопросы?
! Что я сегодня узнал/узнала?
●Что у меня сейчас получается хорошо?
●Что хотелось бы поменять и сделать иначе?
●Какие у меня есть вопросы?
●Что я сегодня удивительного узнал(а)?
Вы можете придумать для каждого вопроса знаки и визуализировать их.
Например +, Δ, ?, !.
Для оценки работы в группе учащимся предлагается Чек-лист
Работа в группах
Самооценка | +/- | Взаимооценка | +/- |
Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары). |
| Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары). | |
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу |
| Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу. |
|
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. |
| Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы |
|
Я подавал группе правильные ответы. |
| Он давал группе правильные ответы. |
|
Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. |
| Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. |
|
Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим. |
| Он выполнял не только свое задание, но и помогал другим. |
|
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
| Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
|
Какие же преимущества платформы мы видим?
В заключении хотелось отметить, что как и у многих образовательных платформ, так и у ШЦП есть свои достоинства и недостатки. Но платформа постоянно совершенствуется, исправляются ошибки, меняется содержание заданий.
Используя активно в своей работе цифровые ресурсы, мы в то же время глубоко убеждены в том, что никакой цифровой сервис не сможет заменить учителя, эта профессия остро востребована сейчас и останется такой в будущем. Да, у нас появляется множество дополнительных ресурсов для обучения и источников информации, но роль учителя главная, только он может направлять ребёнка, прививать ему любовь к саморазвитию, обеспечивать, несмотря ни на что, получение им полезных навыков.
И в заключение хотелось бы сказать «Учитель школы востребован временем только тогда, когда он сам на острие этого времени». Удачи всем нам на этом пути!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и эффективное использование цифрового образовательного ресурса учителя английского языка
Цифровой образовательный ресурс – это инструмент, без которого невозможен труд учителя, стремящегося к повышению качества знаний учащихся, отвечающего требованиям современной педагогики, запроса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/11/picture-191532-1618146550.jpg)
Эффективные приемы использования интерактивной доски на уроках математики
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-356221-1385580877.jpg)
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564750-1421258252.png)
Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока
Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-224996-1517335629.jpg)
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка.
В работе рассматривается роль ИКТ в обучении иностранному языку на современном этапе, виды ИКТ, преимущества использования цифровых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку,этапы...
Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
В своей работе автор статьи изучает электронные и цифровые образовательные ресурсы, определяет их значение и роль для учителя и обучающихся в соответствии с задачами, которые ставит перед государством...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-155638-1673276529.jpg)
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка в условиях традиционной системы и при организации дистанционного обучения
Режим социальной изоляции, связанный с пандемией COVID-19, оказал существенное влияние на образование в целом и обучение иностранным языкам, в частности. Использование дистанционных форм работы явилос...